Сценарий праздника "Святочные гулянья"

2803
Сценарий праздника

Автор: Лапина Светлана Александровна
Цель:
 приобщение дошкольников и младших школьников к русской традиционной культуре.
Задачи: - знакомство с обрядом колядования на Руси; - совмещение праздничного веселья с познавательной деятельностью; - развитие творческих способностей; - формирование навыков общения и создание праздничной атмосферы в детском коллективе. Предварительная работа: - познакомить ребят с традиционными святочными обрядами, атрибутами и героями обряда колядования; - разучить с детьми святочные песни, колядки, игры и хороводы; - объяснить значение слов: коляда, от латинского выкликать. Колядка, короткая песня величально-поздравительного характера. Колядовщики – исполнители колядок. Авсень, от слов овес, сеять – песня с пожеланиями добра и изобилия дому, семье; - вместе с детьми изготовить атрибуты обряда колядования – звезду, вертеп, месяц, мешок и рождественские подарки – сувениры для родителей, друзей и гостей праздника; - подготовить презентацию , установить аппаратуру для демонстрации презентации. Атрибуты и декорации: В зале декорация русской избы, за ней (до поры) скрывается тетка Федотья. Вертеп, звезда, месяц, изготовленные заранее, лежат на полу. Оборудование и материалы: Компьютер, колонки, экран,  презентация-игра "Загадки тётушки Федотьи".  Действующие лица: "Колядовщики" – мальчики в русских народных костюмах, ряженые – коза, Баба-яга с мешком, медведь, тетка Федотья. Роль ведущего исполняет взрослый.

Ведущая

На Руси в январе самым торжественным и одновременно радостным был и остается праздник Рождества Христова. С 8 января начинались Святые дни – Святки. Сельскохозяйственные работы закончены, наступает время отдыха и веселья.

По вечерам в Святые дни дети ходили по домам и пели особые песни – колядки. На взгляд самих поющих, напев коляды принято "тянуть в одно", петь в унисон. Ходили небольшими группами, причем группы формировались с учетом пола и возраста детей: мальчики ходили колядовать отдельно от девочек. В  зимнюю одежду облачались шиворот-навыворот, лицо размалевывали, даже в песне стремились изменить свой голос до неузнаваемости. С пением заходили в дом только к знакомым, выпрашивали угощение. Хозяева давали детям лепешку, пирог или копеечку, и они бежали в следующую избу, а на их место приходили другие. Хозяева никогда не выгоняли детей и давали всем, сколько бы ни приходило. Рассуждали так: "Я твоему дам, а ты моему. Вот и поквитаемся".

Такое веселое передвижение детворы от дома к дому, с пением и хорошим настроением, называют «обряд колядования», в старину он был самым любимым у детей среди многочисленных Святочных зимних забав. Хотите увидеть как это было?

Дети Да!

За дверью слышатся шум и смех, дети играют на свистульках, трещотках, колокольчиках. В дверном проеме появляется козья голова, блеяньем она приветствует собравшихся. С пением в зал входит процессия детей и ряженых, впереди шествия — коза, Баба-яга несет мешок для угощения, вереницу участников замыкает медведь. Ребята становятся в полукруг, один обращается к зрителям, произнося стихи нараспев:

Здравствуйте, хозяева добрые!
С Новым годом! С новым счастьем!
Чтоб здоровы были,
Много лет чтоб жили!

Мальчик (призывно).

Ой, ребята, нонче Святки,
Не пойти ль нам на колядки?

Мальчик (мечтательно).

Там блины, козули [рождественское печенье, для угощения колядовщиков]
И кисель в кастрюле!

Ребята берут заранее приготовленные атрибуты обряда со словами:

Звезда — моя!
А мой — месяц!
Вертеп — Мотьке, [мужское имя в сокращении, от полного Матвей]
А коза — Володьке!

Все смеются, Володька (один из мальчиков) берет козу за поясок, коза "бодается". Володька гладит козу, приговаривает:Володька
Козушка моя серая
По горке ходила,
Коза моя смелая
Волчика дразнила.
Коза подпрыгивает и мотает головой, дразнит воображаемого волка.

Волк такого не стерпел,
Взял козушку да и съел!
На слово "съел" коза падает на пол, дергает ногами, руками, притворяется съеденной. Дети жалеют козу, все тяжело вздыхают, кроме одного бойкого мальчика, который подходит к лежащей на полу козе со словами:

Мальчик
Нашей козе немного надо:
Решето овса, поверх колбаса,
Три куска сала...Все (хором)

Чтоб коза встала!!!
Коза неожиданно поднимается и торжественно объявляет:Коза

По деревне всей пройдем,
Каляду-авсень споём!
- Коляда-маляда!
- Пошто пришла?
- Косы просить!
- Пошто косы?
- Сено косить!
- Пошто сено?
- Коров кормить!
- Пошто коров?
- Молочко доить!
- Пошто молочко?
- Ребят кормить!
- Пошто ребят?
- Свиней пасти!
- Пошто свиней?
- Бугры ровнять!
- Пошто бугры?
- Красным девушкам гулять!
- Троим, двоим, Давно стоим
- Под окошечком,
- С лукошечком

С пением "Каляда-маляда" ребята идут по кругу, с окончанием песни встают в полукруг.

Ведущий

В старину на Руси был такой обряд.
Назывался...Все (хором). Коляда!Ведущий
С Рождества до Крещения ряженые ходили по дворам с козой...Коза (стучит копытцем).
Ме-е-е!Ведущий
Медведем...Медведь (мотает головой).
Р-р-р!Ведущий
Звездой, вертепом и месяцем.
Пели, просили подарки, хозяев поздравляли, здоровья желали.Мотька (с озорством).
С праздником, господа!
А кричать ли коляда?Ведущий
Кричитя!
Все поют Колядку по выбору педагога, двигаясь по кругу. Медведь, коза и Баба-яга идут противоходом в середине круга, изображая шествие ряженых. По окончании песни ребята перестраиваются в полукруг со словами:

Долго мы колядовали,
Ажно ноженьки устали.
Всю деревню обходили,
Про Федотью-то... (огорченно) забыли.Володька
А вот и дом Федотьи (показывает на декорации русской избы, обращаясь к товарищу.)
Моть, стучи в окно-ти. Матвей (в сокр. Мотя) стучит в окно со словами:Мотя
Здоровья тому, кто в этом дому.
Кто даст пирога, тому двор живота!Мальчик
Что, Федотья, наварила?
Что, родима, напекла?
Выноси-ка поскорей,
Не морозь-ка ты детей.Мальчик (выставляя ногу вперед на пятку).
У нас чеботы худые.
Все (жалобно, с притворством).
У нас ножки-ти зябнут.Мальчик (показывая руки в рукавицах).
У нас рукавички дырявы.Все (взявшись за кончик платка).
У нас ручки-ти зябнут.Баба Яга
У нас платочки то-о-оненьки.Все
У нас ушки-ти зябнут.Мальчик (ударяя себя в грудь).
И тулуп-то короток.Все (обнимая себя двумя руками, "замерзая").
Колядовщик передрог!!!Медведь (нараспев).
Зимой шубка не шутка.

(Хвалится своей шубкой, вразвалочку, гордо прохаживается перед детьми.)

Зимой тулуп всякому люб.Ведущий Давайте погреемся.
Все вместе поиграем,
А кто водит, посчитаем.

Ребята встают в тесный кружок и выбирают водящего считалкой.Ведущий

Зимний вечер темен, долог.
Насчитаю сорок елок.
Скину шубку на снежок.
Все пожалуйте в кружок.
Ну, а тот, кто водит,
Первым пусть выходит!

Ребята играют в русскую народную игру по выбору педагога, здесь же можно завести пляску.Мальчик (настойчиво, обращаясь к Федотьиному окну).

Мы и пели, и играли
Под твоим окошком.
Ты, Федотья, что ль глухая?
Выноси лепешку!Выходит тетка Федотья, в руках блюдо с угощением.Мотя (насмешливо).
Неси, неси, не тряси.Все (обращаясь к тетке).
Половину-ти не скуси!
Ребята громко смеются, играют на музыкальных инструментах, хлопают и топают.Тетка Федотья (с укоризной).
Сначала загадки отведайтя,
А потом и лепешкой обедайтя.

Тётка Федотья проводит игру "Загадки тетушки Федотьи" с использованием презентации (все вопросы игры читает взрослый). После игры тётка Федотья угощает колядовщиков пирогами, они с поклоном принимают угощение и под русскую плясовую покидают зал.литература:

  1. Архивы Нижегородского областного научно-методического центра народного творчества, Нижний Новгород, 1992-1993.
  2. Бордюг Н. Святочные обряды Нижегородской земли / Бордюг Н. Нижний Новгород, 1986.
  3. Гилярова Н. Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству / Гилярова Н.Н. М.: ООО Издательство РОДНИКЪ, 1996 .
  4. Камаева Т. Ю. Детские музыкальные праздники / Камаева Т.Ю. М.: Лайда, 1994.
  5. Краснопевцева Е. А. Поют дети / Краснопевцева Е.А. М.: Советская Россия, 1989 .




Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль