Урок математики в 5 классе по теме "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"

11411
Урок математики в 5 классе по теме


Автор:  Рузанова Ирина Михайловна,  учитель математики высшей категории,  МБОУ СОШ № 35 г.о. Самара 

Тип урока: комбинированный 

 
Длительность: 2 учебных часа Технологии обучения: личностно-ориентированная; проблемно-исследовательская; информационно-коммуникативная.Цель урока: используя ранее изученный материал научиться выполнять арифметические действия – сложение и вычитание арифметических дробей с одинаковыми знаменателями; развивать познавательный интерес к математике.Задачи:

  • обучающие: (формирование познавательных и логических УУД) научить складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями 
  • развивающие: (формирование регулятивных УУД) развивать умение ставить перед собой цель – целеполагание, как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; и планировать свою работу - планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; учить кратковременному расслаблению во время умственной работы 
  • воспитательные: (формирование коммуникативных и личностных УУД) учиться планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; учиться умению осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; учиться смыслообразованию т. е. установлению учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом-продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется. 

План:

Этап урока

Время (в мин.)  
1.

Организационный момент.

2
2.

Проверка домашнего задания

3
3.

Задание на повторение

7
4.

Актуализация темы и мотивация темы.

2
5.

Изучение нового материала. Сложение

4
6

Практическая часть. Игровое задание  Сложение

7
7

Время расслабления

3
8

Изучение нового материала. Вычитание

4
9

Практическая часть. Игровое задание  Вычитание

7
 

ИТОГО

40
 

Перемена

 
10

Изучение нового материала. Вычитание правильной дроби из единицы

3
11

Практическая часть. Выполнение номера из учебника

6
12

Практическая работа. Закрепление

11
13

Время расслабления

3
14

Контроль знаний. Математический диктант

8
15

Рефлексия

4
16

Выставление отметок

3
17

Задание домашней работы

 

Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы продолжим с вами изучение обыкновенных дробей. Научимся складывать и вычитать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями. На практике применим знания. В конце этих двух уроков проверим, как вы поняли эту тему, а также я попрошу вас самостоятельно оценивать свою работу на уроке, насколько вы прикладываете усилия, работаете ли вы в полную силу.
Итак, запишите, тема сегодняшнего урока: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями».

Проверка домашнего задания

Учитель: Ребята, одним из заданий на дом была игра на сайте «Классификация обыкновенных дробей по видам: правильные и неправильные дроби, сократимые и несократимые дроби». Расскажите, кто сколько набрал баллов (из 44 возможных). Какие названия дробей пришлось вспомнить? (Правильная дробь, неправильная дробь, сократимая дробь, несократимая дробь, дробь равная единице). Какие были трудности (например, необходимо учесть, что правильная дробь может быть также сократимой, а сократимая – неправильной, т.е. одна и та же дробь может быть размещена в разные группы). Что помогло в этой игре? (подсказка). Понравилась ли игра, хотели бы вы еще поиграть в такие интерактивные игры? Ребята, я вам доверяю, если вы получили от 37 до 41 балла могут себе поставить отметку «4», те, кто набрал от 42 до 44 баллов – отметку «5». Хорошо, что большинство из вас выполнило это задание, вы самостоятельно приняли решение выполнить дополнительное задание, и шли к выполнению этой цели.

Задание на повторение

Чтобы вы настроились на рабочий лад, я предлагаю вам выполнить задачу на повторение, пять первых человек, кто ее решит и поднимет руку, получит «5». Но помните, что выкрикивая с места ответ вы не только не получите отметку, но и других лишите такой возможности, а это даже хуже, потому что вы – один коллектив. Учитель: расскажите, как вы получили правильный ответ? Ученики: мы превратили смешанные дроби в неправильные, получилось:

9 1/3 = 28/3

4 4/5 = 24/5

1 2/25 =27/25
Соответственно, если первая девочка использовала баночки по 1/3 кг, то получается 28 баночек, если вторая девочка использовала баночки по 1/5кг, то получается 24
баночки, и если третья девочка использовала баночки по 1/25 кг, то у нее получилось 27 баночек. Вместе 28+24+27=79 баночек – правильный ответ Актуализация темы и мотивация темы. Учитель: Очень хорошо, продолжим урок.

А сейчас давайте подумаем, если бы у нас были два числа 6 и 3, что можно было бы с ними сделать? Ученики: сложить, вычесть, умножить, разделить. Учитель: а если у нас будут две обыкновенные дроби 6/7 и 3/7, можно ли с ними выполнить те же самые арифметические действия? Ведь у нас не всегда в жизни бывают только натуральные числа. Как же быть с дробями? Ученики: тоже можно складывать и вычитать…Изучение нового материала. Сложение Учитель: а как это сделать мы сегодня увидим, а я предлагаю посмотреть, как же все-таки можно сложить дроби с одинаковыми знаменателями. Учитель: Ребята, запишите эти примеры в тетрадь.

Практическая часть. Игровое задание Сложение

Учитель: Теперь немного поиграем и выясним, как вы поняли, как складывать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями. Сейчас вы увидите перед собой картинку, которую нужно открыть. Решая правильно пример, вы поднимаете руку, я вас спрашиваю, если ответ верный, то вы получаете сегодня на уроке фишку, в конце второго урока я подведу итог, пять человек, у которых будет больше всего фишек, получат достойную отметку. Для каждого примера будет дано 4 варианта заданий, прежде чем ответить хорошо подумайте. 

Время расслабления

Учитель: ребята, вы, наверное, знаете, что когда занимаешься одной и той же работой, то немного устаешь, лучший способ избежать утомляемости - на несколько минут отвлечься и постараться расслабиться. А если послушать в этот момент расслабления спокойную красивую музыку, то получится замечательный отдых. Приближается новый год, и мне хотелось бы, чтобы вы послушали фрагмент произведения нашего русского композитора Чайковского, на новогоднюю тему. Называется он «танец феи Драже ». Можете закрыть глаза и представлять что-то свое, а можете посмотреть на экране прекрасные новогодние картинки.

Изучение нового материала. Вычитание

Учитель: немного передохнули, продолжим, сейчас вашему вниманию будет представлен образец вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. Образец запишите в тетрадь.

Практическая часть. Игровое задание. Вычитание

Учитель: Теперь опять поиграем и выясним, как вы поняли, как вычитать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями. Сейчас вы увидите перед собой картинку, которую нужно открыть, за правильный ответ также – фишка. Для каждого примера будет дано также 4 варианта заданий, прежде чем ответить хорошо подумайте. Учитель: молодцы справились с заданием, сейчас прозвучит звонок на перемену, отдохните. Перемена!

Изучение нового материала. Вычитание правильной дроби из единицы

Учитель: Итак, ребята продолжим, в предыдущих заданиях мы вычитали дроби с одинаковыми знаменателями, а то делать если такую дробь нужно вычесть из единицы?, то есть из целого числа? Например, 1- 4/9? Давайте послушаем. Запишите образец в тетрадьПрактическая часть. Выполнение номера из учебника Учитель: выполните по образцу № 426 самостоятельно. Выполнили, поменяются тетрадями с соседом по парте, сверьте с написанными ответами на доске. Решившие все примеры правильно получают фишку.

№426

а) 1-2/5
б)1-3/4
в)1-4/7
г)1-10/11

Практическая работа. Закрепление

Сейчас на экране будут появляться примеры. Вы записываете примеры в тетрадь, выбирая правильный ответ из четырех, поднимаете руку, чтобы сказать правильный ответ. За правильный ответ – фишка. В итоге должно появиться слово – название одного из главных музеев нашей страны. Учитель: молодцы, справились с заданием, а музей – Эрмитаж.

Время расслабления

Перед самостоятельной работой опять немного передохнем и восстановим силы. На этот раз я предлагаю вам фрагмент балета Чайковского «танец цветов ». Отдохните.

Контроль знаний. Математический диктант

Учитель: а теперь проверим, насколько вы запомнили главные моменты нашего урока. Сейчас на экране перед вами будут появляться примеры, вы решаете их устно и ответ записываете дважды – в предложенный вам лист и в тетрадь. Листочки вы сдадите мне на проверку, а по тетрадям вы тут же проведете самооценку своей работы.

Рефлексия

Учитель: Ребята вот и подходит к концу наш урок. Как вы считаете, мы сегодня достигли нашей цели, почему?, что было трудным на уроке, как с эти можно бороться? Подумайте и поставьте себе за свой труд и работу отметку, поставьте сами, эту отметку никто из ребят не увидит, попробуйте быть честным с самим собой. Полностью ли вы участвовали в работе на уроке? Что нужно сделать, чтобы результат был лучше?

Подведение итогов

Учитель: ребята, давайте выясним, кто сколько сегодня фишек заработал? У кого сколько? Итак, …. Получают отметки. Приготовьте дневники, я распишусь.

Задание на дом

Учитель задает
А) номер из учебника по теме №427(. Обязательный)
Б) задача из Интернета по желанию. (заранее скидывает всем учащимся ссылки на их электронные адреса) Учитель: я думаю вам, ребята, будет интересно решить такую задачу самим. Номер из учебника по будущей теме №449 – сложение и вычитание дробей с разными знаменателями (для создания проблемной ситуации – как складывать и вычитать обыкновенные дроби с разными знаменателями, еще не проходили.)

Учитель: Итак, я была рада встрече с вами, интересуйтесь математикой, это, несомненно, отразится в положительную сторону в ваших размышлениях и действиях. До свидания.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль