Виды словарной работы на уроках русского языка в коррекционной школе VIII вида.

21270
Виды словарной работы на уроках русского языка в коррекционной школе VIII вида.

Автор: учитель русского языка и литературы: Куприянова Наталья Павловна. МКС(к)ОУ "С(К)ОШ №78" VIII вида

 Последовательность работы над новым словомДля качественного усвоения новых слов имеет значение определённая последовательность в работе:
1) восприятие слова на слух;
2) выяснение его лексического значения;
3) зрительное восприятие слова (первичное по карточке);
4) вторичное прочтение слова, постановка ударения, выделение ударной и безударной гласных или других орфограмм, которые нужно запомнить;
5) деление слов на слоги и для переноса;
6) запись слова в тетрадь с подчёркиванием буквы или букв, написание которых надо запомнить;
7) подбор родственных слов, запись их с подчёркиванием нужной орфограммы;
 8) составление словосочетаний и предложений с изучаемым словом;
9) запись лучшего предложения в тетрадь (из составленных учащимися или данных учителем).

Обычно умственно отсталые обучающиеся считают, что если слово относится к списку словарных слов, то в нём есть только те гласные, которые проверить ударением нельзя; поэтому, когда учитель предлагает учащимся в подобных словах найти ещё безударные гласные, проверяемые ударением, обучающиеся коррекционной школы не всегда могут их обнаружить. В данном случае учитель должен помочь им найти корень или однокоренное слово и разобрать его по составу.

При запоминании правописания словарных слов необходимо проговаривать их чётко, ясно, по слогам, так, как они пишутся. Проговаривая по слогам, учитель пишет слово, разделяя его на слоги. При изучении правописания словарных слов приём проговаривания является основным в работе. Уместно проводить хоровое произнесение слова по слогам, как при изучении правописания слов, так и при повторении. В работе со словарными словами можно использовать индивидуальные словарики, изготовленные самими учащимися. В них необходимо соблюдать такие правила записи: На каждой строчке пишется только одно слово; Каждое слово пишется с прописной буквы; Запись слова сопровождается постановкой ударения, выделением трудных орфограмм (карандашом другого цвета). Рядом пишется это же слово, разделённое на слоги.

Словарики окажут помощь только в том случае, если ученики будут вести их аккуратно, работать с ними систематически, а учитель будет периодически их проверять. Изучение словарных слов хорошо сопровождать иллюстративным материалом (картинками), который поможет учащимся полнее понять смысловое значение слов. Большую пользу принесёт использование картинного словаря. Красочное изображение слова помогает усвоению даже самого трудного слова. Картинный словарь облегчает работу по составлению небольших рассказов, предложений. Им нужно пользоваться при проведении словарных диктантов. В работе со словами, трудными для написания, необходимо пользоваться карточками.

Слова на них пишутся чёрным цветом, непроверяемые буквы выделяются другим цветом. Эти карточки используются в работе с классным наборным полотном "Запомни и пиши правильно" и в зрительных словарных диктантах. Чтобы добиться безошибочного написания трудного слова, обучающийся должен много раз написать его, выполняя всевозможные упражнения в связи с изучением программного грамматического материала. Необходимым видом работы является составление предложений самими учащимися. Это даст учителю возможность проверить, правильно ли обучающиеся поняли значение данного слова. Фронтальный опрос при усвоении правописания трудных слов необходимо проводить как можно чаще: один ученик называет два – три слова, другой продолжает. Данный приём помогает учащимся изучить весь необходимый словарь трудных слов.

Работу с такими словами можно связать с выполнением упражнений из учебника, с домашним заданием и со всеми видами самостоятельной работы. Знакомство с правописанием словарных слов и закрепление могут проводиться в начале, в середине и в конце урока в зависимости от темы, цели урока и видов работ, используемых на данном уроке. Когда накопится достаточное количество изученных слов, полезно их сгруппировать так, чтобы они были связаны между собой одной темой. Словарная работа по темам позволяет учителю организовать работу по закреплению правописания словарных слов, связать её с развитием речи, даёт учителю возможность проверить правильность усвоения значения слова и употребления его в речи. Например, на доске записываются слова: инженер, завод, автомобиль, директор, грамота.

После соответствующей работы со словами предлагается ответить на вопросы: о ком можно составить рассказ? Какой заголовок ему можно дать? Составленный рассказ учитель записывает на доске. Непроверяемые гласные выделяются (подчёркиваются). Затем рассказ два- три раза перечитывается детьми и закрывается. Обучающиеся пишут по памяти рассказ, выделяя в словах безударные непроверяемые гласные. Потом текст на доске открывается, и учащиеся проверяют свои работы. В слабом классе можно предложить, написанный на доске текст, списать и подчеркнуть непроверяемые гласные. По этим же словам дать задание на дом: выучить написание трудных слов, составить с ними предложения и записать их в тетради.

Виды словарно-орфографической работы в школе.

Для закрепления изученных слов можно использовать и такие виды работ, как
1. картинное письмо, зрительный и слуховой предупредительные диктанты, объяснительный диктант, выборочный предупредительный и объяснительный диктанты, творческие диктанты, диктанты "Проверяю себя", устный диктант, контрольный диктант;
2. загадки;
 3. дописывание стихотворений словарными словами;
4. подбор слов с заданной безударной гласной или другой необходимой орфограммой;
5. запись пропущенных букв и составление предложений со словами;
6. запись слов по темам, видовым признакам;
7. определение словарных слов в предложениях, стихотворениях;
8. преобразование слов;
9. этимологические справки по изучаемым словам;

10. работу с орфографическим словарём.

Для выработки навыка правописания словарных слов можно использовать работу с индивидуальными карточками, на которых написаны гласные буквы.
1. На доске написаны слова с пропущенными безударными буквами. Учитель показывает на место гласной, обучающиеся поднимают карточку с нужной гласной.
2. Учитель показывает обучающимся карточку с гласной, обучающиеся называют слова, в которых она пишется.
3. Учитель называет слова с безударными непроверяемыми гласными, обучающиеся поднимают карточки с нужными гласными. Можно проводить комментированное письмо изученных слов. Начинает его ученик, сидящий за первой партой. Он называет любое изученное слово, объясняет значение (если затрудняется, то на помощь приходят другие ученики), указывает ударный слог, выделяет непроверяемую гласную. Все записывают это слово в тетрадях, проставляя ударение, подчёркивая гласную. И так каждый ученик по очереди называет своё слово.

Иногда дети обмениваются тетрадями, проверяют написанные слова. Можно составить вопросы, ответом на которые является словарное слово. В 6 классе, например, изучается слово гербарий. Вопрос: как вы называете засушенные растения? Или: как вы называете тех, кто живёт рядом с вами? (соседи). Как называют дорогу, покрытую асфальтом? (шоссе). Садовые ягоды чёрного цвета? Как называется кисломолочный продукт? (кефир). Чтобы вызвать интерес к словарной работе, можно предложить найти "потерявшийся" слог: …чина, ( мужчина ), ..женер ( инженер ), собрать слоги: та, пла., не ( планета ), ном, гас, тро ( гастроном ), найти "выпавшие" гласные: ( п.чт.ль.н, бл.г.д.р. – почтальон, благодарю), выписать по 5-6 слов из словарика на указанную букву. Так, в 8 классе у учащихся получается примерно следующая запись: К г Э Клиент гражданин экватор Коловорот гарнитур элеватор Километр гастроном экскаватор Кабинет государство электричество Континент галантерея эскалатор

Можно провести игру "Знаешь ли ты птиц и зверей?".

Ещё до урока на доске рисуются клетки и вписываются в них некоторые буквы искомого слова, называющего какого – либо зверя или какую – либо птицу. По этим буквам и клеткам учащиеся должны определить, какое слово следует вписать: .оро… (воробей ) .оло… ( соловей ) .оро.. ( сорока ) …ица (лисица) .е..е.ь (медведь) .лень (олень) В данном случае клетки заменены точками. В 8-9 классах ученики могут работать с орфографическим словарём. При этом им необходимо хорошо знать алфавит. Обучая записывать словарные слова в алфавитном порядке, необходимо объяснить, что при размещении слов, которые начинаются с одной буквы, надо смотреть на вторую и последующие буквы. Учащиеся упражняются в нахождении слов по орфографическому словарю. Эта работа очень сложная и требует на первых порах терпения и большой помощи учителя. Демонстрационные карточки со словарными словами используются очень часто. В каждом классе свой набор карточек. Их можно использовать как при первом знакомстве со словом, так и в дальнейшем, при закреплении его правописания. В последнем случае орфограмма в слове закрывается, а ученики называют её. Нравится обучающимся работа с сигнальными карточками, на которых написана одна буква, представляющая орфограмму в данном слове. Учитель называет слово, а обучающиеся поднимают карточки с нужной буквой. Такой вид словарной работы позволяет учителю дать на закрепление большее количество слов и проверить знание словарных слов сразу всех учащихся, а также спланировать индивидуальную работу с теми детьми, которые не усвоили какие – то слова.

Эффективной при закреплении изученных слов является игра "Ответственный". Игра проводится следующим образом. От каждого ряда назначается ответственный, и, таким образом, двое (или трое) учеников выходят к доске. Они записывают столбиком слова из словарика (5-6 слов) по предложенным темам, например, таким: "Дом", "Профессия", "Труд", "Школа", "Транспорт", "Родина", "Почта", "Пища", "Вещи".
Если в слове допущена ошибка, раздаётся хлопок. Случается, ответственный не может найти ошибку, тогда ему помогает кто – то из учеников, сидящих в том же ряду, что и он.

Выигрывает тот ряд, чей ответственный не получил ни одного хлопка, то есть не допустил ни одной ошибки. Дети любят такой вид работы, каждый стремится выйти к доске, старается быть внимательным и написать все слова без ошибок. Не менее интересной в работе над словами является игра «Кто как голос подаёт?» Она имеет целью закрепление правописания словарных слов и развитие зрительного восприятия. На доске в столбик укрепляются таблички с названием животных, в которых пропущены безударные гласные (к.рова, с.бака, п.тух, с.рока, в.р.бей, л.гушка). Дети прочитывают несколько раз эти слова, объясняют их правописание, запоминают, в каком порядке они записаны. Затем слова закрываются, остаются видны только порядковые номера. На отдельных карточках записаны слова – действия (мычит, лает, кукарекает, стрекочет, чирикает, квакает).

По вызову учителя ученик берёт карточку с написанным на ней словом, обозначающим действие, и укрепляет рядом с соответствующим словом, обозначающим предмет. Здесь могут произойти смешные ситуации, которые дети охотно исправляют. Эта игра может использоваться при изучении тем "Нераспространённые предложения" и "Части речи". В 5-6 классах широко используются игры с целью активизации словаря, закрепления слов. Игра «Кто больше?» Учитель предлагает за определённый промежуток времени записать по памяти как можно больше слов из словаря. По сигналу учителя ученики приступают к работе. Выигрывает тот, кто успеет без ошибок записать большее количество слов.

Игра "Эстафета". У каждого ряда листок бумаги и карандаш. По сигналу ученики каждого ряда, начиная с последней парты, записывают на листке слово из словаря и передают листок впереди сидящему товарищу. Выигрывает тот ряд, чей листок на эстафете первым попадёт на учительский стол. При этом нужно соблюсти следующие условия: слова не должны повторяться, не должно быть ошибок (ученики имеют право исправлять и свои ошибки, и ошибки товарищей по ходу работы). Выборочные диктанты проводятся следующим образом. Из прочитанных учителем предложений выписать словарные слова:

Хирург выписал больному рецепт. Лекарство покупают в аптеке. Паспорт является документом каждого гражданина. Население села Каралит составляет три тысячи человек. Бабочки, мухи, комары, пчёлы – насекомые. У больного высокая температура. Наша Земля – голубая планета.

Ученики 7 класса выписывают следующие слова: хирург, лекарство, паспорт, документ, население, насекомое, температура, планета. Можно дать предложения, в которых требуется дописать слово. Например: У ученика красивый…(почерк). На … (стадионе) спортсмены играют в футбол. Скорый поезд подошёл к …(платформе). У больного высокая …(температура). Собака услышала…(хозяина) и перестала лаять.

Следующий вид работы: вывешивается картина, а ученики по её содержанию выписывают как можно больше словарных слов. Например, по картине на тему «Город» можно записать следующие слова: асфальт, тротуар, электричество, машина, трамвай, троллейбус, автомобиль, берёза, велосипед, гастроном, милиция, население, продавец, спектакль, стадион, универмаг, экология. (В зависимости от класса). На тему "Деревня": деревня, берёза, курица, антенна, корова, фонарь, калитка, электричество.

Для учащихся 5 класса, чтобы вызвать интерес к такому виду деятельности, можно изготовить наглядные пособия, на которых кроме рисунка, изображающего тот или иной предмет, записаны слова с пропущенными буквами. Например, рисунок, изображающий снеговика, а рядом в столбик помещены слова: ребята, пальто, мороз, валенки, коньки. Рисунок какого-либо инструмента, а рядом слова: молоток, стамеска, долото, верстак, станок, инструмент. (Слова даются с пропущенными буквами). Рисунок портфеля и слова: портфель, карандаш, пенал, дневник, пример. Для лучшего усвоения слов с непроверяемыми написаниями иногда необходимо объяснять их происхождение. Например, объяснить, что в словах телефон, телеграф, телевизор, телескоп первая часть теле- пришла в русский язык из греческого языка и обозначает – далеко. Слово библиотека пришло из греческого языка, сложено из двух частей: библион- -книга, тэке—хранилище. Велосипед изобретён в 19 веке, а само слово представляет сочетание двух латинских корней: вело – от быстрый и пед- нога. Особенно интересна учащимся такая работа, когда слова им близки. Например, слово каникулы в переводе с латинского языка означает собачонки. Каникула – Собачонка – так именовали римляне звезду Сириус. Когда Каникула – Сириус появлялась над горизонтом, в Риме начинались самые жаркие дни лета. Объявлялся перерыв во всяких занятиях. Этот перерыв и назывался каникулами. Нужно предлагать детям строить предположения, почему возникло то или другое название. Конечно, это касается слов с прозрачным значением. Например, шиповник, рябина. Не всегда словарную работу можно выделить в отдельный этап, так как на уроке русского языка нужно выполнить много упражнений и заданий по основной теме. В таком случае можно решать задачи урока на материале словарных слов.

Словарная работа, связанная с  изучением темы "Имя существительное". Так в 5 классе при изучении темы "Имя существительное" обучающимся предлагаются следующие задания со словарными словами:

1.Выписать из словарика 5-6 слов – имён существительных .
2.Из группы имён существительных выписать в три столбика слова мужского, женского и среднего рода: запад, север, матрос, инструмент, верстак; защита, природа, география, свобода, верёвка; болото, естествознание, долото, железо, расстояние.

3.Записать рядом с именами существительными мужского рода парные имена существительные женского рода: Пассажир – пассажирка Партизан – партизанка Сосед – соседка Хозяин – хозяйка

4. Поставить имена существительные в множественное число: Адрес – адреса Библиотека – библиотеки Болото – болота Верстак – верстаки Коллекция – коллекции

5. Выписать из словарика 7-8 имён существительных, определить их склонение: природа (1 скл.), салат(2 скл.), железо (2 скл.) и т. д.

6. Указать падеж имён существительных в сочетании слов, например: уверенность в победе, вера в победу. Езда в автомобиле, езда по шоссе.

7. Поставить имена существительные в нужный падеж: находиться в (отряд), любуюсь (горизонт), ковать (железо), идти в (колонна), вырезать из (картон), беречь (природа), заниматься (физкультура).

8. Просклонять словарные слова – имена существительные 1, 2, 3 склонения: граница, конверт, жизнь.

9. К данным прилагательным подобрать имена существительные с непроверяемыми безударными гласными: Зимние (каникулы) Столярный (инструмент) Вкусный (творог) Сильный (матрос) Зелёная (равнина) Необитаемый (остров) Богатая (коллекция)

10. К данным словам подобрать однокоренные существительные. Подчеркнуть безударные непроверяемые гласные. Заботливый (забота) Картонный (картон) Металлический (металл) Столичный (столица) Свободный (свобода) Географический (география)

11.Закончить предложения однородными членами – существительными, в которых есть непроверяемые гласные в корне: На верстаке лежат инструменты: (молоток, долото, стамеска). Мне нравятся предметы: (география, естествознание, физкультура).

12. Данные имена существительные распределить в три столбика соответственно склонениям: беседа, железо, остров, север, столица, естествознание, география, область, расстояние, космос.

13.Данные имена существительные заменить близкими по значению словами: Водитель (шофёр) Перерыв (антракт) Раздевалка (гардероб) Врач (хирург) Дорога (шоссе) Набор мебели (гарнитур) Главный город (столица) или Москва (столица)

14. Составить предложения с данными словами. Подчеркнуть в словах безударные непроверяемые гласные. Природа, равнина, болото. – 5 класс. Делегат, документ, кабинет – 7 класс.

15. Подобрать имена существительные с непроверяемыми безударными гласными, которые являются названиями одежды, обуви, профессии людей: Пальто… Ботинки… Токарь… 16. Написать имена существительные (в два столбика), которые являются названиями машин, орудий труда: Эскалатор, экскаватор, комбайн, трактор, велосипед, долото, ножницы, стамеска, автобус, рубанок, топор, напильник.

Все эти задания можно усложнить, в зависимости от класса и изучаемого материала. Например, к последнему дополнительно: указать склонение существительных или найти существительные, имеющие только форму единственного числа, и существительные, имеющие только форму множественного числа (долото, ножницы). В каждом классе ведётся работа по закреплению и углублению знаний по теме "Состав слова". При этом появляется возможность снова использовать слова из словаря.

Предлагаются следующие задания:

 1. Выписать слова, состоящие из одного корня (агроном, багаж, билет, инженер, календарь, комбайн, овраг, матрос).
2. Из группы слов выписать слова, состоящие из корня и окончания (лекарство, беседа, верёвка, железо).
3. К данным словам подобрать однокоренные. Выделить корень (свобода – свободный, освободить, соседи – соседка, соседушка, по соседству, соседский).
4. Подобрать к именам существительным однокоренные слова (существительные) с суффиксами – чик, -ик, -ник, например: вагон – вагончик, билет – билетик, багаж – багажник, газета – газетчик.
5. Подобрать однокоренные слова с приставками, например: берёза – подберёзовик, город – пригород, дорога – подорожник, мороз – заморозил, дежурный – подежурить, беречь – сберечь, тренировать – потренировать.
 6. От данных слов образовать слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Подчеркнуть непроверяемые безударные гласные. Остров – островок. Лимон – лимончик. Апельсин – апельсинчик. Балкон – балкончик. Ботинки – ботиночки. Верёвка – верёвочка. Помидор – помидорчик.
 7. В однокоренных словах вставить непроверяемую гласную: м.роз – м.розить, м.розильник, зам.р.зки; Твор.г – тв.рожный; П.м.дор – п.м.дорный, п.м. дорчик.

8. Из данных слов с пропущенными непроверяемыми гласными выписать слова, состоящие из корня; из корня и окончания; из корня и суффикса; из приставки, корня и суффикса; из приставки, корня и окончания. Сев.р, к.лонна, зап.дный, ст.лица, м.л.ток, бр.гадир, .громный, к.раблик, тракт.р, з.щита, .тряд, п.беда.

Упражнения, связанные с изучением темы "Звонкие и глухие согласные в корне слова".

1. Вместо точек вставить подходящие по смыслу словарные слова. Подчеркнуть непроверяемые безударные гласные. На лодке мы переплыли на другой …(берег). Четвёртый день недели – (четверг). Письмо вкладывают в …(конверт). Шёл …(отряд) по берегу. Из молока можно сделать …(творог). За Родину сражается …(солдат).
2. Данные слова заменить словарными, подходящими по смыслу. Непроверяемые безударные гласные подчеркнуть. Перерыв - …(антракт). Хлеб с маслом – бутерброд. Раздевалка – гардероб. Магазин – универмаг. Врач – хирург. Группа – отряд.

 3. Записать слова с непроверяемыми гласными. Подчеркнуть сомнительные гласные. Город, берег, огород, арбуз, обед, адрес, запад, морковь.

 Словарная работа, связанная с изучением темы "Имя прилагательное".В 6 классе при изучении темы "Имя прилагательное" словарные слова можно использовать в следующих заданиях.

1. От существительных Родина, смородина, ремонт. Календарь, шоколад образовать имена прилагательные (родной, смородиновый, ремонтный, календарный, шоколадный).

2. Поставить словосочетания в нужном падеже: Пассажирский вагон – в Р. П.п. Интересный календарь – в П.п. Прекрасный день – в Т. п. Высокая температура – в В.п. Интересная программа – в Д.п.

3.Просклонять словарные слова – имена прилагательные: прекрасная (погода), прекрасный (день), прекрасное (настроение). Огромная (страна), огромное (небо), огромный (остров). 4.К данным словам подобрать подходящие по смыслу имена прилагательные: б.ссейн, бр.гада, в.л.с.пед, к.б.нет, л.т.р.тура, м.р.ж.ное, н.с.ление, поч.рк. (Тёплый, дружная, новый, математический, родная, вкусное, большое, небрежный).

Словарная работа, связанная с изучением темы "Глагол".
В 7-8 классах при изучении темы "Глагол" даются такие задания:

1. Выписать из словарика глаголы и определить их спряжение.
2. Найти среди словарных слов глаголы и проспрягать их. Я берегу. Мы бережём. Ты бережёшь. Вы бережёте. Он бережёт. Они берегут.
3. От имён существительных образовать глаголы. Например: швея – шить, мастер – мастерить, продавец – продавать, операция – оперировать, телеграф – телеграфировать.
4. От существительных образовать глаголы первого, второго и третьего лица: обед – обедаю завтрак – завтракаешь Продавец – продаёт отдых – отдыхаем Победа – побеждаете ужин – ужинают
5.Данные словосочетания заменить глаголами с непроверяемыми гласными. Одерживать победу – (побеждать). Приносить благодарность – благодарить. Осуществлять защиту – (защищать). Принести свободу – (освободить). Сделать выкройку – (выкроить). Расположиться на отдых – (отдыхать).
6.Данные слова с непроверяемыми безударными гласными выписать по частям речи. Непроверяемые гласные подчеркнуть. Прекрасный, середина, билет, командовать, солдат, бюллетень, токарный, документальный, побеждать, чертить, памятный, государство, километр.Словарная работа, связанная с изучением тем "Имя числительное", "Наречие". Закреплять словарные слова можно и при изучении тем "Имя числительное" и "Наречие" в 9 классе. Предлагаются следующие задания.

а). Записать имена числительные прописью, вставить непроверяемые гласные в словарных словах: 11 адв.катов, 4 г.рн.тура, 20 прав.н.рушений, 15 ад.ютантов, 7 ч.л.век ж.ри.
Ответить на вопросы. Подчеркнуть безударные непроверяемые гласные в словарных словах. Во сколько лет человек получает паспорт гражданина России? Сколько дней продолжаются весенние каникулы? Сколько градусов тепла или мороза показывает сегодня термометр? Сколько лыжников участвовало в соревнованиях? б). Среди слов с непроверяемыми написаниями найдите наречия. Адв.кат, л.кв.дировать, п.том, с.йчас, з.ведующий, а..уратно, инт.ресно, к.л.в.рот, пр.красно, с.годня, ин.г.родний. в). Составить словосочетания с данными наречиями – словарными словами. А..уратно … (писать). Пр.красно ... (рисовать). Инт.ресно … (рассказывать). С.йчас … (поздравить). П.том … (сделать). Нез.метно … (дошли). Очень хороший результат в запоминании словарных слов даёт использование загадок и заданий типа "Угадай последнее слово", решение кроссвордов.

Использование словарных слов на уроках развития речи в школе и в заданиях по развитию речи.

Загадки.

1. В будке спит. Дом сторожит. Кто к хозяину идёт, она знать даёт. Собака.
2. Маленький, беленький, по лесочку прыг-прыг, По снежочку тык-тык. Заяц.
3.Из куста появился, в карман покатился, на зубах очутился. Орех.
4. Невидимкою зимою он является ко мне. И рисует, как художник, он узоры на окне. Мороз.
 5. Отстегал по ушам, отстегал по щекам, Шапку с головы сорвал и … удрал. Ветер.
 6. Он признался ножу: - Без работы я лежу. Построгай меня, дружок, чтобы я работать мог. Карандаш.
 7.Скачет зверушка, не рот, а ловушка. Попадёт в ловушку и комар, и мушка. Лягушка.
8.Бегает среди камней, не угонишься за ней. Ухватил за хвост, но – ах! Удрала, а хвост в руках. Ящерица.
 9. Где встречается такое, что земля над головою? Метро.
10. Что за комната такая? Очень светлая, большая, Парты ровными рядами, а за партами мы сами. Класс.
11. Что за чудо – синий дом? Ребятишек много в нём! Носит обувь из резины и питается бензином. Автобус.
12. Не вода и не суша, На лодке не уплывёшь И ногами не пройдёшь. Болото.
13. Чудеса по вечерам я показываю вам. На моём, друзья, экране то моря шумят в тумане, То плоды качает сад. Есть программы для ребят. Телевизор.
14. Иду в воду – красен, Выйду – чёрен. Железо.
15. Строит заводы, машины, дома. Подходят рабочие и мастера. Он скажет, что сделать, каков тут замер, Составит чертёж … (инженер).
16. Есть в квартире молодец, Математик и мудрец. Постоянно круглый год Точный счёт он дням ведёт. Календарь.
17. Хороший сплочённый, сильный актив Называют его … коллектив.
18. Летом там отдыхают ребята: Палатки, песни у костров, Мы тоже были там когда-то И не забудем тех вечеров. Лагерь.
19. Школьный дом одноэтажный Улыбается окном. Грач по нивам ходит важный, Словно сельский … агроном.
20. На конверте пишем город, Улицы названье, Имя, номер дома, фамилию – и до свиданья! Адрес. 21. Снаружи смотришь – дом как дом, Но нет жильцов обычных в нём, В нём книги интересные Стоят рядами тесными И Черномор, и князь Гвидон, И добрый дед Мазай. Как называют этот дом – Попробуй угадай! Библиотека.
22. Мирный, тихий разговор Я веду с соседом. Нет волненья, ясен спор – Теплится …. Беседа.
23. Я зашёл в зелёный дом И недолго пробыл в нём. Оказался этот дом Быстро в городе другом. Вагон.
24. Лист бумаги по утрам на квартиру носят нам. На одном таком листе много разных новостей. Газета. 25. И у мамы есть, и у папы есть, И у тебя есть. Чтоб тебя узнать, надо вслух назвать. Фамилия.
26. Испекли мы каравай , как собрали … урожай.
27. К дальним сёлам, городам Что идёт по проводам? Светлое величество – Это … электричество.
28. Без крыльев летит, без ног бежит, Без паруса плывёт. Облако.
29. Это случается вдруг, но не дважды. Какое слово? Однажды. 30. Когда нас бранят за шалости, Мы говорим … простите, пожалуйста. 31. Тучек нет на горизонте, но раскрылся в небе зонтик. Через несколько минут опустился … парашют.

Занимательный материал, связанный с изучением словарных слов.

КРОССВОРДЫ.
"Начинай с буквы М"
1. Одна из двенадцати частей года. 2. Подземная железная дорога. 3. Мера времени. 4. Шкаф, стол, стул – одним словом. 5. Помещение для продажи товаров. 6. Транспорт. 7. Овощ. 8. Сильный ветер со снегом. 9. Напиток белого цвета, полезный для детей и взрослых. 10.Предмет из плотного материала для картофеля и других овощей. 11.Погода зимой.

Словарная работа как средство коррекции отдельных сторон психической деятельности учащихсяДля работы с детьми, способными выполнять задания первого уровня требований, можно попробовать усложнить задания с целью увеличения их самостоятельности и стимулирования интеллектуальной деятельности. Они направлены на активизацию словесно-логического мышления, усиление речевого действия учащихся, осуществление умственных операций на основе интуиции и более напряжённого внимания. Первая группа приёмов предусматривает нахождение нового слова и формулирование темы словарно-орфографической работы на основе установления детьми смысловой связи в используемом для нахождения словарного слова лингвистическом материале.

Например, учитель говорит: Вы сможете назвать новое слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке, если определите характер смысловой связи между словами в данных парах. М.г.зин - пр.д.вец Б.льница - врач Т.атр - .ктёр Космический к.рабль - ? Какая смысловая связь между словами каждой пары? С каким словом мы познакомимся на уроке?» Вариант ответа учащихся: В каждой паре первое слово обозначает место работы, второе связано с профессией. В магазине – продавец, в больнице – врач, в театре – актёр, а на космическом корабле – космонавт. Значит, сегодня мы познакомимся со словом космонавт. Ко второй группе относятся приёмы, предусматривающие определение нового слова из словаря на основе выявления закономерности его образования. Например, учитель предлагает задание: Внимательно посмотрите на данную запись. С.зон винтик зонтик К.вок ук.зал ? Назовите новое слово, с которым мы познакомимся на уроке. Как его определить?

 Вариант ответа обучающихся: Это слово вокзал. Так как слово зонтик образовано из последних слогов первых двух слов верхней строки, то новое слово мы должны составлять из последних слогов слов нижней строки.

При выполнении такого типа упражнений у обучающихся развиваются логическое мышление, аналитико-синтетические способности, устойчивость внимания, языковая интуиция, связная аргументированная речь. Одновременно они учатся строить простейшие рассуждения, умозаключения. Ценность этих упражнений состоит в том, что с их помощью можно повышать грамотность обучающихся за счёт пропуска орфограмм и соответствующих заданий. Например, вставить в исходные слова пропущенные буквы и сгруппировать их по орфограммам. В третью группу входят приёмы, связывающие искомое слово с изученными и изучаемыми темами русского языка.

Самый простой вариант: назвать новое слово, которое будем изучать, соединив первые буквы записанных словарных слов: Сев.р, адр.с, лес.ница., .птека, твор.г. Искомое слово – салат. Второй вариант: назвать новое слово, с которым познакомимся на уроке, соединив первые слоги слов к.стюм и М.сква. Искомое слово – космос. И сложное задание: назвать новое слово, которое будем изучать, последовательно соединив первые буквы имён существительных женского рода: .хота, твор.г, в.рстак, в.рёвка, р.кета, адр.с, .птека, г..графия. Искомое слово: овраг. Введение новых слов в активный словарь связано с изучаемыми в данный период темами русского языка. Упражнения направлены на овладение простейшими правилами практической логики.

Способ 1. Составление предложений, в каждое из которых включается изученное слово из словаря, а также вводится одно из понятий, обобщающих значения каждого ряда слов. Например: Токарь тренер хирург Гастроном универмаг универсам Отец бабушка мама Соответственно для слов первой строки общим понятием будет слово профессия, для второй – магазин, для третьей – родственники. На уроке познакомились со словом экзамен. Варианты ответов: На экзамене по труду мне попался билет о профессиях. После экзамена мы зашли в магазин и купили мороженое. Я хорошо сдал экзамен, и мои родственники очень обрадовались.

Способ 2. Многократное распространение предложений. Учитель называет предложение, в состав которого входит изученное на уроке слово. Предлагает распространить его. Составленное предложение просит распространить ещё раз. Например, изучили слова шофёр и шоссе. Учитель называет предложение: Шофёр ведёт по шоссе машину. Первое распространение: Опытный шофёр ведёт по гладкому шоссе грузовую машину. Дальнейшее распространение: В дождливую погоду опытный шофёр ведёт по гладкому шоссе широкой улицы грузовую машину. При использовании этого способа развиваются мышление, объём памяти, речь, творческое воображение.

Способ 3. Составление предложений, каждое из которых начинается и заканчивается словом из словаря. При этом последнее слово предыдущего предложения должно стать первым в последующем предложении. В первое предложение обязательно вводится изученное на уроке слово. Например: Учитель принёс на урок картон. Из картона дети клеили конверты. На конвертах они подписывали разные адреса. По этим адресам письма пойдут в разные города. Использовались слова: картон, конверт, адрес, город. Или: Мама купила Мише новые ботинки. Ботинки мальчик надел, когда поехал к бабушке на каникулы. Каникулы полезно проводить на природе. Природа сельской местности не сравнится с природой столицы. Использованы слова: ботинки, каникулы, природа, столица.

Способ 4. Составление коллективного рассказа с включением в каждое предложение изученного на уроке слова и любых ранее изученных слов, причем последние не должны повторяться. Например, изучили слово вокзал. Вариант рассказа: В Москве много вокзалов. С этих вокзалов поезда идут на север, восток, запад и юг нашей страны. На современном вокзале можно купить газету, позвонить по телефону, посмотреть телевизор. На вокзале работают магазины. На вокзале обычно много народа.

Последние 2 способа развивают мышление, переключение и объем внимания, творческое воображение, речь, сообразительность. Конечно, сразу дети с отклонениями в умственном развитии не смогут быстро выполнять предложенные выше задания. На первых порах роль учителя будет очень велика. Она будет снижаться, если проводить такую работу в системе. В таком случае на отдельных этапах в работу включатся и более слабые учащиеся. Можно закреплять словарные слова с помощью приема «Фотоглаз», который часто применяют учителя на уроках чтения. За короткое время ученики должны "сфотографировать" столбик слов, записанных на доске, а затем воспроизвести их.

Например: аллея абонемент Береза бандероль Дорога гарнизон Календарь дубликат Горизонт иждивенец Интересный катастрофа Богатство ликвидация Правительство образование Использование этого приема помогает детям научиться читать целыми словами. Цель этого вида работы: развитие поля чтения, зрительного восприятия слов. Дети любят этот вид работы, для них это игра, а результаты в обучении хорошие. Влияет прием и на совершенствование устойчивости внимания, оперативной памяти, развивает орфографическую зоркость. Как видно, виды словарной работы разнообразны не только по форме, но и по степени трудности. Использование того или иного вида работы зависит от темы урока, степени подготовленности учащихся.

Качество словарной работы достигается при соблюдении следующих методических рекомендаций:
Систематическая работа со словарными словами на каждом уроке;
Контроль за усвоением словарных слов (проведение тех видов работ, о которых шла речь выше, включение их в разные виды самостоятельной работы);
Включение словарных слов в домашние задания;
Работа с орфографическим словарем, словарем учебника, словариками учащихся.

Учитель не должен перегружать урок словарной работой в ущерб прохождению основной темы.

Использованная литература.

  1. Н.Н.Бебешина. Ф.Н.Самсонова. Уроки русского языка во вспомогательной школе.
  2. Н.М.Барская. Л.Д.Нисневич. Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы.
  3. М.Ф.Гнездилов. Методика русского языка во вспомогательной школе.
  4. А.К.Аксенова. Э.В.Якубовская. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы.
  5. А.М.Бородич. "Методика развития речи детей".
  6. Г.А.Бакулина. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка.
  7. В.Волина "Учимся, играя".
  8. Журналы: "Воспитание и обучение детей с нарушениями развития", "Начальная школа", "Дефектология".


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль