Приёмы здоровьесберегающих технологий в работе педагога–психолога с учащимися коррекционной школы VIII вида (из опыта работы)

9519

Автор: Трушина Екатерина Вячеславовна педагог–психолог
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся (воспитанников) с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида" г. Мытищи.

Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто! (Сократ)

В ряду приоритетных ценностей человека здоровью отводится первостепенное значение, а по своей актуальности эта проблема считается одной из сложнейших в современной науке. Очевидно, что проблема сохранения здоровья должна волновать каждого человека. Однако в настоящее время здоровье детского населения в Российской Федерации представляет серьёзную социальную проблему.

Ухудшение состояния здоровья характеризуется ростом заболеваемости, изменением структуры и увеличением частоты хронических заболеваний. Также в последние годы обнаруживается тенденция к увеличению количества детей с нарушениями развития.

По данным Министерства образования Российской Федерации в настоящее время 2 млн. детей, проживающих в нашей стране, т.е. 4,5% всей детской популяции, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании. [8, 22] В связи со сложившейся обстановкой в последние годы в отечественной педагогике и психологии появилось такое понятие, как здоровьесберегающие технологии на уроках, которое предполагает консолидацию всех усилий школы, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья учащихся. П.И.Калью рассмотрел примерно 80 определений понятия "здоровье". [1] В настоящее время выделяют следующие компоненты здоровья: · соматическое – текущее состояние органов и систем организма человека. Любое соматическое нарушение, так или иначе, связано с изменениями в психическом состоянии человека.

В одних случаях психическое состояние становится причиной болезни, а в других – физические недуги вызывают психические переживания; · физическое – уровень роста и развития органов и систем организма; · психическое – состояние психической сферы, душевного комфорта; · нравственное – комплекс характеристик мотивационной и потребностно–информативной сферы жизнедеятельности. В МБСКОУ СКОШ VIII вида города Мытищи обучается 140 детей с особыми образовательными потребностями. У 43 человек из них установлена инвалидность. Основная масса учеников нашей школы имеет лёгкую степень умственной отсталости. У отдельной группы учащихся отмечается умеренная степень умственной отсталости. Среди наших учеников есть дети с аутизмом, ДЦП, эпилепсией, синдромом Дауна, синдромом двигательной расторможенности. Почти у каждого ребёнка отмечается крайне низкий уровень каждого из выше перечисленных компонентов здоровья. Поэтому в нашей работе очень важно использовать педагогические технологии, нацеленные на охрану здоровья школьников. По сло­вам профессора Н. К. Смирнова, "здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся". [7] Данные технологии должны удовлетворять основным принципам здоровьесбережения: o непрерывность и преемственность — работа ведётся не от случая к случаю, а каждый день и на каждом занятии; o комплексный, междисциплинарный подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей; o соответствие содержания и организации обучения индивидуальным особенностям учащихся; o формирование положительных установок – акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки – успех порождает успех.

У каждого ребёнка надо стараться сформировать ответственность за своё здоровье. Большое значение в данном процессе принадлежит работе психологической службы. В Методических рекомендациях по психолого–педагогическому сопровождению обучающихся в учебно–воспитательном процессе в условиях модернизации образования (письмо Министерства образования РФ от 27 июня 2003 г. № 28–51–513/16) написано: "Важнейшим направлением психолого–педагогического сопровождения развития учащихся является сохранение и укрепление здоровья детей".

Конкретными задачами работы в данном направлении являются:
– формирование установок на здоровый образ жизни;
– развитие навыков саморегуляции и управления стрессом;
– профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании, заболеваний, передающимся половым путём, ВИЧ/СПИД, школьного и дорожного травматизма.

Учитывая всё выше сказанное и то, что именно психогенные нарушения здоровья являются наиболее распространёнными среди школьников и служат в дальнейшем основой развития большого числа разных заболеваний, школьный психолог должен принимать активное участие в решение проблемы здоровьесбережения детей. Поэтому в МБСКОУ СКОШ VIII вида города Мытищи проводятся разные виды работы по сохранению здоровья школьников. Рассмотрим некоторые из них.

Особенность психологии ребёнка младшего школьного возраста заключается в том, что он ещё мало осознаёт свои переживания и далеко не всегда способен понять причины, их вызывающие. Чтобы ребёнок мог сознательно регулировать поведение, нужно научить его адекватно выражать чувства, находить конструктивные способы выхода из сложной ситуации. С этой целью проводятся коррекционно–развивающие занятия с детьми младшего школьного возраста по программе Н.П.Слободяник "Я учусь владеть собой", направленные на формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей. Детям нравится слушать, а затем обсуждать истории, которые объединяет игровой персонаж – дракончик. Дети "преодолевают" возникающие проблемы и "усваивают" приёмы саморегуляции. [3] Помогают в этом различные игры–упражнения.

Например, "Мусорное ведро" (дети выбрасывают "тёмные" мысли в ведро), "Я смогу!" (выполняя нелёгкие упражнения, дети убеждаются в необходимости веры в успех), "Мостик дружбы" (дети должны придумать и показать какой-нибудь мостик – это упражнение способствует групповому сплочению). Нравится детям и работа с музыкальными отрывками, когда надо определить настроение мелодий.

За основу программы занятий с детьми постарше взята программа О.В.Хухлаевой "Тропинка к своему Я". По мнению Ольги Владимировны, психологическое здоровье представляет собой динамическую совокупность психических свойств человека, обеспечивающих гармонию между потребностями индивида и общества и являющихся предпосылкой ориентации личности на выполнение своей жизненной задачи. Оно, с одной стороны, является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, а с другой – обеспечивает личности возможность непрерывного развития на протяжении всей жизни.

Примерный "портрет" психологически здорового человека выглядит как набор следующих качеств: креативность, спонтанность, жизнерадостность, открытость, стремление к познанию мира через разум и интуицию, принятие себя и окружающих людей, ответственность, доверие к миру, стрессоустойчивость, способность приспосабливаться как к благоприятным, так и к неблагоприятным условиям среды. [9, 10] Одним словом, это человек, находящийся в гармонии с собой и окружающими. Соответственно можно выделить следующие задачи занятий с детьми: · формирование у учащихся умения принимать самого себя и других людей, при этом осознавая свои и чужие достоинства и недостатки; · развитие личностной рефлексии детей: умения осознавать свои и чужие эмоции, чувства, причины своих и чужих поступков; · формирование потребности в саморазвитии и самоизменении у ребёнка; · развитие умения в трудной ситуации находить силы внутри самого себя и принимать ответственность за свою жизнь на самого себя. На таких занятиях дети учатся осознавать свои и чужие эмоции, чувства, причины своих и чужих поступков. Постепенно у детей формируется умение принимать самих себя и других, осознавая при этом свои и чужие достоинства и недостатки.

И мы подводим детей к тому, что они должны принимать ответственность за свою жизнь на самого себя. На занятиях детям нравится раскладывать пасьянс из "Азбуки эмоций", играть в такие игры, как "Телефон эмоций" (по принципу традиционной игры "Испорченный телефон" дети передают друг другу эмоции с помощью мимики и жестов), "Корзинка добрых слов" (необходимо вспомнить как можно больше добрых слов и собрать их в корзинку, которую дети передают друг другу по кругу), "Мешок хороших качеств" (дети заполняют мешочек хорошими качествами человека), "Мне нравится, что ты…" (дети передают друг другу мяч, продолжая фразу: "Мне нравится, что ты…"), "Спасибо тебе", "Путаница" (дети закрывают глаза, поднимают правую руку и берут руку товарища; потом поднимают левую руку и берут руку другого человека; после этого они открывают глаза; теперь их задача – распутать получившуюся путаницу).

На наших занятиях дети учатся принимать участие в групповых дискуссиях и, конечно же, знакомятся с приёмами релаксации – упражнениями на попеременное напряжение и расслабление различных групп мышц, например, упражнение "Олени" – поднять руки вверх, изображая рога, напрячь, а потом «бросить». За основу работы со старшеклассниками взята комплексная коррекционно–развивающая программа для подростков "Фарватер" под редакцией Е.В.Емельяновой. [2] Эти занятия со школьниками направлены на развитие качеств личности подростка, способствующих успешной социализации и самореализации в жизни, мотивации к здоровому образу жизни, к отказу от употребления ПАВ. В работе используются различные игры и упражнения, которые знакомят подростков с ассертивным поведением (поведением, сочетающим внутреннюю силу и вежливость к окружающим): школьники учатся делать комплименты, поддерживать человека, противостоять негативному и навязчивому влиянию, отказывать, когда это необходимо. Также проводится работа по пропаганде здорового образа жизни.

Данные программы рассчитаны на работу с учащимися массовых общеобразовательных школ. Но контингент учащихся коррекционной школы VIII вида отличается от таких детей. Всем нашим детям свойственно снижение познавательных процессов всех уровней. Эти учащиеся не в состоянии воспринимать весь материал, предложенный в данных программах. Поэтому в работе мы используем их адаптированные варианты. Это подразумевает использование лишь части материала, предложенного авторами программ, и подача его в несколько упрощённом виде. Основная масса учеников нашей школы имеет лёгкую степень умственной отсталости. У отдельной группы учащихся отмечается умеренная степень умственной отсталости. У многих детей отмечаются значительные проблемы с письмом и чтением. Поэтому на наших занятиях мы не делаем записи в тетради. Мотивационно–потребностная сфера умственно отсталых школьников характеризуется незрелостью, слабой выраженностью и кратковременностью побуждений к деятельности. У этих детей часто отмечаются нарушения поведения, безынициативность, несамостоятельность. С целью поддержания интереса детей и для повышения эффективности работы в занятия включаются разнообразные виды деятельности. Американские психологи Пол и Гейл Деннисоны разработали методику активизации работы мозга через простые движения тела, которая получила название "Гимнастика мозга".

Выполнение этих упражнений помогает снятию стрессовых состояний, улучшает память, внимание и восприятие, формирует позитивное отношение к учебной деятельности, возвращает уверенность в собственных силах. Значительная часть упражнений "Гимнастики мозга" является составляющей частью метода замещающего онтогенеза, предложенного Анной Владимировной Семенович [6]. Таким образом, метод замещающего онтогенеза – это система дыхательных и двигательных техник и упражнений, которая позволяет "включить" своевременно не востребованные мозговые связи, тем самым активизировать развитие высших психических функций. Учащиеся нашей школы с удовольствием выполняют такие упражнения "Гимнастики мозга", как "массаж ушных раковин", "рисование глазами кругов и горизонтальных восьмёрок", "перекрёстные движения".

В 2010 – 2011 учебном году мы провели мониторинг влияния выполнения учащимися кинезиологических упражнений на их работу на уроке математики. В контрольную группу мы взяли учащихся 7 и 9 классов. Каждый раз в начале урока математики учащиеся выполняли определённые кинезиологические упражнения. В результате было отмечено повышение внимания, работоспособности, улучшение поведения учащихся на уроке. После этого всем учителям школы было предложено проводить упражнения «Гимнастики мозга» перед уроками. С большим интересом дети выполняют упражнения на реципрокные (разнонаправленные) движения. Это является хорошим тренажёром для гармонизации работы обоих полушарий головного мозга, направлено на повышение способности к произвольному самоконтролю, повышение уверенности ребёнка в себе, его работоспособности. На групповых и индивидуальных занятиях с психологом учащиеся нашей школы учатся рисовать двумя руками одновременно. Сначала мы рисовали горизонтальные дорожки, потом – столбики, на следующем занятии мы «открыли Мастерскую ёлочных украшений». Накануне Нового года дети нарисовали ёлочки и украсили их игрушками. Получившиеся рисунки всем очень понравились, а сама работа по рисованию двумя руками одновременно принесла детям большое удовольствие. Данная работа служит хорошим тренажёром для гармонизации работы обоих полушарий головного мозга, направлена на повышение способности к произвольному самоконтролю, повышение уверенности ребёнка в себе, его работоспособности. Большой популярностью в нашей школе пользуется музыкотерапия. Особенно такие её формы, как интегративная и рецептивная (пассивная). Дети любят рисовать, работать с бумагой под тихую инструментальную музыку.

Часто школьники приходят в кабинет психолога и просят включить музыку. Сидя в кресле–качалке, они занимают позицию слушателя. Это помогает им снять эмоциональное напряжение, расслабиться. Для прослушивания учащимся предлагается различная музыка, но для достижения расслабленного состояния рекомендуются:

произведения классического барокко, в особенности пьесы, темп которых составляет примерно 60 долей в минуту: "Канон" Пахельбеля, "Маленькая ночная серенада" Моцарта, "Адажио" Альбинони,

или африканская трансовая музыка (её темп – 480 ударов в минуту – близок к частоте нормальных альфа–ритмов мозга в состоянии покоя). [4, 175]

Хочется отметить, что сочетание разнообразных методов и приёмов здоровьесбережения, регулярное их использование в практике позволит нам сохранить здоровье наших детей, научат их заботиться о себе.

Литература
 1. Калью П. И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация. – М.: Медицина, 1988. – 240 с.
2. Коррекционно–развивающая программа для подростков «Фарватер»/ Под ред. Е.В.Емельяновой. – СПб.: Речь, 2010. – 384 с.
3. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Генезис, 2010. – 208 с.
4. Махони Т. НЛП. Больше чем гипноз. Настольная книга коммуникатора. Настольная книга любого преподавателя. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2011. – 256 с.
5. Науменко Ю.В. Моделирование здоровьеформирующего образования // Вопросы образования, – 2007. – № 2. – С.140–160.
 6. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – М.: Генезис, 2010. – 474 с.
7. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005. – 320 с.
8. Специальная педагогика. / Под ред. Н.М.Назаровой. – М.: Издательский центр "Академия", 2009. – 400 с.
9. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. – М.: Издательский центр "Академия", 2001. – 208 с.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезный документ «Типичные ошибки, допускаемые при переходе на эффективный контракт».

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль