Мониторинг качества образования в школе

31701

Важно! В конце статьи представлен видеосеминар на тему «Система внутреннего контроля образовательного учреждения - организация, проведение, результативность»

Каждому образовательному учреждению интересна и значима его оценка со стороны, место, отводимое ему внешними потребителями – то есть мониторинг качества образования в школе. В связи с этим возникает острая необходимость в способности, во-первых, разработать внутреннюю систему оценки качества образования в школе, а во-вторых, - управлять изменением этого качества. Решение таких задач требует разработки модели внутришкольного мониторинга развития системы образования, основанной на постоянном изучении социальных и профессиональных потребностей на образовательные и методические услуги.

Как проводить мониторинг качества образования в школе

Под внутришкольным мониторингом качества образования мы понимаем вид деятельности по обеспечению информационной открытости процесса управления образовательным учреждением, основанной на систематическом, стандартизированном изучении состояния основных процессов, условий и результатов их осуществления.

Для администрации образовательного учреждения всегда важно иметь оперативную, точную и объективную информацию о текущем состоянии учебного процесса, а также результаты независимой оценки качества образования. Это позволяет своевременно осуществить методическую поддержку учителей, вносить требуемые коррективы в учебноый и воспитательный процесс в школе и, как следствие, приводит к повышению качества образования.

Каждый год в школе собирается некая статистическая информация разного рода: начиная от отчета ОШ-1, заканчивая результатами ЕГЭ. Из года в год поток информации увеличивается. Заместители руководителя, психологи, социальные педагоги проводят различные исследования, анкетирования. Собранная информация анализируется, доводится до сведения коллектива, обсуждается на педагогических советах. На основе этих данных принимаются соответствующие решения, вносятся изменения в план ВШК в школе.

Создавая систему мониторинга в своей школе, нами изучался опыт других школ, был проведен обзор и анализ литературы, учитывался практический опыт, накопленный при работе коллектива нашей школы в 2008-2011 году в составе городской экспериментальной площадки «Формирование модели оценки качества общего образования в Москве». Все это постепенно формировало свое представление о мониторинге, его роли, месте в педагогической, управленческой деятельности как механизма слежения и контроля за качеством образования.
В проектировании модели была использована идея сферного подхода, в соответствии с которой структура школы как социальной орга­низации образует единство четырех сфер: материальной, органи­зационной, духовной, гуманитарной. Источник развития этих сфер - диалектическое противоречие между ними, а высшая цель разви­тия - гуманитарная сфера, ученик, развитие способностей и удовлетворение потребностей которого являются главной задачей развивающейся школы.

Управление качеством образования в школе: как реализовать идею сферного подхода

Так как мы рассматриваем внутренний мониторинг качества образования в школе как механизм слежения и контроля за качеством образования, то идею сферного подхода мы связали с современной трактовкой понятия «качество образования», которое включает в себя не только качество педагогической деятельности и ее результатов, но и других видов деятельности, а также условий для их осуществления. Таким образом, материальная сфера – это качество условий (ресурсов), организационная и духовная сферы – качество образовательного процесса, гуманитарная – качество результатов.

Такая модель внутреннего мониторинга в школе дает возможность наиболее полно вы­делить основные процессы развития школы внутри каждой из че­тырех «сфер». Мониторинг качества образовательных процессов в школе и этих процессов в частности является важной со­ставляющей деятельности субъектов управления школой. Каждый из перечисленных объектов представляет собой сложное педагогическое явление и делится на более мелкие элементы.

Следующий шаг при выстраивании модели внутришкольного мониторинга нами был сделан в сторону выбора и конструирования параметров для каждого из трех элементов, отражающих положение дел по направлениям мониторинга. Выбор параметров и критериев их оценки, на наш взгляд, является самым важным звеном в системе работы руководства школы по управлению качеством. При выборе мы основывались на следующих принципах:

  • Параметр должен существенно влиять на качество образования.
  • Исходная информация должна быть количественной, а не носить характер суждений.
  • Параметры, по возможности, должны опираться на стандартную статистическую отчетность.

Перейдем к описанию содержания трех основных составляющих нашей модели.

Мониторинг качества образования в школе: качество условий (ресурсов)

В понятие «ресурсы» мы включаем различные факторы, влияющие на управление учебно-воспитательным процессом в школе. Наиболее важными ресурсами школы, которые оценивает мониторинг качества образования в школе, являются: кадровые, материально-технические, информационно-методические, финансово-экономические.

Кадровые ресурсы:

  • Педагогический стаж
  • Уровень образования
  • Квалификационная категория
  • Итоги аттестации
  • Повышение квалификации
  • Профессиональные достижения (конкурсы, самосовершенствование)
  • Текучесть кадров

Материально-технические ресурсы:

  • Обеспечение кабинетов средствами обучения, в том числе компьютерами
  • Обеспеченность учебно-методической литературой
  • Смотр кабинетов
  • Доступ в Интернет

Информационно-методические ресурсы:

  • Разработка авторских программ
  • Разработка методических и дидактических материалов
  • Обобщение и распространение передового опыта

Финансово-экономические ресурсы:

  • Обеспечение условий безопасности
  • Внедрение новой системы оплаты труда

Мониторинг качества образования в школе: санитарно-гигиенические, эстетические условия

Из всех процессов, протекающих в школе, образовательный, на наш взгляд, является ведущим, потому что несет в себе три функции: образовательную, воспитательную и развивающую. Анализ качества образовательного процесса осуществляется по следующим позициям:

Содержание образования:

  • Эффективность образовательных программ
  • Внедрение программ расширенного, углубленного изучения, авторских
  • Эффективность учебного плана
  • Уровень преемственности учебных программ
  • Организация профильного обучения
  • Индивидуальная работа с мотивированными детьми

Учебный процесс

  • Качество проведения уроков
  • Четкость выполнения учебного плана и программ
  • Дозировка домашнего задания
  • Охват обучающихся занятиями по выбору, факультативными занятиями
  • Уровень психологической комфортности
  • Уровень тревожности

Воспитательный процесс

  • Уровень воспитанности
  • Уровень здоровья и физической подготовки
  • Уровень общественной активности учащихся
  • Охват обучающихся дополнительным образованием

Мониторинг качества образования в школе: качество основных результатов

Образовательные достижения обучающихся представляют собой наиболее значимый объект оценки, ведь именно выпускник и его результаты: предметные, надпредметные и личностные, является главным продуктом производства школы. Причем эти результаты еще не являются конечным показателем качества выпускника. Дальнейшая востребованность, конкурентноспособность – вот те индикаторы, по которым можно судить о качестве работы школы.

Предметные результаты

  • Процент обучающихся на 4 и 5 по ступеням обучения, по классам, по параллелям, по предметам
  • Процент обучающихся с одной, двумя 3 (резерв)
  • Количество отличников
  • Количество медалистов
  • Результаты текущих контрольных работ

Надпредметные результаты

  • Школьные олимпиады, конкурсы, интеллектуальный марафон
  • Поступление выпускников в учебные заведения

Все предметные и надпредметные результаты рассматриваются в динамике.

Личностные результаты

  • Уровень развития мотивации
  • Уровень умственного развития
  • Уровень социализации
  • Ценностные ориентации

Следует отметить, что представленный перечень параметров не является исчерпывающим, закрытым. Параметры оценки находятся в движении и могут меняться исходя из необходимости администрации школы узнать о состоянии того или иного объекта. Также на текучесть параметров оказывают влияние потребители образовательных услуг (обучающиеся, родители, социум). Так в последнее время программа внутришкольного мониторинга была дополнена блоком «Социальная эффективность», включающим:

  • Наличие конкурса при поступлении
  • Информационная открытость
  • Удовлетворенность родителей качеством образовательных услуг

Специально созданной службы мониторинга в нашей школе нет. Все мониторинговые процедуры разделены между членами администрации. При необходимости в постоянную группу добавляются другие представители школы или родительской общественности. Виды мониторинга и состав постоянной группы, проводящей его, представлены в таблице.

Соответствие видов мониторинга и ответственных за его проведение

Вид мониторинга

Кто проводит

Виды деятельности

Управленческий

Директор, заместитель директора по административно-хозяйственной деятельности, бухгалтер

Финансово-хозяйственная деятельность, кадровое обеспечение

Дидактический

Заместитель директора по учебной работе, председатели методических объединений

Учебная работа, учебный процесс, промежуточная и итоговая аттестация, учебный план, программы

Методический

Заместитель директора по методической работе,   заместитель директора по учебной работе

Методическая и экспериментальная работа

Воспитательный

Заместитель директора по воспитательной  работе, социальный педагог

Воспитательная работа

Психолого-педагогический

Психолог, классные руководители

Психологический климат

Медицинский

Социальный педагог, медицинский работник

Охрана здоровья

Мониторинг качества образования в школе: основные этапы

Как процесс, мониторинг удовлетворенности качеством образовательных услуг в школе представляет собой определенные этапы, последовательно сменяющие друг друга, нами выделены следующие:

1 этап – подготовительный (определение объекта мониторинга, формирование экспертных групп, разработка инструментария).

2 этап – информационный (сбор информации с помощью подобранных методик, наблюдение, анкетирование, опросы устные и письменные, изучение нормативных, инструктивных, методических и других вопросов).

3 этап – аналитический (обработка, систематизация полученной информации, анализ результатов проведенной работы, оценка состояния объекта мониторинга, сопоставление его с «нормативными показателями», установление причины отклонений на основе логического анализа).

4 этап – прогностический (оценка состояния объекта мониторинга с помощью разнообразных диагностических приемов, прогнозирование дальнейших тенденций и возможностей развития обследуемого объекта).

5 этап – коррекционный (разработка стратегии коррекционно- развивающей работы).

6 этап – итоговый (определение эффективности проведенной работы на основе логического анализа).

Этапы мониторинга качества образования в школе расположены в определенной логической последовательности, все элементы структурно и функционально связаны между собой и представляют единый цикл мониторинга. Выпадение любого из этих компонентов из системы, делает мониторинг малоэффективным и некачественным.

Надо отметить, что мониторинг качества образования в школе наполняется разным содержанием в каждом конкретном случае, но алгоритм действий остается неизменным.

Проведение мониторинга качества образования в школе требует значительных временных затрат. Но компьютеризация школы позволила администрации перевести бумажную работу по обработке информации, оформлению и хранению результатов в электронный вид . Благодаря использованию локальной сети стало возможным систематизировать все информационные потоки в единой форме и в одном месте.

Для повышения эффективности функционирования системы мониторинга необходима автоматизация труда учителя и администрации образовательного учреждения. Такую возможность предоставляет Московский регистр качества образования (МРКО), участником которого является наша школа. Работа в МРКО сразу упростила технологию мониторинга, так как данная информационная система объединяет в себе информацию о качестве образовательных услуг в образовательном учреждении и позволяет оперативно влиять на внутреннюю аналитику образовательного учреждения, одновременно внося рекомендации по изменению параметров качества образования.

Преимущества проведения мониторинга качества образования в школе

На уровне образовательного учреждения мониторинг качества образования в школе позволяет:

  • проводить внутренний самоаудит образовательного учреждения на уровне класса, параллели, всего образовательного учреждения;
  • выявлять обучающихся, не осваивающих стандарт образования, а также обучающихся, которых можно подтянуть по тем или иным предметам;
  • выявлять педагогов с большим количеством проблемных компонентов;
  • формировать и пополнять портфолио педагогического работника с учетом достижений работника и его обучающихся;
  • автоматически выявлять занижение или завышение итоговых оценок;
  • снизить нагрузку по формированию отчетности.

Как организовать управление качеством образования в школе

Образова­ние на современном этапе нуждается в управлении качеством образования в школе. Система управления невозможна без современной, комплексной системы оценки как качества образования в целом, так и всех его составляющих в отдельности. Его обеспечение требует формиро­вания специализированных механизмов управления качеством образования в школе, одним из которых, несомненно, является мониторинг.

Мониторинг качества образования в школе является важнейшим инструментом проверки и оценки эффективности внедряемого содержания образования, используемых методик, служит основой для обоснованных путей устранения недостатков образовательного процесса в школе, является основой для принятия эффективных управленческих решений. Разработанная модель внутришкольного мониторинга качества образовательного процесса, раскрывающая взаимосвязь между условиями, процессом и результатами мониторинговой деятельности, может быть использована в качестве средства управления качеством образования в любом образовательном учреждении.

Приложение

Циклограмма внутришкольного мониторинга в ГБОУ СОШ № 1254

Параметры

 

Методы, технологии Ответственный
Дидактический мониторинг
Качество обученности Уровень успеваемости Количество отличников «Резерв» По окончании каждого триместра В конце учебного года Московский регистр качества образования Заместитель директора по УВР (учебная работа)  
Количество медалистов В конце учебного года

 

Результаты административных контрольных работ Октябрь Январь Май Московский регистр качества образования
Результативность участия в олимпиадах, конкурсах и т. п. Май Портфолио ученика
Качество проведенных уроков 1 раз в триместр Программа Г.И.  Скворцовой
Поступление выпускников в вузы(специальности) Сентябрь Диаграммы
Развитие учебных кабинетов Март Оценочная таблица
Методический мониторинг
Уровень развития ИКТ – компетентности  Декабрь Анкета Заместитель директора по УВР (методическая и экспериментальная работа)
Профессиональные достижения педагогов Апрель -май Портфолио педагогоа
Удовлетворенность родителей качеством образовательных услуг Апрель Анкета МЦКО
Психолого-педагогический мониторинг
Уровень умственного развития обучающихся 7-8 классов Январь Методика ШТУР Психолог, классные руководители
Уровень тревожности Сентябрь Апрель

Шкала Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина

 

Уровень мотивации Ноябрь-декабрь

Методика

Н. Лускановой

 

Воспитательный мониторинг
Уровень воспитанности Сентябрь-апрель

 

Заместитель директора по воспитательной работе
Определение ценностной ориентации личности Ноябрь-декабрь

Методика Г.Н. Поповой, Г.А. Размеровой, И.Б. Ремчуковой

Результативность участия в спортивных соревнованиях, творческих и социальных конкурсах Май

Портфолио ученика

Управленческий мониторинг
Управление образовательным процессом Апрель

Самооценка

Директор
Выполнение СанПин, ГОСТ Август Декабрь

Оценка отклонений от нормы

Заместитель директора по УВР Заместитель директора по АХР
Материально-техническая база школы Август Декабрь

Оценка объема и развития

Заместитель директора по АХР
Полнота, своевременность и правильность ведения школьной документации 1 раз в месяц

Оценка отклонений от нормы

Заместитель директора по УВР

Автор: Заместитель директора ГБОУ СОШ № 1254 Г.Е. Макарова

​Также читайте по теме "Мониторинг качества образования":

Система внутреннего контроля образовательного учреждения - организация, проведение, результативность

Маргарита Смирнова, нач. отд. внутреннего контроля и аудита ГБОУ "Школа № 170 им. А.П. Чехова"



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль