Разработка "Передвижной туристический лагерь"

2312

Автор: Ластовкин Юрий Васильевич,  учитель ОБЖ ТОГБОУ "Инжавинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат" (Тамбовская область)
Новая государственная образовательная политика привела к смене парадигмы педагогической науки. Это выразилось в переориентации в образовательной политики на ребенка с особыми образовательными потребностями. Идея поиска оптимальных условий развития личности ребенка как своеобразной индивидуальности стала центральной задачей учебно-воспитательного процесса в нашей школе-интернате.

Организуя передвижной туристский лагерь, мы сохраняем коллективность деятельности. Это весьма необходимо детям: проявлять свои способности и помочь при этом друзьям. Здесь и самоутверждение, и определение своей жизненной позиции.

В лагере, учась делать всё самостоятельно -  и не только для себя, но и для группы - ребёнок взрослеет, избавляясь от многих ложных представлений.

Предлагаемая программа лагеря по изучению основ туристской деятельности может использоваться в качестве дополнительной образовательной программы по выбору образовательного учреждения, учащихся, родителей. Туризм отвечает естественному стремлению ребят к романтике, приключениям, борьбе с трудностями, к поиску нового. Вместе с тем, туристская деятельность дает возможность для повышения самооценки у подростков, создает благоприятные условия для преодоления отрицательных качеств личности: эгоизма, грубости, недисциплинированности и т.п.

Программа предназначена для изучения на ступени основного общего образования в 7-9 классах.

 Целью программы является сформировать у воспитанников систему знаний, умений и навыков, необходимых для организации оздоровительных и спортивных походов, а также других форм работы в сфере спортивно-оздоровительного туризма

Ведущей идеей программы, его принципиальным отличием от других является то, что в эпицентре лагеря в полевых условиях воспитанники совместно преодолевают походные трудности, что дает возможность для построения товарищеских отношений с педагогом, установку высокой степени доверия к нему, а, следовательно, увеличение степени возможного позитивного воздействия на мировоззрение подростка.

Программа сопровождается системой заданий на саморефлексию собственного опыта обучающихся, выполнение которых предполагается в письменном виде. Во время путешествия воспитанники ведут дневники, в которых фиксируется описание маршрута.

Разрабатывая данную программу, учитывались социально-экономические факторы, экологические условия региона и конкретно нашего района, которые положительно сказываются на здоровье ребенка. В силу специфики расположения поселка Инжавино в географическом районе средней полосы на юго-востоке, он обладает природным потенциалом, необходимым для развития различных видов спортивно-оздоровительного туризма. Чудесный лечебный воздух, живописные пейзажи, запах полевых цветов, грибы, ягоды, лечебные травы, экологически чистые продукты – все это и много других интересов благотворно влияют на психо-физическое здоровье детей.

УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ: Внутренний социум: ¾ администрация школы; ¾ воспитанники; ¾ педагоги, соц.педагог, психолог, вожатая.

ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ¾ трудовые дела; ¾ праздники; ¾ беседы; ¾ конкурсы; ¾ походы; ¾ экскурсии;

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
уметь грамотно применять знания на практике (в коммуникативных ситуациях, в культуре поведения).
получение знаний и навыков по действиям в экстремальной ситуации в условиях автономного существования
развитие познавательных способностей воспитанников, расширение их кругозора
получение знаний по организации и проведению туристического похода

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Учебная нагрузка: 9 часов в неделю 

Темы

Теория

Практика

Итого

1.

Общая подготовка

18 18 36
1.1. История развития туризма.  Объекты туризма. 2 - 2
1.2.

Правила проведения соревнований, туристских спортивных походов, путешествий.

1 - 1
1.3. Кодекс путешественника 1 - 1
1.4. Туристские возможности родного края 4 16 20
1.5. Общественно-полезная, краеведческая деятельность. Наблюдение в походе 2 2 4
1.6. Виды туризма их особенности и перспективы развития 3 - 3
1.7. Классификация участков природной среды, естественных и искусственных препятствий, туристских маршрутов 3   - 3
2 Специальная подготовка. 34 140 174
2.1. Организация, подготовка и проведение туристских походов. 2 2 4
2.2. Снаряжение 2 8 10
2.3 Питание 2 4 6
2.4. Топография и ориентирование на местности 2 8 10
2.5. Стратегия спортивного похода 2 - 2
2.6. Тактика похода 2 4 6
2.7. Техника движения и преодоления препятствий 2 18 20
2.8. Привалы и ночлеги, необходимое снаряжение 2 16 18
2.9. Анализ несчастных случаев 2 6 8
2.10. Обеспечение безопасности 4 12 16
2.11. Медицинское обеспечение похода и доврачебная медицинская помощь в походе 2 8 10
2.12. Вопросы выживания в экстремальных условиях 4 40 44
2.13. Основы экологической безопасности.      
2.14. Организация и проведение поисково-спасательных работ и транспортировка пострадавшего 4 10 14
2.15. Отчет о походке. Назначение и роль отчета о походе. Походный дневник  2 4 6
3. Организация степенных походов - 114 114
3.1 Пешеходный поход 2-3 степени сложности     38
3.2 Лыжный поход 2 степени сложности     38
3.3 Водный поход 2-3 степени сложности     38
  Итого:     324

  Содержание учебно-тематического планирования:

1.Общая подготовка

1.1.История развития туризма. Объекты туризма. Этапы развития мирового туризма. Развитие туризма России. Памятни­ки природы, истории и культуры, в том числе охраняемые государ­ством. Природные объекты России, включенные в список всемирно­го наследия. Воспитательное и эстетическое значение памятников природы, истории и культуры.
1.2 Правила проведения соревнований, туристских спортивных походов, путешествий.
Соревнования по туризму. Правила соревнований. Разрядные требования в туризме.
1.3 Кодекс путешественника. Причины появления, содержание Кодекса путешественника.
1.4 Туристские возможности родного края Памятные места, музеи, заповедники, природные объекты. Туристские возможности родного края
1.5. Общественно-полезная, краеведческая деятельность. Наблюдение в походе Краеведческий обзор родного края. Виды простейших наблюдений. Природные условия: атмосфер­ное давление, температура и влажность воздуха, ветер. Признаки устойчивой и ясной погоды и перемены ее на ненастную и наобо­рот. Признаки приближения грозы. Предсказание погоды по мест­ным признакам. Виды облачности.
1.6. Виды туризма их особенности и перспективы развития
Виды туризма, включенные в Единую Всероссийскую спортивную классификацию. Пешеходный туризм. Лыжный туризм. Водный туризм.
1.7 Классификация участков природной среды, естественных и искусственных препятствий, туристских маршрутов. Характер естественных препятствий на маршруте. Объективные характеристики трудности препятствий. Обстоятельства, усложняю­щие препятствия. Техника движения на лыжах. Лавиноопасность. Техника и тактика преодоления лавиноопасных склонов. Виды лавин. Поиск засыпан­ного лавиной. Реки. Расход воды, уклон, динамика водного потока, элементы русла, пороги, шиверы, .завалы, каньоны, водопады. Выбор пути. Прохождение препятствия. Береговые разведки. Техника гребли. Зачаливание, маневрирование. Страховка - виды (с берега, с воды). Личное и групповое страховочное и другое специальное снаряжение для водных походов. Особенности сплава во время паводка. Переправы. Выбор места. Организация переправ. (Стенка, перила, бревно, на­весная с использованием переносных средств сплава). Страховка на переправах. Тайга. Техника движения. Снаряжение. Болота - характеристики, техника движения, снаряжение.

2.Специальная подготовка.
2.1.Организация, подготовка и проведение туристских походов. Определение целей похода; выбор района, времени и маршрута. Распределение обязанностей. Разработка маршрута, графика движения, материального обеспечения и сметы. Особенности разработки ава­рийных вариантов. Обеспечение снаряжением, медаптечкой и про­дуктами питания. Особенности подготовки, предпоходные тренировоки, требования по обеспечению безопасности, набор продуктов, снаряжения и медикаментов участников похода. Оформление пу­тевых документов, утверждение маршрута.
 2.2. Снаряжение Основные общие требования к снаряжению: малый вес и объем, хорошая теплоизоляция, прочность, непромокаемость, удобство пользования, эргономичность, гигиеничность, надежность в работе. Выбор снаряжения в зависи­мости от маршрута. Подгонка снаряжения, укладка и но­ска. Ремонт, ремонтный набор, уход за снаряжением и его хране­ние. Демонстрация снаряжения и приемов его использования. Сред­ства связи. Основные виды снаряжения: групповое, личное, бивачное и специальное (для обеспечения страховки и са­мостраховки, основное, характерное для каждого вида туризма и ти­па препятствия).
2.3 Питание Организация питания в походе. Режим пита­ния. Нормы закладки основных продуктов. Требование к разнообра­зию питания в походе и к весу продуктов. Совместимость продук­тов. Составление меню и раскладка продуктов. Учет их расхода. Способы термообработки пищи. Достоинства и недостатки каждого из них. Сбережение продуктов в пути. Различные способы расфа­совки продуктов, их преимущества и недостатки. Основы выпечки мучных изделий. Возможность пополнения пищевых запа­сов в пути, в том числе охотой, рыбной ловлей, сбором дикорасту­щих растений. "НЗ" продуктов и "карманное питание".
2.4 Топография и ориентирование на местности Значение топографии и ориентирования для туристов. Карты, ис­пользуемые в спортивных походах. План, схема, кроки местности. Основные условные обозначения. Чтение карты и составление схе­мы маршрута. Изучение местности по карте. Выбор и описание по карте оптимального пути, определение характеристик рек. Компас. Ориентирование карты, способы определения точки сто­яния. Ориентирование на местности с помощью карты, компаса и местных предметов. Определение сторон горизонта по местным предметам, часам и солнцу. Азимут. Подготовка данных для движе­ния по азимуту. Движение по азиму­ту днем (ночью) и в условиях ограниченной видимости. Способы выдерживания заданного направления движения. Место руководи­теля группы или участника, ведущего группу по азимуту. Обход препятствий. Осо­бенности движения с картой и компасом по лесистой местности, в тумане и темноте. Восстановление ориентировки в случае ее поте­ри. Ориентирование в горном походе. Непрерывное наблюдение за маршрутом всеми участниками, привязка к местным предметам в отдельные моменты видимости, использование двух точек наблюде­ния. Специфика ориентирования в водном походе. Способы определе­ния пройденного расстояния. Ориентирование по притокам, харак­терным препятствиям, береговой и орографической обстановке. Лоц­манская схема реки. Ее необходимые элементы. Схема и описание по­рога. Основы глазомерной съемки порога, применение компаса. Ус­ловные обозначения схем порогов. Признаки приближения порога. Методы обучения умению работать с картой в помещении и на местности. Топографический диктант, основные правила его соста­вления. Приемы обучения ориентирования на местности. Способы контроля эффективности обучения
2.5 Понятие о стратегии спортивного похода Понятия «стратегия» похода. Основная стратегическая задача - безопасное прохо­ждение тура при максимально возможном удовлетворении ожида­ний туристов. Четкое исполнение графика движения, ритма движе­ния и распорядка дня. Составление страте­гических планов спортивных и учебно-тренировочных походов
2.6 Понятие о тактике похода. Понятие «тактика» похода. Планирование дневного перехода: график движения, распорядок дня, выбор места бивака., обя­зывающих отказаться от преодоления препятствия. Обязанности направляющего и замыкающего. Место руководителя.
2.7 Техника движения и преодоления препятствий Значение техники преодоления препятствий в обеспечении без­опасности похода. Особенности техники пешеходного туризма. Особенности техники лыжного туризма. Особенности техники передвижения в водном туризме. Гидроло­гические характеристики реки. Использо­вание струи при управлении. Отчаливание и причаливание на раз­личных участках. Способы торможения судна. Техника использова­ния весла, камней, береговых выступов и структуры потока для тор­можения и управления судном. Учет главных закономерностей ди­намики речного потока. Методика обучения техническим приемам преодоления препят­ствий, показ правильных приемов, разбор ошибок.
2.8. Привалы и ночлеги, необходимое снаряжения Назначение привалов, их периодичность и продолжительность в зависимости от протяженности дневного перехода, рельефа и хара­ктера местности, снежного покрова, погоды, температуры, направле­ния и силы ветра, физического и морального состояния участников. Факторы, влияющие на выбор места бивака. Методы организации ра­бот при разбивке бивака в зависимости от погоды, наличия светлого времени и состояния участников. Меры предосторожности и безо­пасности во время бивачных работ и отдыха в палатке с печкой или под заслоном, при сушке одежды, приготовлении пищи на костре или примусах и др. Внешний вид бивака. Сохранение природы. Типы и виды костров, применение их в зависимости от условий и назначения. Разжигание костра в сложных метеоусловиях. Защита от на­секомых и змей. Хранение снаряжения и топлива. Обуст­ройство бивака: столы, сиденья, утилизация мусора. Охрана бивака.
2.9. Анализ несчастных случаев Поражающие факторы. Действия ру­ководителя и участников приведших к несчастному случаю. Такти­ческие и технические ошибки в том числе.
2.10 Обеспечение безопасности Страховка и самостраховка. Безопасность по каждому виду туриз­ма - основное требование к походам. Опасности явные и мнимые. Возрастание роли неблагоприятных факторов с увеличением слож­ности похода. Причины, вызывающие аварии: зависящие и не зависящие от воли человека и создающие объективные условия для аварий (маршрут как источник опасности, нехватка или отсутствие снаряжения).Организация страховки на водном маршруте. Страховка с берега, с воды. Виды страховки. Выбор мест для купания и обеспече­ние безопасности при купании.
2.11 Медицинское обеспечение похода и доврачебная медицинская помощь в походе Личная гигиена ту­риста в походе. Уход за телом. Закаливание организма. Другие меры профилактики. Гигиенические требования к обуви, одежде, снаряже­нию. Правильный режим работы и отдыха в походах Причины, признаки, первая помощь (ле­чение при кровопотере, асфиксии, травматическом шоке, пораже­нии молнией, ожогах, снежной слепоте, обморожениях, охлаждени­ях (замерзаниях), закрытых и открытых повреждениях черепа, пе­реломах, повреждениях позвоночника, живота, таза, ранения внут­ренних органов растяжениях, разрывов связок, вывихах, ранах сол­нечных и тепловых ударах, горной болезни острой сердечно-сосу­дистой недостаточности воспалении легких и ангине, острых гаст­ритах отравлениях, укусах ядовитых змей и насекомых, кишечных расстройствах, острых хирургических заболеваниях органов брюш­ной полости. Проведение искусственного дыхания способами «рот-рот» и «рот-нос». Остановка кровотечения жгутом. Наружный мас­саж сердца. Организация транспортировки пострадавше­го на длительные расстояния.
2.12 Вопросы выживания в экстремальных условиях Возможные экстремальные ситуации в походах и их характери­стика. Действие участника, отставшего от группы. Условия, в которых участник может остаться один. Умение преодолеть чувства безыс­ходности и отчаяния. Действия с целью отыскания группы. Ночлег в лесу с заслоном и костром «нодья». Действия при лесных пожарах.Безопасность на льду. Спасение утопающих.
2.13 Основы экологической безопасности. Экология в быту. Правила поведения на природе. Экологичный бивак. Правила утилизации мусора.
2.14 Организация и проведение поисково-спасательных работ и транспортировка пострадавшего. Телефоны спасения. .Тактика поисково-спасательных работ. Составление плана взаимодействия спасателей. Спасательные работы с помощью подручных средств. Переноска пострадавшего с помощью подсобных средств. Тактика поведения при обнаружении отставших отставших от группы.
2.15 Отчет о походе. Назначение и роль отчета о походе. Походный дневник. Составление письменных отчетов. Составление фотоотчетов. Ведение походного дневника.

3.Организация степенных походов
3.1 Пешеходный поход 2-3 степени сложности
3.2 Лыжный поход 2 степени сложности.
 3.3 Водный поход 2-3 степени сложностиМатериально-техническое обеспечение:

Перечень умений и навыков которыми должен овладеть воспитанник к закрытию лагеря.

  • уметь подготовится к многодневному походу;
  • уметь правильно собрать групповое снаряжение;
  • уметь произвести расчёт продуктов питания;
  • уметь ходить по азимуту;
  • свободно ориентироваться на местности по звёздам, компасу, солнцу;
  • уметь правильно выбрать место для ночлега;
  • уметь преодолевать препятствия;
  • уметь оказать первую доврачебную помощь;
  • уметь разбить бивуак, приготовить пищу на костре;

Литература

  1. Ганопольский В.И., Безносиков Е.Я., Булатов В.Г. Туризм и спортивное ориентирование. Учебник для институтов и техникумов физической культуры, М.: Просвещение, 1987.
  2. Курилова В. И. Туризм: учеб. Пособие для студентов пединститутов по специальности «Физическое воспитание» и «Начальное военное обучение и физическое воспитание». М: Просвещение, 1998.
  3. Моргунов Б.П. Туризм, М.: Просвещение, 1978.
  4. Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм. М.: Советский спорт, 2002 г.
  5. Штюрмер Ю.А Краткий справочник туриста. 3-е изд. М.: Профиздат, 1986.

Дополнительная литература

  1. Алексеев С.С., Рубель Р.Б. Размышления о туризме. Свердловск: Средне-Урал. Кн. изд-во, 1974.
  2. Бардин К.В. Азбука туризма (о технике пешеходного туризма): Пособие для учителей, руководителей школьных походов, школьников. 2-ое изд. М.: Просвещение, 1981.
  3. Кондыш Э.Н., Константинов Ю.С., Кузнецов Ю.А. Туристские слеты и соревнования. М.: Профиздат, 1984.
  4. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. М.: Профиздат, 1986.
  5. Кустов Л.М. Спелеологические походы и экспедиции со школьниками. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1977.
  6. Лысогор Н.А. и др. Десять писем Робинзону. М.: Физкультура и спорт, 1983.
  7. Методические рекомендации по проведению велосипедных туристских походов. Киев, 1982.
  8. Остапец А.А. В походе юные. М.: Просвещение, 1978.
  9. Подготовка туристских общественных кадров. Положение, учебные планы и программы. М.: Центральное рекламно-информационное бюро «Турист», 1982.
  10. Попчиковский В.Ю. Организация и проведение туристских походов. М.: Профиздат, 1987.
  11. Сергеев В.Н. Туризм и здоровье. М.: Профиздат, 1987.
  12. Туристско-краеведческая работа в пионерском лагере: Методические рекомендации для старших и отрядных вожатых загородных пионерских лагерей /сост. Е.3. Базыкина. М., 1974.
  13. Туристские спортивные маршруты. Справочник. М.: Профиздат, 1989.
  14. Шимановский В.Ф., Ганопольский В.И., Лукоянов П.И. Питание в туристическом путешествии. М.: Профиздат, 1986.
  15. Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, действительные и мнимые, 2-е изд. М.: Физкультура и спорт, 1983.
  16. Энциклопедия туриста. М.: Большая Российская энциклопедия,1993.


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль