Музыкальная гостиная "Сказочная портретная галлерея в музыке П.И.Чайковского"

1402

Автор: Кравчук Ирина Евгеньевна, музыкальный руководитель, МБДОУ №19 г. Ковров Ход занятия
Доброе утро, ребята. Сегодня я хочу пригласить вас на экскурсию.

Дети входят в помещение картинной галереи под музыку П.И.Чайковского "Музыкальная табакерка", где размещена выставка портретов сказочных персонажей: Баба-Яга, деревянные солдатики, Снегурочка, Щелкунчик, Спящая Царевна, Снежная Королева.

Дети, сегодня я пригласила вас на необычное занятие. Оглянитесь вокруг! Как называют помещение, где собрана большая выставка картин? (ответ) Верно, это – картинная галерея – помещение для выставки картин.

А кто знает, как себя нужно вести в картинной галерее? (ответы)

Ребята, а вы знаете, кто пишет картины? (художники).

Давайте рассмотрим, что изображено на картинах? (ответы).
* Загадки о жанрах живописи

1.Если видишь на картине
чашку кофе на столе,
или розу в хрустале,
или бронзовую вазу,
или грушу или торт,
то подобную картину называют … (натюрморт)

2 .Если видишь на картине нарисована река,
или ель и белый иней, или сад и облака,
или снежная равнина, или поле и шалаш,
то подобная картина называется … (пейзаж)

3.Если видишь, что с картины
смотрит кто-нибудь на вас,
или принц в плаще старинном,
или в робе верхолаз,
летчик или балерина,
или Колька, твой сосед,
обязательно картина называется …(портрет)

Сегодня мы с вами обратимся только к одному виду живописи – портрету. Как вы думаете, ребята, что необходимо художнику, чтобы написать портрет? (краски, карандаши, кисти, бумага). Я согласна с вами, ребята. А скажите, только ли красками, карандашами можно писать портреты? (ответы). Портреты могут писать и поэты , и писатели, и композиторы. С помощью чего поэт (писатель, композитор) может написать портрет?

* Отрывок из сказки Г.Х Андерсена "Снежная королева"

"Вечером, когда Кай был уже дома и почти совсем разделся, собираясь лечь спать, он вскарабкался на стул у окна и поглядел в маленький оттаявший на оконном стекле кружочек. За окном порхали снежинки; одна из них, побольше, упала на край цветочного ящика и начала расти, расти, пока, наконец, не превратилась в женщину, укутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звездочек. Она была так прелестна, так нежна — вся из ослепительно-белого льда и все же живая! Глаза ее сверкали, как звезды, но в них не было ни теплоты, ни кротости. Она кивнула мальчику и поманила его рукой. Мальчуган испугался и спрыгнул со стула; мимо окна промелькнуло что-то похожее на большую птицу."

* Отрывок из сказки Василия Жуковского "Спящая царевна"
Он взошел.
И что же там?
Вся душа его кипит,
Перед ним царевна спит.
Как дитя, лежит она,
Распылалася от сна;
Молод цвет ее ланит,
Меж ресницами блестит
Пламя сонное очей;
Ночи темныя темней,
Заплетенные косой
Кудри черной полосой
Обвились кругом чела;
Грудь как свежий снег бела;
На воздушный, тонкий стан
Брошен легкий сарафан;
Губки алые горят;
Руки белые лежат
На трепещущих грудях;
Сжаты в легких сапожках
Ножки - чудо красотой.
Видом прелести такой
Отуманен, распален,
Неподвижно смотрит он;
Неподвижно спит она".

А теперь, ребята, послушайте первую музыкальную загадку, которую вам задаёт композитор П.И.Чайковский: по прослушанному произведению вы должны определить кого Пётр Ильич хотел изобразить в своей музыке?

П.И.Чайковский "Баба-Яга"

Вы правильно определили, какой портрет хотела нарисовать музыка Петра Ильича Чайковского.

Музыка этой пьесы быстрая, страшная, отрывистая, сердитая, злая; баба – яга как будто летит, как будто колдует.

Клип "Баба-Яга"

Послушайте следующую музыкальную загадку, которую задаёт тот же русский композитор. Как его имя и фамилия? (ответы)

Фрагмент из оперы "Снегурочка" П.И.Чайковского

Как вы догадались, ребята, что Чайковский хотел нарисовать этой музыкой именно образ Снегурочку? (ответы) А какие выразительные средства музыки он для этого использовал? (темп, динамику и т.п.)
Вы , ребята, без труда справлялись со всеми заданиями. А теперь я хочу, чтобы вы помогли нарисовать музыкальный портрет деревянных солдатиков, которыми очень любили играть маленькие друзья великого русского композитора.

Итак, скажите, какой должна быть музыка , изображающая солдатиков? (чёткой, ритмичной). Скажите, а какой музыкальный инструмент может сопровождать такую музыку? (барабан).

Ать-два, левой-правой, ать-два, левой-правой,
Вдоль плетней, заборов и оград,
Ать-два, левой-правой, ать-два, левой-правой,
Марширует бравый наш отряд.

"Марш деревянных солдатиков" П.И.Чайковский

Последний портрет, о котором сегодня нам расскажет музыка – это портрет…. (ответ).

Правильно, Щелкунчика. Расскажите, ребята, что вы знаете о Щелкунчике? Кто это? Кто его заколдовал? Превратится ли Щелкунчик в Принца? Кто ему в этом поможет? С кем сражался Щелкунчик? Какой должна быть музыка для изображения портрета Щелкунчика? (ответы)

Вы все, ребята, правы: музыка, рисующая портрет Щелкунчика может быть и доброй, и бесстрашной, и нежной, и отважной. Послушайте, как Чайковский изображает Щелкунчика в своём балете.

"Щелкунчик" Сцена битвы ·
"Щелкунчик" Полька

Итак, не только красками и карандашами можно писать портреты. Их можно писать и словами, и музыкой, как великий русский композитор П.И.Чайковский. Но сегодня, давайте, ребята, мы все попробуем стать настоящими художниками и написать портрет любого полюбившегося вам сказочного героя по музыке П.И.Чайковского.

Рисование портрета сказочного персонажа по музыке П.И.Чайковского (дети сами выбирают технику рисования, инструменты для рисования.)

В конце занятия дети выставляют портреты для рассматривания, организуют свою портретную галерею.

Источник: www.resobr.ru



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль