Примерная схема анализа урока по ФГОС

179097

Спектр деятельности заместителя директора по учебно-воспитательной работе очень широк, и в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта основного образования (ФГОС) обязанности проверяющего постоянно расширяются. Поэтому все более актуальным становится вопрос разработки в школе примерной схемы анализа урока по ФГОС.

Современный урок согласно требованиям стандарта строится на основе системно-деятельностного подхода, способствующего развитию личности школьников через овладение универсальными учебными действиями. Процесс обучения в таких условиях зависит от результативности работы педагога, и систематический и целенаправленный мониторинг реализации ФГОС, которой входит в обязанности администрации ОО, помогает быстро выявить и устранить ошибки ведения педагогической практики. Поэтому заместитель директора по учебно-воспитательной работе должен знать, как правильно организовать посещение уроков (чтобы выявить недостатки педагогического процесса и оказать консультативную помощь учителям), как правильно проанализировать ход занятия и как его оформить. 

Типы уроков по ФГОС в основной школе

Введение ФГОС стало поворотным моментом в организации учебной деятельности, в частности из-за изменения классификации уроков. Руководящему составу образовательной организации очень важно понимать, удалось ли педагогам разобраться в специфике системно-деятельностного подхода и научиться организовывать уроки согласно требованиям стандарта. Поэтому при проведении анализа школьного занятия очень важно выяснить соответствие заявленного типа урока методам и приемам педагогической работы, применяемым учителем. 

Разработчики новых образовательных стандартов выделяют четыре основных типа уроков в школе (таблица 1). Знание целей и структуры построения таких уроков заместителем директора по учебно-воспитательной работе способствует своевременному выявлению и устранению ошибок в работе учителя.  

Таблица 1

Тип урока Цели  Структура урока Виды уроков
Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков Знакомство школьников с новыми терминами, понятиями, расширения имеющейся базы знаний учащихся. 

Мотивационный этап. 

Актуализация знаний, показательное выполнение пробного действия. 

Выявления трудностей, поиск противоречий. 

Поиск и проверка методов разрешения затруднения, обсуждение оптимальных вариантов решения образовательной проблемы. 

«Открытие» нового знания через реализацию выбранного метода решения затруднения. 

Первичное закрепления новых ЗУН. 

Самостоятельная работ а по новому материалу, коллективная проверка.

Поиск связи новых знаний с понятийной системой, знакомой учащимся. 

Рефлекция учебной деятельности и эмоций, самоанализ урока. 

Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа.
Урок рефлексии

Формирование у школьников способности к анализу учебных действий с целью последующей коррекции, самостоятельному поиску причины затруднений, умения без посторонней помощи выстраивать алгоритм решения образовательной проблемы и реализовать его.

Закрепление усвоенных ЗУН. 

Мотивационный этап.

Актуализация усвоенных знаний, умений и навыков, осуществление первичного действия.

Индивидуальная работа с учениками по выявлению затруднений. 

Разработка индивидуальных планов устранения затруднений (выработка коррекционной стратегии). 

Обобщение выявленных затруднений в работе через коллективное обсуждение. 

Самостоятельная работа. Самопроверка по образцу. 

Рефлекция учебной деятельности и эмоций, самоанализ урока. 

Данный тип урока предусматривает многоразовое чередование самостоятельной работы и последующей рефлексии при наличии большого количества образовательных проблем.

Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок
Урок систематизации знаний Структуризация освоенных ЗУН, развитие у учащихся умения переходить от общих понятий к частным, выделять новые знания в рамках изучаемой темы, определять их значение для последующего обучения. 

Самоопределение.

Актуализация усвоенных ЗУН и новых знаний, определение затруднений.

Постановка учебной задачи.

Составление стратегии по достижению учебной задачи, разрешению образовательных проблем.

Практическая работа, направленная на устранение затруднений.

Самостоятельная работа. Самопроверка по образцу.

Рефлекция учебной деятельности и эмоций, самоанализ урока. 

Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование
Урок развивающего контроля

Обучение способам самоконтроля и взаимоконтроля.

Проверка усвоенных знаний, умений и навыков. 

Мотивационный этап.

Актуализация знаний, осуществление пробных проверочных действий. 

Выявление локальных затруднений. 

Составление стратегии устранения затруднений. 

Работа по реализации выбранного плана.

Обобщение видов возникших затруднений.

Самостоятельная работа. Самопроверка и взаимопроверка по образцу.

Решение творческих задач.

Рефлекция учебной деятельности и эмоций, самоанализ урока. 

Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы

Типы уроков
Скачать в .docx

Комплексная разработка анализа урока, составленная на основе методической литературы по организации внутришкольного контроля и учитывающая типы  уроков по ФГОС, представлена в приложении. Данная разработка поможет провести комплексный анализ современного урока с учетом требований ФГОС (как в начальной, так и в основной школе) эффективно и быстро.

Читайте также рекомендации по вопросам введения ФГОС основного общего образования

Читайте другие материалы по теме "Анализ урока":

Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС

Примерная схема анализа урока по ФГОС

Анализ урока по ФГОС
Скачать в .pdf

Проектирование рабочих программ по предмету в рамках разработки основных образовательных программ

Светлана Ермакова, канд. пед. наук; нач. отд. Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России, доц. каф. развития образования АПК и ППРО

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Скачать таблицу Анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС.pdf


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль