Урок внеклассного чтения в 6 классе на тему "Донской фольклор"

2347

Автор: Маслова Наталия Геннадьевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ КСОШ № 32 с. Красная Поляна Песчанокопского района Ростовской области

Цели: закрепить понятие о фольклоре; развивать речь учащихся, умение работать со словарём, составлять устный и письменный рассказ на заданную тему; приобщать к культуре родного края; воспитывать любовь к малой родине.

Оборудование: иллюстрации к загадкам; хрестоматия для чтения « Литература Дона», литературоведческий словарь.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

- Сколько лет в этом году будет Ростовской области? ( 75 лет)

- Сегодня на уроке познакомимся с УНТ Дона,. Конечно, оно старше, чем Ростовская область, так как раньше образовано. Но это то, чем нашей области надо гордиться.

-Что значит "устное"? (Уста – губы, рот.). Какие жанры УНТ знаете?

Передававшиеся из уст в уста, от одного поколения к другому, сказки, пословицы, поговорки, загадки, песни всегда отображали мечты и чаяния народа о радостном и плодотворном труде, о победе добра над злом, о справедливости, о вере в лучшее будущее. Веками люди оттачивали созданные произведения, переделывая, дополняя, создавая новые варианты. Мудрость, смекалка, удалое веселье, задиристость, напевность сконцентрировались в устном народном творчестве.

В наши дни этот вид творчества продолжает развиваться, он отражает фантастичность и реалистичность современных сюжетов.

II Работа с литературоведческими словарями.

Беседа по вопросам:

1. Что такое «фольклор»?

2. Устное народное творчество – это жанр (genre – (фр.) вид) литературы. Назовите малые жанры этого творчества. (Пестушка, потешка, закличка, прибаутка, считалка, приговорка, скороговорка, загадка, частушка, сказка.)

III. Беседа о малом жанре устного творчества – загадке.

"Если бы меня попросили назвать самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слова, я, не задумываясь, сказал бы: это загадки" (Ю. Г. Круглов).

Что же такое "загадки"? Загадки – это иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их описание, которое предлагается разгадать.

- Откройте хрестоматии на 6 странице.

-Прочтите загадки и выберите ту, которая, как вам кажется, самая интересная. Объясните, почему?

-Закройте хрестоматии. Посмотрите на доску. Перед вами – вопросы викторины. Давший большее количество правильных ответов, получает звание "Знаток загадок Дона":

-Что такое загадка?

-Что это: - Лохматый казак, посерёдке кушак, по двору ходит, порядок наводит ( метла)

- Кривой двух братцев понёс к Дону купаться. Пока братцы купаются, Кривой без дела валяется ( вёдра и коромысло).

-Прочная обувка в огне тачается и с ног не снимается ( лошадиные подковы).

- Кто это: - Пришли казаки без топоров, срубили избу без углов ( муравьи).
- Снизу камень, сверху камень; ест траву, но не корова; несёт яйца – а не курица; четыре ноги – а не собака ( черепаха).

IV. Беседа о малых жанрах – пословице и поговорке.

– Что такое пословица? Поговорка?

- Вспомните основные отличия и сходства пословиц и поговорок. Дайте письменный ответ, оформив запись по образцу.

- Посмотрите на доску, проверьте свой ответ.

Общее: создал народ, заключают мудрость народа, выражают отношение к труду, учению, добру и злу и т.д.

Отличия: поговорка – часть суждения, а пословица представляет собой предложение, простое или сложное, с рифмой или без неё, имеющее прямой или переносный смысл.

- Откройте хрестоматии на 7 странице. Зачитайте пословицы, которые говорят о любви к родине: - Земля донская – мать родная.

- Казаку честь за Родину лечь.

- Пусть знает ворог, что казаку Дон дорог.

- Человек без Родины что камышинка: под любым ветром гнётся….

- Найдите пословицы, объединённые темой "Труд": - Не пеняй на соседа, когда спишь до обеда.

-От безделья не бывает у казака веселья.

- Донская земля дармоедов не кормит.

-Лень в дому – бери суму.

- Как понимаете последнюю пословицу?

Какой темой объединены следующие пословицы: - Конь познаётся в езде, а друг в беде.

-Казак без друзей что дуб без корней.

- Не плетень городи, а с соседом дружбу веди.

- По любой из этих трёх пословиц в течение 5 – 7 минут напишите сочинение – миниатюру.

Образец: Благодаря чему живёт дуб? Благодаря тому, что его кормят корни, без них дерево умрёт, засохнет. Такую же большую роль в жизни казака играют друзья .Без них жизнь будет не полноценной, всё равно, что её вообще не будет. Значит, казак без друзей, что дуб без корней.

V. Беседа о жанрах предания, легенды.

-Найдите в литературоведческом словаре определение понятий "предания", "легенда".

- Откройте хрестоматию на 10 странице. Найдите легенду "Сом". Послушайте её выразительное чтение, отмечая слова, значение которых неясно.

"Сом".

"Я помню, у нас тут яма была, там сомы водились крупные. И вот мне захотелося, девчонка ж была, достать дно. Я как нырнула, дна не достала, а вынырнуть не могу. Тянить меня на низ. Я тута аж растерялася, отталкиваюся ногой и даю вверх. Выплыла я, а они: « Ай, вот она. Чё ты там делала? А мы уж хотели в хутор бежать : "Панька утонула!"Так то ж сом – то самый и был, тащил – то меня за ногу, еле вылезла."

- Какие слова непонятны?

VI. Итог. Домашнее задание.

- Что понравилось вам сегодня на уроке?

- Что вызвало вопросы?

-Кто из ребят, по – вашему, работал лучше всех?

-Домашнее задание следующее:1. - Составить словарик диалектных слов и форм слов, использованных в легенде « Сом», объясняя их с помощью общеупотребительных слов.

2. Подготовить к пересказу легенду, связанную с историей села или своей семьи.

По желанию: нарисовать иллюстрацию к изученным загадкам.

Литература:

1. Литература Дона. Хрестоматия для чтения в 5 – 7 классах. Ростов – на –Дону. ЗАО "Книга" .2005
2. .Литература 7 класс. Поурочные планы по учебнику В. Я. Коровиной. Н.Я. Крутова. Волгоград 2012 



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль