Психолого - педагогические основы использования игровых технологий на уроках в начальной школе

2921

Автор: Баландина Марина Николаевна учитель начальных класс ГБОУ СОШ №4  (Самарская область)

"Нельзя человека научить на всю жизнь, надо научить учиться всю жизнь…"

Проблема: Снижение интереса к предметам учащихся начальной школы.

Цель работы: Обеспечить условия, способствующие преодолению трудностей в усвоении материала посредством использования игровых технологий.

Задачи: Изучить необходимую психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по данной теме:

  • Раскрыть роль и значение игровых технологий в повышении результативности обучения младших школьников.
  • Дать характеристику игры как метода обучения.
  • Создать пакет дидактических материалов для проведения уроков в режиме игровых технологий.
  • Трудности педагогической практики.
  • Значительные учебные нагрузки.
  • Репродуктивные методы обучения.
  • Трудности самореализации учащихся.
  • Перенасыщенность современного школьника информацией.

Игра – это…

  • "Пространство "внутренней социализации" ребенка, средство усвоения социальных установок".( Л.С. Выготский)
  • Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».(А.М. Горький)
  • Игра - это естественная для ребенка и гуманная форма обучения.
  • Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.

Обязательные условия игры:
1)соответствие целям урока;
2)доступность для учащихся данного возраста;
3)умеренность в использовании.

Достоинства игровых технологий:

  • игра мотивирует, стимулирует и активизирует познавательные процессы школьников - внимание, восприятие, мышление, запоминание и воображение;
  • игра, востребовав полученные знания, повышает их прочность;
  • одним из главных достоинств является повышение интереса к предмету практически у всех учащихся в классе;
  • посредством игры задействуется «ближняя перспектива» в обучении;
  • игры позволяют развить специальные способности учащихся к знаниям;
  • игра позволяет гармонично сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний, за счет чего учащиеся получают прочные, осознанные и прочувствованные знания.

Ограничения и недостатки использования игр в образовании:

  • Игра – это время – и трудоемкая форма.
  • Игра не является педагогической панацеей.
  • Дети могут увлечься игровой оболочкой и потерять образовательное содержание.
  • Опасность возникновения зависимости от игры.

Отличие педагогической игры от игры вообще – четко поставленная цель обучения и соответствующий ей педагогический результат:
- Функциональность игры.
- Структура организации игры.
- Выбор игры.
- Подготовка игры.
- Введение в игру.
- Ход игры.
- Подведение итогов игры.
- Анализ игры.Классификация игровых ситуаций:

1. По сущности игровой основы:
- Игры с правилами.
- Ролевые игры.
- Комплексные игровые системы.

2. По источнику познания:
- Игры на основе устного изложения учебного материала.
- Игры на основе работы со средствами наглядности.
- Игры на основе практической работы учащихся.

3. По количеству участников:
-Индивидуальные.
-Парные.
-Групповые.
-Массовые.

Дидактическая игра в школе - условно занимательная для субъекта деятельность, направленная на приобретение знаний, формирование умений и навыков.Деловая игра.
Одной из разновидностей ролевой игры является деловая игра – условное воспроизведение, имитация, моделирование некоторой реальной деятельности, которую совместно осваивают участники игры. При этом каждый ученик решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. В совместной деятельности у учащихся развиваются и навыки сотрудничества.
Структура деловой игры:
Этап игры Деятельность участников игры Деятельность педагога

1 этап – формулируется цель игры и дается необходимая информация. Четко представить себе проблему или структуру задач, соотнести проблему с поставленной целью. Педагог организовывает работу в малых группах (командах).
2 этап – самостоятельная работа учащихся в командах. Вникают в проблему, пытаются понять ее. Коллективное обсуждение: вырабатываются выводы или решения путем соглашения. Возможно существование отдельной точки зрения кого-либо из участников. Педагог оказывает помощь.
3 этап – межгрупповая дискуссия. Каждая группа предлагает свой вариант разрешения рассматриваемой проблемы. Участники других групп выступают в качестве оппонентов. Педагог управляет дискуссией, при помощи наводящих вопросов старается привести к правильному решению проблемы.

Ожидаемые результаты.
- Игры активизируют познавательную деятельность на всех стадиях изучения материала.
- Игры повышают качество обучения.
- Игры способствуют обогащению словарного запаса, расширяют кругозор, повышают учебную мотивацию.
- С помощью игры легче устанавливать эмоциональный контакт с обучающимися.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль