Дистанционные и информационные технологии в преподавании курса ОБЖ.

3116

 
Автор : Максим Александрович Недбайло,  преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ  "Акбулакская СОШ №3"
 

Дистанционные и информационные технологии обучения для современного компетентного учителя уже перестали быть чем-то необычным. Современный урок немыслим без использования мультимедиа презентаций, интерактивных схем, флэш-роликов и т.д. Инновационные информационные технологии серьезное подспорье и для организации урочной и внеурочной деятельности по курсу ОБЖ. В данной статье представлен опыт использования нескольких информационных технологий, включая возможности облачных технологий, и организация при помощи них дистанционных консультаций по предмету, учета успеваемости во внеурочной деятельности и контроля знаний. Фрагмент работы с "виртуальной доской"  в опенсорсном онлайн-редакторе PiratePad.PiratePad — это популярная разновидность опенсорсного онлайн-редактора Etherpad, предоставляющего возможность одновременной совместной работы с текстовыми документами. Регулярная работа с авторскими ЭОР по предмету ОБЖ в опенсорсном онлайн-редакторе Etherpad – PiratePad позволяет расширить возможности учителя в области развития информационно-коммуникативных универсальный учебных умений учащихся.
Данная технология является инновационной и активно применяется педагогами по дистанционному обучению.  Опенсорсные редакторы позволяют работать с несколькими учащимися одновременно, в режиме реального времени. Онлайн документ созданный в среде PiratePad используется в качестве виртуальной доски.
Редактор снабжен функциями сохранения изменений по временным промежуткам. Присутствие того или иного пользователя обозначается в редакторе разными цветами. Немаловажно наличие чата, который заменяет живое быстрое общение, мгновенный обмен информацией. Ученик может задать вопрос учителю, если имеет трудности в выполнении задания без предварительной регистрации.
Особенность редактора в отличие от других технологий организации дистанционного обучения в возможности работать одновременно именно с текстом, исправлять неточности, задавать наводящие вопросы, в то же время оставляя учащегося наедине с самим собой, не вызывая страха перед «живым» опросом учителя.
Опенсорсные редакторы можно использовать в курсе ОБЖ как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Например, при подготовке теоретических конкурсов военно-патриотической игры «Зарница» в среду PiratePad помещаются тесты, с индивидуальным набором вопросов для каждого ученика, (ссылки на созданные документы помещаются учителем в таблицу учета успеваемости членов ВПК напротив фамилии каждого учащегося). По необходимости тестирования или проведения онлайн зачета, ссылка на документ высылается ученику в Skype или на E-mail, либо размещается на сайте образовательного учреждения, в Dnevnik.ru и т.д. Получив ссылку ученик, знакомится с сопроводительной инструкцией и приступает к работе.
На фото № 1 представлен фрагмент работы с виртуальной доской[1]. В документе показан пример работы с ученицей в режиме реального времени по вопросам зачета по подготовке к военно-спортивным соревнованиям. В документе виден различный уровень вопросов и сопровождение учителем работы учащегося над заданием.
 Использование опенсорсного онлайн-редактора Piratepad актуально в работе при подготовке к ГИА, военно-спортивным соревнованиям в период каникул, удобно в работе с одаренными детьми с высокой занятостью в случае необходимости организовать  ежедневной подготовке к участию в предметных и внеурочных конкурсах и олимпиадах и т.д. 

Конечно, гарантировать, при наличии современных Интернет-технологий, «честность» ответов учащихся нельзя, однако можно быть уверенными, что в присланные материалы они прочтут, попытаются добыть знания в сети, на образовательных сайтах.
Фото 1.
Дистанционные и информационные технологии в преподавании курса ОБЖ.

Использование среды Keepsoft "Конструктор тестов"в преподавании ПДД и профилактике ДДТТ.
В преподавании курса ОБЖ в разделах работы по ПДД используется Конструктор тестов Keepsoft. Программа достаточно проста в обращении, доступна, но требует предварительной установки на ПК. Программа стоит из двух частей: конструктор (для создания тестов) и тестер (для проведения непосредственного тестирования). Keepsoft дает возможность создания вопросов нескольких типов: на выбор ответа, на выбор нескольких ответов, на дифференциацию и на соответствие. В вопросах можно прикреплять видео- и фотодокументы, что очень удобно, например, при разработке тестов по ПДД и профилактике ДДТТ. На фото 2 - иллюстрация интерфейса программы и фрагмент комплекса тестовых заданий «Изучаем ПДД - предупреждаем ДТП» в тестовой оболочке Keepsoft «Конструктор тестов».
Все параметры в тестах можно настроить так, как это нужно для конкретной учебной ситуации: показывать ответ сразу или по окончанию теста, запрещать прерывать тест. Особенно удачна в тестах система оценивания. По завершению теста программа дает возможность выставить отметку и автоматически составить  диаграмму по результатам выполнения заданий, чтобы ученик и учитель могли видеть результаты тестирования и уровень знаний ученика наглядно. По завершению теста есть функция "Просмотреть неверные ответы" для коррекции знаний по выполненному модулю.
В тесте можно размещать от 8 до 14 тем в зависимости от уровня знаний учащегося, его индивидуальных особенностей. На уроках ОБЖ тестер является универсальной программой для проверки знаний. Чаще всего учащиеся решают тесты в индивидуальном порядке, однако, благодаря наличию в кабинете ОБЖ мультимедиа проектора,  сложные или актуальные на том или ином уроке задания, учитель может представлять на экране и вместе с учащимися решать тест. В разработанных тестах присутствуют различные типы вопросов. В некоторых  используются изображения, аудио- и видео- файлы. Тренажер созданный самим учителем по любым темам может быть рекомендован к использованию коллегами и размещен на сайте образовательного учреждения.

Фото 2.
Дистанционные и информационные технологии в преподавании курса ОБЖ.
Прослеживание индивидуальной траектории подготовки учащихся к военно-патриотическим соревнованиям "Зарница" в среде офисной технологии Excel.
 Использование среды офисной технологии Excel возможно в ОУ для учета силовой и теоретической подготовки учащихся во внеурочной и урочной деятельности. Особых сложностей в овладении программы нет, она проста и удобна в использовании. Основное преимущество программы возможность автоматизировать подсчет баллов успеваемости, рейтинга, средней оценки и т.д. Формулы пользователь среды задает сам, в соответствии с целями создания документа.
Так например в МБОУ "Акбулакская СОШ №3" подобный контроль успеваемости используется для работы с военно-патриотическим клубом "Зарничка". На фото 3 – представлен фрагмент отслеживания подготовки военно-патриотического клуба "Зарничка" к соревнованиям. 
Таблица для ВПК "Зарничка"создана, главным образом, с целью определения рейтинга каждого члена команды среди сверстников, по итогам выполнения нормативов По сути таблица представляет собой индивидуальную траекторию подготовки каждого участника ВПК к военно-патриотическим соревнованиям «Зарница».
Таблица включает в себя несколько разделов оценивания, в соответствии со сдаваемыми в ходе работы клуба нормативами в течение всего учебного года. Очень интересный механизм – рейтинг. Его результаты являются своеобразным стимулом каждому для улучшения индивидуальных результатов.
Методика позволяет выявлять наиболее сильных и подготовленных ребят, прослеживать их индивидуальное развитие при помощи построения графиков и диаграмм.
Все обозначенные в статье информационные технологии можно комбинировать и использовать в комплексе, либо отдельно друг от друга. Любой подход к использованию данных информационных технологий даст возможность улучшить качество организации урочной и внеурочной деятельности по предмету, а также позволит сделать образовательный процесс более результативным и интересным как для учащихся, так и для самого педагога.

Фото 3.
Дистанционные и информационные технологии в преподавании курса ОБЖ.
 


[1] Тестовые задания по теоретическим вопросам в рамках  подготовки к военно-спортивным соревнованиям «Зарница», - Фрагмент работы с виртуальной доской - http://piratepad.net/8DFRUMme09



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль