Модифицированная личностно ориентированная системно - ролевая концепция воспитания младших школьников "Стать Человеком" (пояснительная записка).

1294

Автор: Сергеева Анастасия Юрьевна, учитель начальных классовМуниципальное бюджетное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов",  Бугульма

Возраст детей: 7-10 лет.
Срок реализации: 4 года.
Рецензент - доцент кафедры гуманитарных и социально – экономических дисциплин Бугульминского филиала КНИТУ – КАИ, кандидат педагогических наук Р.Н. Сафина

Пояснительная записка.
Воспитание имеет приоритет над образованием.
Создает человека воспитание.
Сент- Экзюпери А.

Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но эта вечная проблема особенно остро встает на переломах, поскольку связана с резким изменением требований к человеку со стороны общества.

Все негативные явления, по мнению ученых, связаны с катастрофой человеческой души, с деформацией системы духовно – нравственных ценностей. В связи с этим в новом стандарте появился документ «Концепция духовно- нравственного воспитания», являющийся наиглавнейшим в пакете документов стандарта второго поколения. Здесь мы возрождаем понятие национального воспитательного идеала. Современный национально – педагогический идеал – это ответственный, инициативный, компетентный гражданин России.

В результате задача воспитательной работы учителя, в том числе и учителя начальных классов, заключается в формировании позитивного социального опыта растущего человека третьего тысячелетия и содействии его гражданскому становлению.
Актуальность создания личностно ориентированной системно – ролевой концепции воспитания младших школьников является:

  • во – первых, гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Таким образом, государственный заказ школе строится на общих принципах и ориентирах. Установить же конкретные цели и задачи воспитания – это сфера самоопределения самого конкретного педагога;
  • во – вторых, природа дала человеку два оружия – интеллектуальное и нравственное. После школы все школьные науки, как правило, останутся в памяти лишь под общими представлениями. А для дальнейшей жизни человек должен в совершенстве владеть законами воспитания. Человек по- настоящему проявляется только в одном – в его поступках, а поступки происходят от характера помыслов. Недостатки и упущения в воспитании - невозвратимы и невосполнимый урон. От болезней тела страдает сам больной, а от духовного больного страдают все вокруг. Таким образом, одной из основных задач проектирования и формирования личности наряду с интеллектуальным развитием является воспитание молодого поколения – проектирования способов отношений к людям и к самому себе, к труду, к природе, к обществу в целом.
  • в – третьих, воспитание – это система социальная. Ее ядро – люди и их потребности, интересы, мотивы, ценностные ориентации, отношения. Воспитание обусловлено общественной потребностью в создании специальных условий для развития у человеческого индивида способностей жить и работать в социуме, осваивать и успешно выполнять необходимые социальные роли, преобразовывать природную и социальную действительность на пользу себе, окружающим людям и обществу в целом.

В ходе разработки данной концепции были изучены следующие труды:

  • Фридман Л.М. Философия воспитания человека будущего.
  • Ролик М. П. Курс лекций для слушателей "Родительской школы" детского и юношеского центра "Экополис, культура, здоровье"
  • Фомин А. А. Личностно орентированая системно – ролевая концепция воспитания школьников

А также были изучены различные концепции воспитания, которые реально существуют в настоящее время: моноидеологическая концепция, деидеологическая концепция, дуалистическая концепция, концепция свободного воспитания, управленческая концепция воспитания, концепция личностно ориентированной системы деятельности классного руководителя (авторы: О. Газман, С. Поляков, Н. Михайлова и другие), системно- ролевая концепция (автор: Н.М. Таланчук).

Из названных концепций наиболее отвечает, по нашему мнению, современным требованиям личностно ориентированная и системно – ролевая концепции.

Новизна личностно ориентированной системно – ролевой концепции не только в ее названии. Одним из центральных понятий концепции является социально ориентированный подход, который выражается в механизме изменения социальных качеств личности ребенка (то есть социализации) через совместную деятельность взрослого (педагога, родителей) и ребенка. Однако, ребенок не только учится осознавать и применять ту или иную социальную роль (дочь, ученица и т.д.), но и познании себя, своих интересов, возможностей, познания мира и общества в целом, т.к. социальные роли проявляются в обычной жизни. Это Родина, труд, человек, природа, мир, семья, знания и т.д. Таким образом, данная концепция соединила в себе теоретические сведения из разных областей астрономии, географии, биологии, истории, экологии, ОБЖ и т.д. Она наиболее тесно аккумулирует социальный опыт человечества и системно передает этот опыт учащемуся, выступая объединяющим элементом для гуманитарных и естественных дисциплин.
Цель личностно ориентированной системно – ролевой концепции воспитания младших школьников – координация и укрепление взаимодействия всех участников воспитательного процесса: учащихся, педагогов, родителей; центром и главной ценностью которого является личность ребенка, ее развитие, самореализация и самоопределение в обществе через социализацию; формирование человека – гражданина, патриота, личность творческую, самостоятельную, гуманную, способную ценить себя и уважать других.
Исходя из этого, сформулированы следующие задачи личностно ориентированной системно – ролевой концепции воспитания младших школьников:

  • оказание помощи семье в решении проблем воспитания, организация психолого- педагогического просвещения родителей, усиление роли семьи в воспитании детей; создание условий для участия семей в воспитательном процессе;
  • повышение профессионального уровня педагога в управлении воспитательным процессом;
  • совершенствование содержания и механизмов воспитания учащихся;
  • развитие здоровьесберегающих технологий воспитания; укрепление здоровья учащихся;
  • формирование у учащихся личного достоинства и законопослушания, гражданско – патриотической позиции;
  • воспитание политической, правовой, национально – интернациональной культуры;
  • формирование нравственной, экономической, экологической, трудовой, коммуникативной культуры;
  • формирование широких и системных знаний о мире в целом и его отдельных областях, эмоционально – ценностного отношения к миру;
  • развитие кругозора, эрудиции, логического мышления, последовательности, умения анализировать, сравнивать, обобщать; гибкости ума, его практичности и активности;
  • формирование умения адекватно оценивать результаты своей деятельности; снять психологическое и социальное напряжение;
  • воспитание позитивных черт характера: стремление к прогрессу, личностному росту, самостоятельности, саморазвитию, самовоспитанию, самореализации;
  • формирование готовности полноценно выполнять объективную систему социальных ролей;
  • воспитание гармонически развитой личности, ориентированной на общечеловеческие гуманистические ценности.

Очень важно отметить, что вся воспитательная работа строится на следующих принципах:
1.Никогда не разговаривать с ребенком и его родителями на повышенных тонах. Я не диктатор, я – друг.
2.Никогда не обзывать, не унижать ребенка. Уважай ребенка, тогда он будет уважать тебя.
3.Никогда не называть ребенка по фамилии. Мы – одна семья, а в семье не фамильярничают.
4.Никогда не говорить о недостатках и проблемах ребенка при всех, тем более говоря о нем в 3-ем лице.
5.Никогда не сравнивать девочек и мальчиков. Они по своей сути разные и подход к ним разный.
6.Никогда не бояться признаваться в том, что ты чего-то не знаешь. Ребенок рад поделиться с учителем чем-то недавно услышанным и увиденным.
7.Никогда не сравнивать ребенка с другими детьми, только с собственными достижениями.
8.Никогда не общаться с ребенком с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже тебя. Придет время, и в каких-то областях он будет знать и уметь больше тебя.
9.Никогда не терять чувство собственного достоинства. Только достойный учитель может сформировать личность творческую, самостоятельную, гуманную, способную ценить себя и уважать других.

Реализацию личностно ориентированной системно – ролевой концепции воспитания младших школьников следует начинать с 1 класса. Реализация концепции предполагает использование педагогом отечественных традиций, современного опыта и инноваций в области воспитания с учетом особенностей региона, конкретного учреждения и социума, а также психолого – возрастных особенностей учащихся.

Кроме этого, реализация концепции предполагает конструирование педагогом развивающей среды, прежде всего через социализацию, а также с помощью интегрирующего подхода в обучении, через междисциплинарный подход, который является основой интеграции. Именно интеграция позволяет мыслить целостно. Системно – ролевый подход при реализации концепции предполагает готовность и способность ребенка выполнять полноценно систему различных социальных ролей.

В общественном виде все социальные роли можно сгруппировать по сферам жизни человека: семья, профессия и труд, сфера как гражданина, геосфера и эгосфера.
В 1 классе дети учатся жить, творить, общаться через призму своей семьи; учатся осознанно выполнять социальные роли "я- сын (дочь)", "я – брат (сестра)", "я – внук (внучка)", "я – физически здоровый человек".

Во 2 классе дети учатся жить в коллективе; понимать, что мир продолжается за пределами семейного пространства; учатся жить в коллективе дружно, постигают правила жизни среди людей ( правила общения, правила этики и этикета, умение организовать себя, постигают основные законы жизни), учатся осознанно выполнять социальные роли: "я – друг", "я – ученик (ученица)"; учатся ориентироваться в профессиях ("я – учитель", "я – врач", "я – экономист" и т.д.); учатся действовать в зависимости от ситуации, которые пронизывают наш каждый день и час ("я – пешеход", 'я – покупатель", "я – зритель" и т.д.).

В 3 классе воспитанники учатся понимать, что каждый из них является членом общества, нормы которого он обязан выполнять; постигает проблемы человека и общества в целом; понимать, что человек – часть природы; учатся ценить себя, людей, природу, свою страну, проблему ответственности за жизнь достойного человека в достойной свободной стране, учатся быть достойным гражданином многонациональной страны России, учатся ориентироваться в элементарных политических вопросах. Формируется гражданская позиция "я – гражданин", "я – россиянин", "я – патриот", "я – гражданин многонациональной страны".

В 4 классе воспитанники знакомятся с миром в целом на элементарном уровне: ближнее и дальнее зарубежье; основные религии и культуры мира; космос; основные мировые глобальные проблемы. Формируется позиция "я – гражданин мира". Кроме этого, четвероклассник на основе полученного социального опыта, постигает себя, ориентируясь в понятиях и противоречиях: "добро и зло", "хочу и нельзя", "не хочу и надо"; в вопросах "Кто я?", "Зачем я?"; определяет для себя основные материальные потребности, духовные ценности, культуру поведения, свои интересы и возможности. Одним словом, постигает социальную роль, позицию, от которой зависти вся его жизнь, которая пропитывает все сферы его дальнейшей жизни – «Я – Человек».
1 класс –33 часов
2класс – 34 часов
3 класс – 34 часов
4 класс – 34 часов
Предполагается творческое использование концепции учителем: он сам, с учетом времени, уровня развития детей и своей подготовки, выбрать определенный объем информации. Также концепция может быть представлена интегрированными курсами уроков и дополнительного материала на внеклассных занятиях. Однако наибольший эффект достигается при систематической работе с детьми по всему курсу. Поэтому личностно ориентированная системно – ролевая концепция воспитания младших школьников предполагает реализацию во время систематических классных часов.
Основными организационными формами являются: час игры, клуб знатоков, клуб мыслителей, урок милосердия, деловая игра, праздники, экскурсии, час поэзии, час веселых испытаний и т.д.

Большое внимание уделяется совместной работе со взрослыми (педагогом, родителями): проведению наблюдений, дискуссий, анализа ситуации общения, коллективного сочинения сказок, рисования; работа с картой, составление проекта и т.д.
Кроме работы с детьми, проводится работа с семьей: родительский час, час общения, вечера вопросов и ответов, «круглый стол», собрание отцов, собрание – совет, собрание – рекомендация, собрание рецептов, собрание – консультация и т.д. Это практические занятия, где анализируются и обсуждаются все возникающие проблемы в обучении и воспитании.

Кроме этого, учитель проводит тестирования и анкетирования с детьми с целью выявления интересов ребенка, его мотивов, способностей, нравственных ориентиров, уровня культуры, трудовых навыков, самостоятельности, коммуникативности, степени доверия с семьей и открытости миру. Это помогает обеспечить духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников.

К концу изучения курса воспитанники должны знать:

  • все о своей семье и о себе, свою родословную, традиции, религию, национальность и т.д.;
  • правила безопасного поведения дома, на улице, в общественных местах, в школе;
  • нормы этики и морали; нормы нравственного поведения; законы дружбы;
  • достижения выдающихся деятелей своей страны; ее национальные символы;
  • свои права и обязанности;
  • основные проблемы и потребности современного мира;
  • ориентироваться в таких понятиях, как "патриот", "коллектив", "общество", "социальная роль", "экология", "экономика", "права и обязанности" и т.д.

Должны уметь:

  • применять полученные знания на практике;
  • ориентироваться в важнейших исторических событиях, потребностях современного мира;
  • работать самостоятельно и в коллективе, логически и творчески мыслить;
  • пользоваться коммуникативными умениями;
  • осознавать себя носителями различных социальных ролей одновременно, умело и свободно пользоваться ими;
  • различать истинные ценности человека от мнимых или второстепенных;
  • адекватно оценивать себя и окружающий мир в целом.
  • владеть навыками культуры во всех ее проявлениях, которая должна стать неотъемлемой частью поведения выпускников;
  • умело пользоваться социальным опытом общества;
  • пользоваться своими правами и обязанностями;
  • ориентироваться на простейшем уровне во всех сферах современной жизни: экономической, экологической, политической, информационной, культурной и т.д.

В результате реализации личностно ориентированной системно – ролевой концепции воспитания младших школьников планируется:
Проект модели выпускника начальной школы

Качества личности
мыслительные социо- динамические психические субъект
интеллект
логика последовательность самостоятельность независимость
реализм активность ответственность разнообразие предприимчивость альтруизм коммуникативность уверенность в себе рассудительность творчество свобода



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль