Современные требования к организации работы "Школы будущего первоклассника"

7487

Авторы:
Л.Л. Тимофеева, канд. пед. наук, доц. каф. дошкольного образования БОУ ОО ДПО (ПК) С "Орловский институт усовершенствования учителей",
О.В. Бережнова, канд. филолог. наук, доц., зав. каф. дошкольного образования БОУ ОО ДПО (ПК) С "Орловский институт усовершенствования учителей"

Современные требования к организации работы "Школы будущего первоклассника"

Зачастую старший дошкольный возраст рассматривается родителями будущих первоклассников, педагогами дошкольных образовательных учреждений (далее - ДОУ) и учителями школ прежде всего как период подготовки к обучению в школе. При этом такая подготовка нередко сводится к "натаскиванию", характеризуется переносом "школьных" форм и методов в практику работы с детьми 5-6 лет, предусматривает раннее изучение программы 1-го класса.

Примером подобной практики может служить работа "Школы будущего первоклассника" (далее - ШБП) - структуры предшкольного образования, существующей в большинстве школ страны. Анализ их деятельности показывает, что образовательные учреждения (далее - ОУ) зачастую не рассматривают ШБП как особое подразделение, работа которого должна быть организована согласно требованиям к структурам дошкольного образования. Это прямо противоречит типовому положению о дошкольном образовательном учреждении* , согласно которому основной структурной единицей любого ОУ, реализующего программу дошкольного образования, является дошкольная образовательная группа (далее - ДОГ).  - См.: приказ Минобрнауки России от 27.10.2011 № 2562 “Об утверждении Типового положения
о дошкольном образовательном учреждении”. – Примеч. авт.

Вне зависимости от того, на базе какого учреждения организуется ШБП, она является дошкольной образовательной группой кратковременного пребывания (далее - ГКП) общеразвивающей направленности (или по подготовке к школе) для детей старшего дошкольного возраста. Несмотря на название ("Школа..."), организация и содержание работы ШБП должны строиться в соответствии с нормативной базой дошкольного образования, с учетом интересов и прав дошкольников.

Многочисленные факты несоблюдения нормативных требований в подобных структурах приводят к нарушению конституционных прав каждого ребенка на получение образования, гуманистического по своему характеру; на бережное отношение к его индивидуальности; на адаптивность системы образования к уровням и особенностям его развития, проблемам в физическом, психическом и личностном развитии.

Фактором, определяющим целый ряд несоответствий в работе ШБП, является нарушение требований к комплектованию групп. В ШБП в одну группу предшкольной подготовки осуществляется набор детей как не посещающих, так и посещающих ДОУ. В результате данная структура не решает главную задачу, ради которой создаются вариативные формы предшкольного образования, - повышение охвата образовательными услугами детей дошкольного возраста.
Следует обратить особое внимание на то, что для детей, не посещающих ДОУ, ГКП должна стать структурой, в которой они, в первую очередь, могут освоить обязательную часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования* . Если же дети посещают ДОУ, то на базе школы им могут быть предложены лишь дополнительные образовательные услуги (услуги, выходящие за рамки установленных основных общеобразовательных программ). Данное требование обязывает администрацию и педагогические коллективы школ дифференцированно подходить к комплектованию групп ШБП и к реализации основных и дополнительных программ дошкольного образования.
Еще одна серьезная проблема, возникающая в результате нарушения требований к комплектованию групп, связана с тем, что дети, посещающие и ДОУ, и ШБП, оказываются в ситуации перегрузки. Тот факт, что занятия организуются в вечернее время или в выходные дни, с нарушением режима, отрицательно сказывается на их здоровье и мотивации к обучению в школе**.

* О требованиях к разделам обязательной части основной общеобразовательной программы
дошкольного образования см.: приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 “Об утверж-
дении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основ-
ной общеобразовательной программы дошкольного образования” (далее – приказ Минобр-
науки России № 655) – Примеч. авт.
** См.: письмо Минобразования России от 14.03.2000 № 65/23-16 “О гигиенических требованиях
к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обуче-
ния” (далее – письмо Минобразования России № 65/23-16); СанПиН 2.4.1.2660-10, утв. поста-
новлением Главного государственного санитарного врача России от 22.07.2010 № 91 «Об ут-
верждении СанПиН 2.4.1.2660-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству,
содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях”» (раздел XII,
ст. 12.10–12.19, далее – СанПиН 2.4.1.2660-10); приказ Минобрнауки России № 655; письмо Мин-
образования России от 22.07.1997 № 990/14-15 “О подготовке детей к школе”. – Примеч. авт.


Традиционно в ШБП нарушаются требования к материально-техническим условиям, в которых проходит образовательный процесс. Занятия ШБП обычно организуются в стандартных учебных классах, неприспособленных для осуществления образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.

В таких помещениях:

  • мебель оказывается детям не по росту;
  • не соблюдаются нормы площади на каждого ребенка;
  • отсутствуют игровая зона и зона отдыха;
  • нет необходимых компонентов предметно-развивающей среды. Очевидно, что при этом нарушаются базовые требования к материальнотехническому обеспечению образовательного процесса, требования в части охраны здоровья воспитанников, не учитывается роль предметно-пространственной развивающей среды, не соблюдаются базовые принципы ее построения (информативность, вариативность, полифункциональность, педагогическая целесообразность, трансформируемость)* .

* См.: СанПиН 2.4.1.2660-10 (ст. 6.1, 6.6, ст. 11.7); приказ Минобрнауки России от 20.07.2011 № 2151
“Об утверждении Федеральных государственных требований к условиям реализации основной
общеобразовательной программы дошкольного образования” (раздел 3.1); приказ Минобрнау-
ки России от 28.12.2010 № 2106 “Об утверждении федеральных требований к образовательным
учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников”. – Примеч. авт.

Традиционно в ШБП акцент делается на обучение детей чтению и письму, ознакомление с началами математических знаний, что приводит к нарушению требований к содержанию, формам и методам работы с дошкольниками и влечет за собой целый ряд проблем. Так, для детей, не посещающих ДОУ, не создаются условия для разностороннего развития.
Отбор содержания, не соответствующего уровню интеллектуального и психического развития старших дошкольников, влечет за собой использование "школьных" форм и методов работы с детьми. При этом не учитывается, что ведущей деятельностью в данном возрасте является игра, а предпосылки учебной деятельности еще только формируются. Одним из результатов такого подхода становится негативное отношение детей к школе, закрепляющееся уже на этапе предшкольной подготовки.

«...проблема состоит в ориентации содержания образовательных программ дошкольного образования преимущественно на умственное (интеллектуальное) развитие детей, что зачастую оставляет за рамками интересов педагогов физическое и социально-личностное развитие ребенка. Это также обусловливает неадекватную возрастным возможностям детей учебную нагрузку, что, в свою очередь, наносит серьезный ущерб как их личностному развитию, так и состоянию здоровья.
Письмо Минобразования России № 65/23-16

В ШБП чаще декларируется, чем соблюдается требование обеспечения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием:

  • преимущественно используется учебная модель организации обучения дошкольников;
  • в содержании обучения происходит либо дублирование программ дошкольного образования, либо перенос на предшкольную ступень программ 1-го класса;
  • не осуществляется формирование элементов учебной деятельности как прообраза универсальных учебных действий;
  • педагоги не учитывают в своей работе личностные мотивы включения детей в учебный процесс, важность мотивации в осуществлении любой деятельности.

Несмотря на то, что общее образование строится в предметной логике, неправомерно осуществлять преемственные связи на основе классно-урочной системы, преемственности по предметам. На этапе дошкольного образования основной акцент делается на интеграцию предметных областей знаний. Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка - формирование базовой культуры его личности. Это позволит ему успешно овладеть разными видами деятельности и областями знаний на других ступенях образования*.

* См.: Методическое письмо Минобразования России от 25.03.1994 № 35-М “Об органи-
зации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности
дошкольного и начального общего образования”. – Примеч. авт.


Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Приказ Минобрнауки России № 655

...Недопустимо использовать занятия в качестве преобладающей формы организации обучения... Необходимо предусматривать сбалансированное чередование специально организованных занятий, нерегламентированной деятельности, свободного времени и отдыха детей. Необходимо. обеспечивать баланс разных видов активности детей.
Письмо Минобразования России № 65/23-16

Как было отмечено выше, ожидаемые итоги обучения детей в ШБП нередко далеки от нормативно закрепленных требований к результату предшкольной подготовки. Как известно, началом любой деятельности становится осознание и формулировка цели. Именно цель задает предполагаемый результат. В этой связи очевидным становится тот факт, что многие проблемы и нарушения в работе ШБП связаны с кардинально неверной или неоправданно узкой постановкой цели ее работы. Практика показывает, что реальные цели набора детей в ШБП зачастую далеки от декларируемых - разностороннее развитие дошкольников, первичная адаптация к условиям школьного обучения, установление продуктивных взаимоотношений между участниками образовательного процесса. Важнейшими задачами становится комплектование будущих 1-х классов, упрощение прохождения детьми программы 1-го класса.

Организуя работу со старшими дошкольниками, школа не имеет права осуществлять подмену нормативно закрепленных целей дошкольного образования узконаправленными задачами, связанными с решением частных проблем данного ОУ или педагога. Необходимо ориентироваться на достижение результатов предшкольного образования, отраженных в соответствующих документах.

Концепцией содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утв. федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования России от 17.06.2003, установлены основания преемственности, которые обеспечивают общую психологическую готовность детей к освоению программы начальной школы, являются ориентирами для того, чтобы организовать учебный процесс на этапе дошкольного и начального общего образования:
1. Развитие любознательности у дошкольника как основы познавательной активности будущего ученика.
2.Развитие способностей ребенка как способов самостоятельного решения творческих (умственных, художественных) и других задач, как средств, позволяющих быть успешным в разных видах деятельности, в т. ч. учебной.
3.Формирование творческого воображения как направления интеллектуального, личностного развития ребенка. Это обеспечивается широким использованием сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, конструирования, разных видов художественной деятельности, детского экспериментирования.
4. Развитие коммуникативности - умения общаться со взрослыми и сверстниками.

В федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России № 655, планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - ООП ДО) представлены как интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате ее освоения:

  • физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;
  • любознательный, активный, эмоционально отзывчивый;
  • имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире;
  • овладевший:

- средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

  • способный:

- управлять своим поведением и планировать свои действия, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
- решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

Выявление итогов образовательного цикла - важный этап работы педагога. Основной задачей диагностических мероприятий должно быть выявление уровня общего развития, качества освоения ООП ДО, индивидуальных особенностей детей с целью поиска наиболее эффективных приемов работы с каждым ребенком. Недопустимо осуществлять диагностические мероприятия с целью отбора детей в определенные ОУ, неприемлемо проведение тестирования по школьному типу. Не могут быть признаны показательными результаты единичных обследований, проводимых по частным методикам* .

В процессе мониторинга должны исследоваться физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений, экспертных оценок, критериально-ориентированных методик, скрининг-тестов и др. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа и др.) и высоко формализованных (тесты, пробы и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных **.

* См.: письмо Минобразования России от 07.04.1999 № 70/23-16 “О практике проведения диа-
гностики развития ребенка в системе дошкольного образования”; Тимофеева Л.Л. Построение
развивающих занятий со старшими дошкольниками. М., 2006. – Примеч. авт.
** См.: приказ Минобрнауки России № 655. – Примеч. авт.


Проблема готовности учителя начальных классов к работе с детьми дошкольного возраста чаще всего возникает в связи с тем, что педагоги не знакомы со спецификой образования дошкольников, с новыми подходами к работе с детьми 5-7 лет, нормативными документами, регламентирующими работу ДОГ. Определяющее значение при этом имеет ориентированность на учебную модель взаимодействия с детьми. Для предупреждения названных выше проблем администрации школы необходимо организовать специальную подготовку педагогов к работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ШБП.

Анализ практики работы ШБП показывает нарушение требований к структуре ООП ДО. Как правило, такая программа для уровня дошкольного образования в общеобразовательных школах отсутствует либо подменяется программой предшкольной подготовки. Однако если ОУ по факту реализует дошкольные образовательные услуги (например, в ШБП для детей, не посещающих ДОУ), имеет лицензию на право их осуществления, это должно найти отражение и в нормативно-правовых документах данного ОУ (уставе, образовательной программе).

В Концепции содержания непрерывного образования выделены следующие характеристики ребенка на момент поступления в школу:

  • устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности;
  • ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, организует их, проявляет внимание к окружающим, отзывчив, обладает чувством собственного достоинства, уважает достоинство других;
  • легко выбирает себе род занятий, партнеров, обладает фантазией и воображением, творческими способностями;
  • у ребенка возникает внутренний план действий, происходит становление произвольности предметных действий и движений, проявляется волевое начало;
  • развиваются познавательные способности ребенка, любознательность, наблюдательность, способность экспериментировать;
  • повышается компетентность ребенка в разных видах деятельности и в сфере отношений.

ООП ДО должна отвечать образовательным потребностям дошкольника, быть направлена на его самореализацию, достижение определенного уровня образованности, гармоничного развития и адаптации в социальной среде. Учебно-методическое обеспечение входит в ООП ДО, конкретизирует содержание и организацию образовательного процесса посредством определения совокупности учебников, наглядных пособий, методических рекомендаций, воспитательных мероприятий (в т. ч. с опорой на выбранную ОУ программу предшкольного образования или на компиляцию из нескольких). Конечной целью создания ООП ДО является реализация собственной модели организации обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста с учетом конкретных условий* . Кроме того, в ООП ДО должен конкретизироваться режим пребывания детей в ОУ. Он определяется исходя из существующих условий (кадровые, материально-технические, пространственные).

* См.: приказ Минобрнауки России № 655; Методические рекомендации Департамента общего
образования Минобрнауки России от 21.10.2010 № 03-248 “О разработке основной общеоб-
разовательной программы дошкольного образования” (далее – Методические рекомендации
Минобрнауки № 03-248). – Примеч. авт.

Подводя итоги анализа работы ШБП различных ОУ, можно выделить основные трудности, возникающие при их организации:

  • несоответствие декларируемой цели работы данной образовательной структуры и реальных задач, решаемых педагогами на практике. Наблюдается ряд противоречий: между социальным заказом общества на определенный общественный идеал формируемой личности и заказом различных социальных групп (учителя начальных классов, родители будущих первоклассников); между образовательной целью определенной программы и педагогическими целями, которые реализуются повседневно, на каждом учебном занятии;
  • недифференцированность образовательных услуг, предлагаемых детям, не посещающим и посещающим ДОУ. В первом случае требуется обеспечить реализацию ООП ДО, во втором правомерно говорить о кружковой направленности образовательного процесса, организованного в логике дополнительного образования.
  • Учитывая серьезность и системность проблем и нарушений в работе ШБП, администрации и педагогам школ, работающим с будущими первоклассниками, необходимо пересмотреть подходы к организации деятельности данной структуры.

В приложении 1 представлен алгоритм организации работы по подготовке детей к обучению в школе. В приложении 2 - примерное положение о "Школе будущего первоклассника".

Организация режима пребывания детей в ОУ включает:

  • ежедневную организацию жизни и деятельности детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей, предусматривающую личностно ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности и соответствие СанПиН;
  • планирование и проектирование образовательного процесса в соответствии с особенностями контингента воспитанников*.

Приложение 1

Алгоритм организации работы по подготовке детей к обучению в школе
1. Провести анализ образовательных потребностей населения в масштабах района школы (села, города в целом).
По результатам анализа можно определить наиболее востребованную направленность ДОГ, которая может быть открыта на базе данного ОУ** . Это могут быть:

• группы для часто и длительно болеющих детей;
• группы коррекционной направленности;
• группы общеразвивающего вида для детей, не посещающих ДОУ;
• группы по подготовке к школе (собственно ШБП***) .

* См. Методические рекомендации Минобрнауки № 03-248. – Примеч. авт.
** См.: письмо Минобразования России от 10.04.2000 № 106/23-16 “О программе развития новых форм российского дошкольного
образования в современных социально-экономических условиях”; письмо Минобрнауки России от 31.01.2008 № 03-133 “О вне-
дрении различных моделей обеспечения равных стартовых возможностей получения общего образования для детей из раз-
ных социальных групп и слоев населения”. – Примеч. авт.
*** См.: Бережнова О.В., Тимофеева Л.Л. Реализация принципа преемственности дошкольного и начального общего образования: реги-
ональный опыт организационного решения // Нормативные документы образовательного учреждения. 2012. № 4. – Примеч. авт.

Важно отметить, что ряд задач, связанных с ожиданиями родителей (знакомство с педагогами, школой как зданием), а также задач, возлагаемых на ШБП (адаптация детей к школе, формирование детского коллектива, освоение школьных правил), с большим успехом может решить такая структура предшкольного образования, как ДОГ при детском оздоровительном пришкольном лагере* .

Стоит также обратить внимание на кружково-студийную модель предшкольного образования. Преимущество данной модели состоит в том, что дошкольники непосредственно включаются в традиционную систему внеучебной работы школы. Это посещение спортивных секций **, кружков художественного и прикладного творчества, участие в праздниках, экскурсиях, встречах с интересными людьми, творческих и исследовательских проектах.

* См.: Тимофеева Л.Л. Дошкольные образовательные группы кратковременного пребывания и полного дня на базе детских оздо-
ровительных лагерей // Нормативные документы образовательного учреждения. 2012. № 2. – Примеч. авт.
** См.: Тимофеева Л.Л. Развивающие возможности спортивной секции по бадминтону // Инструктор по физкультуре ДОУ. 2009. № 3;
Тимофеева Л.Л. Бадминтон в начальной школе. М., 2012. – Примеч. авт.

2. Провести анализ возможностей ОУ по реализации выявленных образовательных потребностей.
При этом возможности школы необходимо сравнить с совокупностью требований, обеспечивающих реализацию ООП ДО и направленных на достижение планируемых результатов дошкольного образования, а именно требований к кадровому, материально-техническому, учебно-материальному, медико-социальному, информационно-методическому, психолого-педагогическому и финансовому обеспечению.

Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды, обеспечивающей:

  • духовно-нравственное развитие и воспитание детей;
  • высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей (законных представителей) и всего общества;
  • охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников;
  • комфортные условия для воспитанников (в т. ч. с ограниченными возможностями здоровья) и педагогических работников.

3. Подготовить педагогов к работе в условиях вариативного дошкольного образования.
Практика подтверждает необходимость целенаправленной работы по повышению профессиональной компетентности педагогов, связанной:

  • с новыми задачами образования;
  • требованиями к сопровождению и организации детской деятельности;
  • представлениями о качественной подготовке детей к школе;
  • работой дошкольных образовательных групп различного вида.

4. Разработать нормативное обеспечение работы ШБП.
При открытии ДОГ на базе различных учреждений создается пакет документов:

  • положение о ДОГ;
  • приказ об открытии ДОГ, издаваемый на уровне органов управления образования и ОУ;
  • договор с родителями (лицами, их заменяющими) на оказание образовательных и иных услуг;
  • договор о сотрудничестве с организациями культуры, здравоохранения, социальной защиты;
  • документы, регламентирующие порядок функционирования ДОГ (режим дня, сетка организованной детской деятельности, планы образовательной работы, работы с родителями и пр.).

Данные документы составляются на основе действующих федеральных и региональных нормативов, в соответствии с которыми также вносятся коррективы в основные документы, регламентирующие деятельность ОУ (устав, штатное расписание, должностные обязанности сотрудников и др.). Руководителю ОУ необходимо внимательно проанализировать действующие и изучить новые документы, регламентирующие работу с детьми дошкольного возраста.

5. Разработать ООП ДО.
Эта работа связана с выбором примерных и специальных (предшкольных) программ обучения и развития дошкольников, УМК, диагностических методик, оптимальных для данной организационной формы, контингента воспитанников, кадрового состава*.

Приложение 2
Примерное положение о "Школе будущего первоклассника"**
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок комплектования и организацию деятельности
"Школы будущего первоклассника" (далее - ШБП) (полное название ОУ)
1.2. Организационно-правовой формой ШБП является дошкольная образовательная группа кратковременного пребывания по подготовке к школе детей 6-7 лет***, не посещающих дошкольные образовательные учреждения (далее - ДОУ), функционирующая на бесплатной основе.

* См.: Бережнова О.В. Что нужно знать об образовательной программе и как ее составить // Дошкольная педагогика. 2011. № 6 (71);
Бережнова О.В. Образовательная программа как модель организации образовательного процесса в ДОУ // Воспитатель ДОУ.
2011. № 9. – Примеч. авт.
** Положение обсуждается и принимается на педагогическом совете школы. – Примеч. авт.
*** Возможен вариант функционирования ШБП для детей 5–7 лет (два года обучения). – Примеч. авт.


1.3. В своей деятельности ШБП руководствуется:

  • Законом РФ от № (указывается актуальная редакция на момент составления положения) "Об образовании";
  • типовым положением о ДОУ, утв. приказом Минобрнауки России от 27.10.2011 № 2562 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении";
  • СанПиН 2.4.1.2660-10, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 22.07.2010 № 91 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях"»;
  • уставом образовательного учреждения (далее - ОУ);
  • другими нормативными документами, регламентирующими функционирование дошкольных образовательных групп.

2. Цели и задачи ШБП
2.1. ШБП организуется в целях подготовки будущих первоклассников к школе и обеспечивает условия для освоения школьной программы, адаптации к школьной жизни, дальнейшего успешного обучения в школе.

2.2. Основными задачами ШБП являются:

  • обеспечение разностороннего познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей старшего дошкольного возраста;
  • охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья дошкольников;
  • взаимодействие с семьями воспитанников по вопросам воспитания, обучения и развития будущих первоклассников.

3. Порядок и условия приема в ШБП
3.1. В ШБП принимаются дети , не посещающие ДОУ, проживающие
(возраст) (место проживания) * * По решению ОУ может быть указано: “независимо от места проживания воспитанников”. – Примеч. авт.
3.2. Зачисление детей в ШБП осуществляется на основании заявления установленного образца от родителей (законных представителей), медицинской справки о состоянии здоровья воспитанников и закрепляется договором на оказание бесплатных образовательных услуг.
3.3. Предельная наполняемость группы кратковременного пребывания по подготовке к школе -20 воспитанников.
4. Управление ШБП
4.1. Открытие ШБП, состав дошкольных образовательных групп и их количество, состав педагогических работников, привлекаемых к работе в ШБП, закрепляются приказом директора школы ежегодно.
4.2. Общее руководство образовательной деятельностью ШБП и организацию педагогического процесса осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе в соответствии с должностной инструкцией.
4.3. Непосредственную образовательную деятельность в ШБП осуществляет учитель начальных классов (в случае комплектования двух и более групп - учителя начальных классов), назначаемый директором ОУ на основании его приказа ежегодно.
4.4. В образовательных целях на основании приказа директора к работе в ШБП могут привлекаться другие педагогические работники школы (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель музыки, учитель физкультуры и пр.).
5. Организация образовательного процесса в ШБП
5.1. Содержание образовательного процесса строится в соответствии с основной общеобразова-
тельной программой дошкольного образования, составленной на основе  (используемая программа предшкольного образования)
5.2. Содержание непосредственной образовательной деятельности определяется учебным планом, календарно-тематическими планами, разрабатываемыми педагогическими работниками и утвержденными директором ОУ.
5.3. Образовательная деятельность строится на педагогически обоснованном выборе учителями технологий, методик, средств, форм и методов обучения, соответствующих возрастным особенностям воспитанников, способствующих формированию интеллекта, элементов учебной деятельности и ориентированных на личностные особенности детей и их разностороннее развитие.
5.4. Нормативный срок освоения программы ШБП (указывается срок в соответствии с используемой программой), режим работы (указывается режим).
5.5. Организация образовательного процесса в ШБП регламентируется расписанием занятий, утвержденным директором ОУ.

5.6. Занятия ШБП проводятся в учебных помещениях ОУ, соответствующих действующим СанПиН.
5.7. Продолжительность занятий в ШБП составляет 25-30 мин, перерывы между занятиями - не менее 10 мин.
6. Права и обязанности участников образовательного процесса
6.1. Родители (законные представители) воспитанников обязаны:

  • своевременно представлять все необходимые документы, предусмотренные уставом ОУ;
  • обеспечить ребенка всем необходимым для занятий;
  • незамедлительно сообщать об изменении контактного телефона и места жительства;
  • извещать об уважительных причинах отсутствия ребенка на занятиях;
  • посещать мероприятия, организуемые для родителей.

6.2. Родители (законные представители) воспитанников вправе:

  • обращаться к педагогическим работникам по всем вопросам деятельности ОУ, вносить предложения по организации работы ШБП;
  • получать полную и достоверную информацию о ходе и результатах усвоения их ребенком программы предшкольного образования;
  • требовать консультативной и методической помощи по вопросам воспитания, обучения и развития их детей, в т. ч. в индивидуальном порядке.

6.3. Педагогические работники обязаны:

  • организовать и обеспечить надлежащую реализацию программы предшкольного образования в соответствии с утвержденным учебным планом и расписанием занятий;
  • проявлять уважение к личности ребенка, оберегать его от всех форм физического и психического насилия;
  • обеспечить для проведения занятий помещения, соответствующие санитарным и гигиеническим требованиям.

6.4. Педагогические работники вправе:

  • выбирать технологии, методики, средства, формы и методы обучения дошкольников для реализации программы предшкольного образования, ориентируясь на специфику организации обучения в дошкольном детстве;
  • планировать различные формы взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников;
  • обращаться к администрации школы за помощью в организации педагогического процесса с детьми дошкольного возраста;
  • требовать от администрации школы организации повышения их квалификации (переподготовки) по вопросам предшкольного образования.
  • От редакции
    Пример разработки основной общеобразовательной программы дошкольного образования группы кратковременного пребывания "Школа будущего первоклассника" будет опубликован в следующем номере журнала "Управление начальной школой"
Статья предоставлена редакцией журнала "Управление начальной школой"

Инновационные методы и технологии работы с учащимися младших классов всегда под рукой с электронной версией журнала".



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль