Конспект "Комплексный анализ текста"

1837

Автор: Иванова Альбина Валентиновна заместитель директора по УВР МКОУ вечерняя (сменная) общеобразовательная школа (Ивановская обл.)
Цели:
1. Систематизировать знания и умения учащихся по теме «Комплексный анализ текста»:

  • в определении стиля, типа речи;
  • в определении проблемы, авторского отношения к ней, идеи текста;
  • в написании сжатого изложения.

2. Содействовать развитию мышления, внимания, памяти, устной и письменной речи учащихся, личности и её способностей.
3. Воспитывать толерантность, любовь к природе, интерес к творчеству В.М.Пескова.

Методические приёмы: развивающее обучение (вовлечение учащихся в различные виды деятельности), использование ИКТ (развитие познавательного интереса к обучению, жизни окружающих людей), дидактического материала (ориентация текста на воспитание у учащихся экологической культуры), самостоятельная работа учащихся.

План занятия.
1. Организация начала учебного занятия.
2. Целеполагание.
3. Проверка опорных знаний по теме «Комплексный анализ текста» (методика мгновенной проверки знаний «Магический квадрат»).
4. Работа с текстом.
5. Проверка сформированности пунктуационных навыков.
6. Домашнее задание.

Ход занятия.
1. Организация начала учебного занятия.
Чтение эпиграфа:
К природе я отношусь не только как зоолог и биолог.
Природа для меня – это познание жизни, её законов.
Рассказ о природе – не только просвещение человека,
Но и формирование его мировоззрения, основанного на знаниях.
В. Песков.

2. Целеполагание.
Одной из форм государственной (итоговой) аттестации в 12 классе является изложение. Что необходимо знать, какими навыками обладать для того, чтобы написать изложение?
Сегодня мы продолжаем готовиться к написанию итогового изложения на основании прочитанного текста, будем отрабатывать навыки написания сжатого изложения, повторим методы компрессии (сжатия) текста.

3.Проверка опорных знаний по теме «Комплексный анализ текста (методика мгновенной проверки знаний «Магический квадрат»).

Когда вы начинаете работать с текстом, вам нужно будет ответить на ряд вопросов:
- Определяя тему текста, какой вопрос вы задаете?
(О чем говорится в тексте?)
- Формулируя основную мысль…?
(Что автор хотел сказать?)
- Определяя речевую ситуацию?
(Где? Кто? Зачем?)
- Зачем нужно определять речевую ситуацию?
(для определения стиля текста).

4.Работа с текстом.
4.1. Сообщение учащегося о В.М.Пескове.
4.2. Повторение памятки «Как писать сжатое изложение»:
1). Определите тему текста.
2). Сформулируйте основную мысль.
3). Определите стиль речи.
4). Определите типы речи.
5). Выделите микротемы.
6). Определите способ сокращения текста.
7). Передайте содержание каждой микротемы и всего текста в целом.

4.3. Чтение текста.
4.4. Беседа по вопросам:
Какова тема текста?
(О внутренней пустоте сегодняшней молодёжи, её равнодушии и слепоте к той красоте, которая окружает каждого из нас).
Основная мысль?
(Автор призывает любить и беречь родную природу, любить все прекрасное и живое).

Определите стиль и типы речи.
( Стиль речи – публицистический. Все три типа речи в тексте выражены:

  • описание (природа, тишина);
  • повествование (сначала работа дятла, затем его внезапная смерть, встреча автора с парнем, виновником смерти птицы);
  • рассуждение (о воспитании молодёжи).

Определите количество абзацев и микротем:

  • Тишина леса, радость от «музыки дятла».
  • Внезапный выстрел.
  • Встреча с виновником.
  • Призыв к молодому поколению любить и беречь всё живое.

Какие речевые средства выразительности использует В.М.Песков в этом тексте?
·Лексика, характерная для публицистического стиля (должен любить, беречь).
·Речевые фигуры и тропы:

перифраза (дятел – "музыкант", его произведение на древесной коре – "узор", вместо привычного "стука дятла" - "костяной молоточек");

  • инверсия (лет семнадцати парень);
  • олицетворение (лес молчит);
  • сравнение (дятел – музыкант);
  • эпитет (безмолвный лес).

4.5. Компрессия 1 абзаца текста. Повторение приемов компрессии текста.
Содержательные:
1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение второстепенной и несущественной информации;
2) свертывание исходной информации за счет обобщения.

Языковые:
1) замена
- однородных членов обобщённым наименованием;
- фрагмента текста синонимичным выражением;
- предложения или его части указательным местоимением;
- сложного предложения простым;
- предложения или его части определительным или отрицательным местоимением;

2) исключение
- повторов;
- фрагмента предложения;
- одного или нескольких синонимов;

3) слияние нескольких предложений в одно.

4.6. Компрессия I абзаца (коллективная работа в группе под руководством учителя):
1-2 предложения оставляем без изменения;
3 СПП предложение преобразуем в простое предложение;
4-5 предложения сливаем в одно;
6-7 предложения исключаем.

Музыкальная пауза.

4.7. Самостоятельная работа (работа в парах и индивидуальная).
Компрессия 2-4 абзацев.

4.8. Подведение итогов работы в парах. Чтение текстов после компрессии.

5.Выполнение заданий. Проверка сформированности пунктуационных навыков.

1) Из предложений 1-7 выпишите номер сложноподчинённого предложения.
2) Укажите количество грамматических основ в предложении 15?
3) Из сложноподчиненного предложения 11 выпишите грамматическую основу придаточного предложения.
4) Из третьего абзаца выпишите номер предложения с обособленным определением.
5) Из предложений 23-26 выпишите номера предложений с однородными членами.
6) Из предложений 23-26 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от её значения.

Ключ к заданиям:
1) 3
2) три
3) дятел доставал
4) 17
5) 23, 24, 25, 26
6) прилёту

6. Домашнее задание - написать сочинение, в котором выразить свое отношение к проблеме, поднятой В. М. Песковым.

 


 


 




Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль