Семинар для воспитателей ДОУ "Устное народное творчество - ступень развития речи

5458

Автор: Вишневская Татьяна Дмитриевна старший воспитатель МБДОУ "Детский сад № 27" (Курская область)

Мы продолжаем работы по общей теме, отражённой в годовом плане работы ДОУ на 2010-2011 учебный год «Освоение культуры родного народа, сохранение его традиций как условие воспитания гражданина правового государства, признания его свобод, прав и обязанностей». В рамках данной темы у нас уже прошли семинары по основам краеведческого воспитания, по формированию правовой культуры детей. Сегодня разговор пойдёт о значении былин и героических сказок в приобщении дошкольников к устному народному творчеству, и как следствие – познание ими истоков родной культуры, сохранения его традиций.
Именно дошкольное детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. В этой связи для системы дошкольного образования определяющее значение имеют три установки Д.К.Ушинского:- "… народ имеет свою характеристическую систему",- "… в душе человека черта национальности коренится глубже всех прочих",- "… воспитательные идеи каждого народа проникнуты национальностью более чем что-либо другое".
Былина – особый вид древних русских народных этических песен исторического содержания. Народ называет былины старинами, т.е песнями о старине. Есть былины героические и богатырские (о подвигах богатырей – защитников Родины), социально-бытовые (посвящённые общественной жизни в стране). Былины передают народное понимание истории, представления о нравственных идеалах – долге, чести, справедливости.
Русский  героический  эпос (былины) – замечательное  наследие  прошлого, свидетельство  древней  культуры  и  искусства  народа.  Он  сохранился  в  живом  устном бытовании, возможно, в первоначальном  виде  сюжетного  содержания  и  главных   принципов  формы.
Свое название былина получила от близкого по смыслу слова «быль».  Это означает, что былина  рассказывает о том, что  некогда происходило на самом деле, хотя и не всё в былине правда. Былины  записаны  от  сказителей (часто  неграмотных), воспринявших  их  по традиции  от  прежних поколений. Зафиксированы былины только  на  территории  России, главным образом  на  Севере  и  в  Сибири. В  южных   областях – в  Поволжье  и  на  Дону – они  оказались  в  сильно  измененном   и  полуразрушенном  виде.
А  между  тем, следует  предположить, что  основное  количество  сюжетов  было  
создано в пределах Киевского государства, т. е. в тех местах, какие в них изображаются. Но на территории Украины былины не обнаружены. Нет в их языке и украинизмов.
Источником каждой героической песни был  какой-то исторический факт. В былине, как и в народной сказке, много выдумки. Богатыри – люди необыкновенной силы, они скачут на могучих конях через реки и леса, поднимают на плечи тяжести, которые не под силу ни одному человеку. Например, так описывается  богатырь Сятогор в былине «Святогор – богатырь», изложенной Л. Н. Толстым:
… Выезжал ли Святогор гулять в чисто поле,
Никого-то Святогор он не нахаживал,
С кем бы силой богатырскою помериться;
А сам чует в себе силу он великую,
Чует – живчиком по жилкам разливается..
Вот  как  описывает  Н. М. Карамзин богатыря Илью Муромца:
      …Он подобен мирту нежному:
      Тонок, прям и величав собой.
      Взор его быстрей орлиного,
      И светлее ясна месяца.
      Кто сей рыцарь? – Илья Муромец.
Былина – старая песня, и не все в ней бывает понятно, рассказывается она неторопливым, торжественным тоном. И говорится в русских  былинах о героических подвигах народных богатырей. Например, былины  о Вольге Буслаевиче,  победителе царя Салтана Бекетовича; о  герое Сухмане, победившем врагов – кочевников; о Добрыне Никитиче. Русские богатыри никогда не лгут. Готовые умереть, но не сойти с родной земли, они почитают службу отечеству своим первым и святым долгом, хотя их нередко и обижают не доверяющие им князья. Рассказанные детям былины учат их уважать труд человека и любить свою родину.
Однако  не  всегда  былины  рассказывают  о  богатырях. Очень  интересна  былина «Об  Авдотье Рязаночке», не  побоявшейся  самого  хана Золотой Орды и вызволившей  из  плена не только своих родных – мужа, сына и брата, но и весь рязанский полон.
Своих любимых богатыри не уподобляли ни Венерам, ни Дианам, которых они никогда не видели. Сравнения они черпали из природы видимых ими вещей. Например, когда хотели похвалить ту, которая им нравится, то говорили, что у ней:
      Очи соколиные,
      Брови соболиные,
      Походка павлиная;
      По двору идет,
      Как лебедь плывет.
Для детей дошкольного возраста былинное повествование ведётся в прозе. Но всё-таки язык былины – тонический стих. В таких произведениях в стихотворных строках может быть разное число слогов, но должно быть относительно ровное число ударений. Начинаются былины с запева, затем следуют зачин, кульминация и концовка, встречаются повторы. Былины и имена их героев передавали из уст в уста сказители.
Чтобы донести до детей-дошкольников всю красоту и величие былинных героев, необходимо иметь точное представление о языке былин и героических сказок. Сегодня мы поработаем с текстами былин, выясним, какие наиболее распространённые слова и выражения могут встретится в былинах и как их значение объяснить детям.

 

Деловая игра «Былину прочти – доступно детям расскажи»

 

Задание 1: Прочитайте выразительно отрывки из былин (домашнее задание для воспитателей подготовительных групп, былины по Программе). Обсуждение в микрогруппах – какую предварительную работу можно организовать с детьми по прочитанным отрывкам?

 

Задание 2: Назовите имена богатырей, наиболее часто встречающихся в русских былинах (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Микула Селянинович, Никита Кожемяка, Святогор-богатырь, Вольга-богатырь и др.).

 

Задание 3: Назовите имена богатырей и покажите их на картине В.М.Васнецова «Богатыри». Покажите и назовите богатырские доспехи и оружие.

 


Защита земли русской – священная обязанность былинных богатырей. В наше время тема подвига, героического поступка тоже вызывает уважение в сердцах людей и невольное сравнение с былинными богатырями.

 

Задание 4: Проявите смекалку, покажите знание мудрости народной. Назовите пословицы и поговорки о подвигах и героях. (Жить – Родине служить. Где смелость – там победа. Один в поле – не воин. Герой – за Родину горой. Русский боец – всем молодец. И сила уму уступает.).

 

Задание 5: В былинах часто встречаются слова и выражения не понятные для современного читателя. Ответьте на вопросы –
1)      Какой злак, упоминающийся в былинах, называется белояровое пшено? (пшено, пшеница, овес, рис)
2)      Что означает слово вотчина? (фазенда, дача, имение, хозяйственный двор)
3)      Что означает выражение – покляпыя берёза? (прямая, плакучая, кривая, спиленная)
4)      Вот часть стиха из былины «И попал он булавою в косицу…». Что такое косица? (глаз, висок, лоб)
5)      Что означает выражение рытый бархат? (порванный, мятый, узорчатый, съеденный молью)
6)      Что означает выражение яшное пиво? (клинское, ячменное, пенное, крепкое)
7)      «Как урослая, та сумочка не тронется…» Это эпизод из былины «Святогор – богатырь». Что означает слово урослая? (не по росту, вросшая в землю, большая)

 

Источник: www.resobr.ru



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль