Урок внеклассного чтения в 7 классе коррекционной школы 8 вида

5827

Автор: Цисевич Светлана Анатольевна учитель русского языка и литературного чтения коррекционная школа-интернат 8 вида (Республика Саха - Якутия)
Тема "М.М. Зощенко "Любимое занятие".

Цели.

Обучающий аспект:

  • закрепить знания о содержании рассказа "Великие путешественники";
  • познакомить учащихся с содержанием произведения "Любимое занятие";
  • учить выделять основную мысль произведения, ключевые фразы;
  • формировать выразительность при чтении диалога по ролям.

Развивающий аспект:

  • развитие устной диалогической речи учащихся через упражнения в формулировании вопросов и ответов;
  • совершенствование техники чтения.
  • развитие внимания посредством дидактических игр, мышления через выделение в тексте ключевых слов и выражений, определение идейного смысла рассказа.

Коррекционный аспект:

  • совершенствование слухового и зрительного восприятия;
  • развитие творческого воображения посредством драматизации.

Воспитательный аспект:

  • повышение интереса к чтению рассказов М.М.Зощенко;
  • воспитание уважительного отношения к труду и людям труда;
  • формирование стремления к овладению различных профессиональных умений.

Ход урока

I. Организационный момент (наличие учебных принадлежностей). Объяснение правил работы с таблицей: за каждый вид работы ставится либо оценка, либо +. Затем подсчитывается число, которое является суммой всех полученных + и оценок. Соответственно, чем больше число, тем выше оценка за урок.

Таблица учебных достижений
 

№1

игра

№2

Тест «Главная мысль»
№3

Вопрос-ответ

№4

чтение

№5

Инсцени-рование

№6

Дополни-тельные виды работы

И

Т

О

Г

О
 

 

 

 

 

 

 
 
 

Беседа, предваряющая игру.

-С какой целью мы проводим игру в начале урока?
- С содержанием какого рассказа мы познакомились на предыдущем уроке чтения?
- "Великие путешественники".
- Кто является автором этого рассказа?
- М.М. Зощенко.
- Кроме того, с помощью игры я узнаю, кто более внимательно читал это произведение и запомнил все детали, упомянутые в тексте. За каждый правильный ответ вы ставите себе + в первой колонке таблицы.Дидактическая игра "Исправьте ошибки". Правила: Я читаю предложения из рассказа, в которых я намеренно допустила ошибки. Ваша задача – обнаружить и исправить их.

1 часть (восприятие на слух)

"Я подарил Сашке (Степке) фонарик (ножик) и он согласился взять меня в кругосветное путешествие".

"На другой день, когда наши родители уехали в город, а Степкина мать ушла в аптеку за лекарствами ( ушла на речку полоскать белье), мы покинули нашу деревню Глинки (Пески)" – правописание.

"Позади (впереди) бежала Степкина собачка Дружок (Тузик)" – правописание

"Степка сказал: "Каждого, кто захочет вернуться домой, я привяжу к дереву и оставлю на съедение волкам (муравьям".

"Папа сказал: "Чтоб идти в кругосветное путешествие, надо хорошо знать русский язык и уметь считать до десяти" (географию и таблицу умножения).

2 часть игры на слайде (зрительное восприятие) "Исключите слово-ошибку". Назовите те предметы, которые ребята взяли с собой, отправляясь в путешествие (компас, фонарик, карандаш, рюкзак, резиновую лодку, удочку, сачок, подушку). Итог игры: количество + запишите цифрой.

II.Повторение изученного материала.

Чтение диалога по ролям.

- Какова главная мысль рассказа "Великие путешественники"? Выберите правильный вариант ответа.

Правильные варианты ответа Б) и В)

За каждый правильно выбранный вариант ответа поставьте себе +. Запишите количество плюсов цифрой во второй колонке таблицы.

Вывод: почему рассказ называется "Великие (знаменитые, известные) путешественники"? (запись на доске – правописание). В прямом ли значении употреблено слово ВЕЛИКИЕ? Вывод: М.М. Зощенко использует иронию.

Введение определения: ирония - насмешка. Употребление слов, в которых подразумевается противоположное значение.

Таким образом, автор иронично посмеивается над своими героями, называя их ВЕЛИКИМИ, то есть наоборот – далеко не великие. А почему?

Сообщение темы и целей урока.

Каждый рассказ М.М. Зощенко интересен и полезен, особенно для детей. Поэтому главными словами нашего урока будут являться следующие: "Хорошо расти с книгами Зощенко и умнеть"

Сегодня мы познакомимся с еще одним рассказом Зощенко, предназначенным для внеклассного прочтения. А его название вы попробуете отгадать. Название состоит из двух слов. Первое слово – любимое.

- Какой частью речи оно является? (имя прилагательное).

- Скажите, с какой частью речи «дружит» имя прилагательное? (с именем существительным.). Значит, второе слово в названии рассказа будет являться именем существительным. А какого рода, числа и падежа оно будет? Как мы можем определить грамматические признаки существительного, которого мы не знаем? (по прилагательному).

Дидактическая игра. По начальным буквам названий предметов, изображенных на картинках, составить слово, входящее в название рассказа (предметные картинки: заяц, астра, ножницы, якорь, топор, индюк, ель).

Итак, тема нашего урока - "Рассказ М.М. Зощенко "Любимое занятие" Цели: познакомимся с содержанием, будем стараться выразительно читать по ролям, самостоятельно формулировать вопросы по содержанию, инсценировать прочитанный сюжет, и в конце урока мы попробуем ответить на самый главный вопрос: "Какие важные мысли хотел донести до своего читателя М.М. Зощенко?".

Писатель ведет невидимый диалог с читателем через свое произведение. Он напрямую не говорит, чему он нас учит, а беседует с нами через героев, их поведение, речь, поступки.

Прежде, чем мы приступим к чтению рассказа, я хотела бы вам задать вопрос, взятый из текста этого произведения, немного его перефразируя. Кстати, его тоже задает учительница своим ученикам "Дети, расскажите мне, какое у вас любимое занятие дома?"ФИЗМИНУТКА. Но мы изменим задание. Вы не расскажите о своем любимом занятии, а вы его покажите с помощью жестов. А мы попробуем отгадать.

Итак, начинаем знакомство с рассказом. В тексте встречается диалог. Что такое диалог? Я читаю, а вы попытаетесь сформулировать свои вопросы по содержанию рассказа. За каждый хороший вопрос и правильный ответ ставим по + в колонку №3.

АНАЛИЗ:
-Где происходит действие рассказа? (в классе)
- Назовите героев рассказа? (учитель, ученики, Павлик, Федя)
- О каких мнимых занятиях рассказали дети в начале рассказа? (фото, марки, шахматы, шашки).Дидактическая игра: расположите в той последовательности, в которой эти занятия представлены в рассказе.

- Кто первым сказал правду о своем занятии? (Павлик). Как его это характеризует?
- Какое любимое занятие было у Павлика?
- Докажите, что Павлик боялся говорить о своем занятии?
- Почему Павлик боялся говорить о своем любимом занятии?
- О каком своем любимом занятии тихо прошептал Федя?
- Почему некоторые ребята сразу сказали неправду?
-Должны ли ребята стыдиться своих занятий? Почему?

Вывод: любое занятие, приносящее пользу людям, не выглядит смешным, а наоборот достойно уважения и почета.
Ведем учет количества +. Запись цифрой.

III Закрепление

Чтение по ролям учащимися. Исправление ошибок по ходу чтения. Работа над выразительностью.

Дидактическая игра. Выберите только те предметы или картинки, которые относятся к профессиям, упомянутым в тексте рассказа. Анализ результатов игры.

Какие профессии были упомянуты в рассказе (портной, дворник, ученый) Вывод: только из полезных занятий рождаются великолепные профессии.

За чтение ставим оценки в №4 колонку.

ИНСЦЕНИРОВАНИЕ сюжета произведения.

V. Итог урока

Найдите в тексте словосочетания или предложения, в которых заключена главная мысль всего рассказа? Вы согласны со словами "Хорошо расти с книгами Зощенко и умнеть".

Работа с таблицей учебных достижений. Самостоятельное выставление оценок за урок.

Домашнее задание: чтение по ролям, драматизация сюжета рассказа.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль