Конспект открытого занятия "Человек среди людей"

2987

Автор: Рудая Елена Ярославна, педагог-психолог МОУ Детский дом "Надежда" (Московская область).Цели:

  1. Создание благоприятной и безопасной обстановки в коллективе воспитанников детского дома, повышение групповой сплочённости.
  2. Развитие навыков и умений общения с разными группами людей.
  3. Осознание воспитанниками детского дома групповой идентичности, многообразия групп в обществе и различий между ними.

Материалы: листы белой бумаги формат А4, фломастеры, трафарет футболки для каждого участника, два спичечных коробка.План.
1. Приветствие.
2. Разминка. Упражнение "Аборигены и инопланетяне".
3. Упражнение "С кем ты?".
4. Упражнение "Футболки".
5. Упражнение "Значимый человек".
6. Упражнение "Дар убеждения".
7. Упражнение "Групповая скульптура".
8. Подведение итога занятия.Ход занятия.
Здравствуйте!
Сегодня наше занятие посвящено общению. Общение людей друг с другом – чрезвычайно сложный и тонкий процесс. Каждый из нас учится ему в ходе всей своей жизни, приобретая опыт, который часто строится на ошибках и разочарованиях. Можно ли научиться общению, не используя для этого только свой реальный опыт? Да, и сделать это при помощи игры. Игра – это модель жизненной ситуации, в частности общения, в процессе которой человек приобретает определенный опыт. Это дает возможность больше пробовать, проявлять творчество, искать более эффективные формы взаимодействия друг с другом и не бояться "поражения".

1. Приветствие по кругу. Поздоровайтесь друг с другом. Придумайте своё оригинальное приветствие.

2. Разминка. Упражнение "Аборигены и инопланетяне".

В общении мы используем такие средства общения как мимика, пантомимика, голос, взгляд. Это помогает нам понять собеседника.
Инструкция: выбираются две подгруппы по 4 человека. Первая подгруппа выходит за двери, вторая рассаживается на стульях полукругом. Это аборигены. Вышедшие за двери, – инопланетяне, которым надо вступить в контакт с аборигенами и узнать как можно больше об их планете. Аборигены плохо знают язык и могут отвечать только односложно. Инопланетяне строят свои вопросы так, чтобы получить как можно больше информации об особенностях общения аборигенов.
Инструкция для аборигенов: "Когда инопланетяне выйдут за дверь: "Кивок головой, обозначает "нет". Слово "нет" обозначает "да". Слова "да" в речи – "нет". Если в вопросе содержится слово "любовь", "любить", то аборигены выбрасывают вперед руку, показывая "класс".
Входят инопланетяне, садятся напротив. Время на вопросы-ответы 10 минут.
По окончании игры обсуждение. Инопланетяне рассказывают, о чем они узнали от аборигенов и об особенностях их общения.

3. Упражнение "С кем ты?"
По разным причинам и на основе самых различных признаков люди объединяются в группы и стремятся принадлежать к каким-либо группам. Человек постоянно осуществляет выбор и находит своё место в обществе в самых разных группах. Признаки и причины, по которым люди относят себя к той или иной группе, могут быть очень разными. Предлагаю вам сделать выбор. Кем бы вы хотели быть?

Инструкция: комната разделена на две части. Каждый участник должен выбрать предпочитаемую им группу и объединиться с теми, кто сделал такой же выбор. Кем бы вы хотели быть:
- синеглазым или кареглазым?
- блондинкой или брюнеткой?
- богатым или бедным?
- старым или молодым?
- европейцем или американцем?
- фанатом "Спартака" или фанатом "Зенита"?

Вопросы для обсуждения: Насколько важны для вас признаки, на основе которых вы выбирали ту или иную групп? Всегда ли мы можем выбирать группу, к которой хотим принадлежать? Вы заметили, что существуют группы, к которым мало кто хочет принадлежать?

4. Основная часть. Упражнение "Футболки".

1 этап.
Каждый из вас принадлежит или хотел бы принадлежать к какой-то группе. Людей в этих группах могут объединять самые разные признаки, от принадлежности к учебному заведению до интересов и хобби. Инструкция. Подумайте, к какой группе принадлежите вы? Представьте, что ваша группа решила преобразовываться в партию единомышленников. Вам поручено (каждому) создать футболку, которая бы демонстрировала принадлежность к вашей партии. Футболка может быть любого цвета, с любыми надписями или рисунками. Придумайте и сделайте такую футболку. На выполнение даётся
5-7 минут. Приступаем.

2 этап.
Участники демонстрируют свои футболки с изображениями.
Ведущий: ребята, предлагаю вам отыскать общее в символике футболок и объединиться в группы на основе сходства изображений или их смысла (5 минут на выполнение). Придумайте свой стиль общения, который характерен для вашей группы.
Подростки рассказывают о своей группе, о том, с кем и почему они объединились.

3 этап.
Ведущий: в жизни мы одновременно принадлежим не к одной, а к нескольким группам. Каждая из групп живёт по своим законам. И являясь членом той или иной группы, мы вынуждены играть по правилам, принятым в этой группе.
Обсуждение упражнения. Вопросы для обсуждения:
- к каким ещё группам вы принадлежите, и по каким правилам живут эти группы?
- отличаются ли стили общения в этих группах?
- как вы думаете, что заставляет людей объединяться в компании? А в более крупные социальные группы?

5. Упражнение "Значимый человек"
Инструкция: вспомните какого-либо человека, который играет важную роль в вашей жизни. Это может быть человек, которого вы любите, человек, которого вы уважаете… Закройте на минуту глаза и представьте себе, как этот человек выглядит, во что он одет, как двигается, как общается с вами и другими людьми, обратите внимание на его жесты, мимику…Мысленно нарисуйте портрет этого значимого для вас человека… Сейчас представьте себе, что этот человек будет рассказывать о себе. Пусть он опишет, что он думает или чувствует. Запишите то, что он говорит, от первого лица, например: "Меня зовут…Я очень люблю…Мне нравится…"

А теперь вы можете записать то, что сами хотели сказать этому значимому для вас человеку. Возможно, вы захотите сказать ему, что вам в нём нравится; возможно, вы выскажете какое-то своё пожелание; возможно вам захочется попросить его, чтобы он что-то делал по-другому.

Обсуждение. Ребята рассказывают о том, какого значимого для себя человека выбрал каждый. Что в этом человеке нравится. Было ли трудно представить то, что другой человек говорит о себе самом. Хотите ли вы чего-нибудь от этого человека? Как вам кажется, не хочет ли он чего-нибудь от вас? Услышал ли вас значимый человек, поняли ли вы его? По каким вербальным и невербальным сигналам вы это определили?

6. Упражнение "Дар убеждения".
Одно из важных качеств успешного общения - умение убеждать. Проверим как это качество развито у вас.
Вызываются два участника. Каждому из них ведущий дает спичечный коробок, в одном из которых лежит цветная бумажка. После того, как оба участника выяснили, у кого из них в коробке лежит бумажка – каждый начинает доказывать "публике" то, что именно у него в коробке лежит бумажка. Задача публики решить путем консенсуса, у кого же именно лежит в коробке бумажка.

Во время обсуждения важно проанализировать те случаи, когда "публика" ошибалась – какие вербальные и невербальные компоненты заставили ее поверить в ложь.

7. Упражнение "Групповая скульптура".
Ведущий. В этом упражнении с помощью невербальных средств общения предлагаю выразить следующие фразы: "я вас понимаю", "я вас не понимаю". Выберите «скульптора» и «режиссёра», которые будут руководить постройкой групповой скульптуры.

8. Подведение итога занятия. Добрые пожелания.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезный документ «Типичные ошибки, допускаемые при переходе на эффективный контракт».

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль