Педсовет "Укрепление и профилактика здоровья дошкольников"

29734

Автор: Откидышева Наталья Валерьевна старший воспитатель МАДОУ №7 "Семицветик"  (Новосибирская область)

Цель работы педсовета - поиск путей оптимизации системы мер по охране и укреплению здоровья детейПлан работы педсовета:

  1. О выполнении решения педагогического совета № 1.
  2. Вступительное слово.
  3. Результаты анкетирования родителей
  4. Результаты анкетирования педагогов ДОУ
  5. Результаты анкетирования детей
  6. Анализ созданных условий для оздоровления детей и анализ взаимоконтроля по организации двигательной активности детей на прогулке.
  7. Презентация педагогических пособий, игр по валеологическому воспитанию

Ход педсовета:

Подведем итоги выполнения решения предыдущего педсовета <...>

Тема нашего педсовета "Сохранение и укрепление здоровья детей и педагогов ДОУ".

Невозможно иметь здоровых детей, если они будут подвергаться опасности, как с физической стороны, так и психической.
По данным отечественных и зарубежных исследователей, здоровье человека на 50 – 55% зависит от собственного образа жизни, на 20 – 25% - от окружающей среды, на 16 – 20% - от наследственности и на 10 – 15% - от уровня развития здравоохранения в стране. Нельзя улучшить свою наследственность и лично повлиять на уровень здравоохранения, нельзя значительно изменить экологические условия своего существования, но образ жизни, который человек выбирает, целиком зависит от него самого.

Прекрасно сказал об этом Вальтер Шененберг: "Здоровье – это та вершина, которую каждый должен одолеть сам". (слайд № 1)
К настоящему времени в науке сложилось более 79 понятий «здоровье». Оказалось, не так просто дать ему исчерпывающее определение.

По мнению родителей здоровье – это: (слайд №2)

  • Физическое, социально, духовное благополучие;
  • Отсутствие болезней;
  • Способность к полноценной жизни;
  • Когда мы улыбаемся
  • Когда ты свеж и бодр
  • Равновесие между внутренним и внешним миром
  • Здоровое питание, физические нагрузки.
  • Сила, красота, хорошее настроение
  • Активный образ жизни
  • Вера в себя, психологический комфорт.
  • Образ жизни

По мнению детей – это: (слайд №3)

  • Когда болеешь потом выздоравливаешь
  • Когда не болеешь никогда
  • Когда организм кушает все здоровое.
  • Это полезная еда
  • Это когда я здороваюсь
  • Это ходить в детский сад, не болеть.

А по вашему мнению, что такое здоровье (педагоги предлагают свои варианты ответов)
Ученые предлагают следующую формулировку:

  • Здоровье – это нормальная функция организма на всех уровнях его организации.
  • Здоровье – это динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой.
  • Здоровье – это способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде, способность поддерживать постоянство внутренней среды организма, обеспечивая нормальную и разностороннюю жизнедеятельность, сохранение живого начала в организме.
  • Здоровье – это отсутствие болезни, болезненных состояний, болезненных изменений.
  • Здоровье – это способность к полноценному выполнению основных социальных функций.
  • Здоровье – это полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие. Гармоническое развитие физических и духовных сил, принцип единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов.

Прочитайте ещё раз определения, что такое здоровье. И выберите ту формулировку, которая наиболее близка нам и соответствует теме сегодняшнего педсовета.

Правильное организованная воспитательно-образовательная работа в ДОУ нередко в большей степени, чем медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает полноценное здоровье, предупреждает развитие заболеваний ребенка на самых ранних стадиях.

Начинать необходимо с выявления тех причин, на последствия которых мы можем повлиять, не затрагивая глобальные: неблагоприятную экологию, наследственную предрасположенность и пр.
Давайте сейчас попробуем определить (слайд № 4)
"Что мешает ребёнку в нашем детском саду быть здоровыми"
(воспитатели на лепестках пишут и приклеивают на доске)
По мнению ученых, причинами катастрофического состояния здоровья детей следующие: (слайд № 5)

  1. Раннее начало систематического обучения без учета ведущего вида деятельности;
  2. Недостаточная подготовка педагогов в вопросах развития и охраны здоровья детей;
  3. Перенасыщение учебного процесса;
  4. Стрессовые последствия авторитарной педагогики;
  5. Несоответствие некоторых программ и методик обучения возрастным особенностям детей;
  6. Несоблюдение элементарных физиолого-гигиенических требований к организации учебного процесса;
  7. Недостатки в системе физического воспитания.

По словам Б.Н.Чумакова , купить здоровье нельзя, его можно только заработать собственным постоянными усилиями. Но для того чтобы сохранить здоровье ребенка, необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, врачей, учителей и др.) , с целью создания вокруг него атмосферы, наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Знания, умения и навыки валеологического характера, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.

На протяжении веков создавались русским народом традиции здорового образа жизни: (слайд №6)

  • Игры (городки, горелки, салки), пропагандирующие подвижный образ жизни и направленные на социализацию ребенка, его нравственное воспитание и познавательное развитие;
  • Обряды (купание в крещенской проруби, кулачные бои и др), несущие в себе огромный потенциал для физического закаливания организма и выхода негативных эмоций;
  • Детские потешки ("Водичка-водичка, умой мое личико…", "С гуся вода, с Вани вся худоба…", "Сорока-ворона, кашу варила…" и др.), являющиеся своеобразным методом терапии, помогающей налаживанию отношений между матерью и ребенком, развитию мелкой моторики, следовательно, и речи ребенка, а также помогающие закреплению полезных привычек;
  • Колыбельные песни, в которых явно прослеживаются элементы нейролингвистического программирования, психологических установок, являющихся фундаментом здоровой личности;
  • Различные обереги (кукла Кормилка, кукла Сонница и др), несущие в себе часть материнских рук как важного фактора формирования психологического здоровья ребенка;
  • Организация питания, дающая человеку ответы на вопросы: "Что есть?", "Как есть?", "Когда есть?" (обрядовая еда, которую употребляли в праздники: куличи, крашенные яйца, кутья; особый ритуал приготовления и приема пищи)

Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создавать такую учебно-воспитательную среду, которая бы насыщала атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического характера.
(слайд №7)

На базе нашего детского сада созданы уже определенные условия для физического развития и оздоровления детей, для валеологического образования. Создана необходимая макро и микро среда. В детском саду функционируют спортивный зал, физкультурная площадка, музыкальный зал. (фото)

Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в каждой группе оборудованы физкультурные уголки (фото): в них есть все необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики после сна, оборудования для индивидуальной профилактической работы с детьми.

Необходимо организовать, пополнить в группах "уголки здоровья\" и работу в них, где дети будут получать знания валеологического характера, которые помогут ребенку познать себя, избавиться от комплексов, учат анализировать свое состояние здоровья, самочувствие, поведение, давать себе объективную оценку, помогают освоить навыки сохранения и укрепления здоровья.

В "уголках здоровья" разместить материал: дидактические игры и пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены. Дети самостоятельно и под руководством воспитателя будут получать элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья.

В группах проходят занятия по здоровому образу жизни (фото), на которых детям даются представления о индивидуальности человеческого организма, знакомят со строением некоторых частей тела и основных органов чувств; условиями их охраны и гигиены. Детей подводят к пониманию того, какие факторы влияют на укрепление здоровья человека.

Инструктором по физической культуре проводятся физкультурные занятия (фото), на которых решаются оздоровительные, развивающие и воспитательные задачи. Во время физкультурных занятий детей необходимо знакомить с комплексом упражнений, целью которого является профилактика простудных заболеваний, плоскостопия и нарушений осанки. Педагогу по физкультуре на занятиях активней использовать музыкальное сопровождение, игровые и проблемные методы обучения. Широкий спектр физкультурного оборудования способствует развитию интереса к занятиям, укреплению своего здоровья.

Формирование двигательных навыков и умений способствует и организация двигательной активности детей на прогулке (фото), что видно из анализа взаимоконтроля «Совместная двигательная деятельность детей на прогулке». (аналитическая справка).

Большое значение уделяется организации полноценного дневного сна (фото). Для засыпания детей используются различные методические приемы: колыбельные песенки, слушание классической музыки и сказок. После дневного отдыха проводится гимнастика после сна в сочетании с профилактическими процедурами и смомассажем. Вечернее время предназначено для снятия утомления. Поэтому больше включать мероприятий на расслабление: минутки радости, минутки музыко- и смехотеропии, сказкотерапии.

Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания (фото). Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям.

В нашем дошкольном учреждении выполняются следующие принципы рационального здорового питания детей: регулярность, полноценность, разнообразие, путём соблюдения режима питания, норм потребления продуктов питания и индивидуального подхода к детям во время приёма пищи. Включаем в меню фрукты, соки, напитки из шиповника, чай с лимоном, молоко. Для профилактики острых респираторных заболеваний в питание детей включаются лук, чеснок, что позволяет добиться определённого снижения заболеваемости. Регулярно проводятся плановые медицинские осмотры детей с привлечением специалистов поликлиники. Результаты обследования учитываются медицинской сестрой, воспитателями, специалистами в работе с детьми.

Благодаря совместным занятиям воспитателей и родителей создается возможность выработки единого стиля поведения и стратегии воспитания образа жизни ребенка.

Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи (фото). В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей необходимо использовать как традиционные, так и более активно нетрадиционные формы работы с родителями, такие как информационные бюллетени, рекламные буклеты, выпуск журнала "Здоровье", тематические выставки, библиотека здоровья, оформить информационные уголки здоровья "Вот я – болеть не буду" "Как я расту", проводить консультации, встречи «за круглым столом», родительские собрания с привлечением физкультурных и медицинских работников, спортивные семейные эстафеты. Родители в нашем детском саду родители постоянные участники всех спортивных конкурсов, выставок проводимых в ДОУ.

Совместные занятия воспитателей и родителей создают возможность выработки единого стиля поведения и стратегии воспитания образа жизни ребенка.
Проанализировав анкеты родителей мы получили следующие результаты (слайд № 8 – 12) роздано было 140 анкет, заполнено 77 анкета

2. Соответствует ли Ваш образ жизни понятию "здоровый образ жизни"?
Да 32 ; нет 11; частично, не всегда 14 ; не ответили 20(№8)
3. Выделите важный на ваш взгляд аспект здоровья: №9
- 1 физический 38
- интеллектуальный 14
- личностный 13
- социальный 8
- 3 эмоциональный 27
- духовный 20
- 2 все равноценны 34
4. Что вы делаете в семье для сохранения и укрепления здоровья? №10
- 3 правильное питание 53
- физические упражнения 30
- соблюдение режима 43
- 2 создание эмоционального комфорта 55
- прогулки 54
- выезды на природу 50
- укрепление веры в себя 28
- 1 гигиеническая культура 59
- другое
5. Готовы ли Вы к совместной работе с ДОУ по привитию здорового образа жизни? В какой форме? №11
- 1 спортивные досуги 48
- 2 совместные праздники 39
- 3 консультации 37
- информационные бюллетени 26
- клуб общения 21
- создание экологического пространства 16
- участие в составлении индивидуальных планов оздоровления детей 23
- другое
6. Что может существенно повлиять на систему оздоровления №12
- валеологическое образование детей 10
- 2 комплексная диагностика 42
- 1 физкультурно – оздоровительная работа 66
- 4 реабилитация и коррекционная работа 24
- 3консультативно – информационная работа 28
- другое

Поэтому при организации взаимодействия с родителями необходимо:

  • Более активно вовлекать родителей к сотрудничеству по формированию здорового образа жизни.
  • Продолжать физкультурно-оздоровительную работу в тесном сотрудничестве с родителями.
  • Использовать нетрадиционные методы и приемы проведения консультаций, родительских собраний.
  • Вовлекать родителей к сотрудничеству по валеологическому направлению.

Задачу – формирование, сохранение, укрепление и развитие здоровья детей, решает наука валеология (Valeo –здравствовать).
( слайд №13) Валеология комплексная наука о механизмах формирования, сохранения, укрепления индивидуального здоровья, направленная на самосовершенствование, самопознание и самокоррекцию.

В настоящее время четко обозначились и сформировались два основных раздела валеологии: (слайд№14)

  • Медицинская валеология – предмет исследования механизма индивидуального здоровья.
  • Педагогическая валеология – предмет исследования закономерности вовлечения личности в процесс формирования здоровья и здорового образа жизни.

Задачи педагогической валеологии следующие: (слайд №15)

  • Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
  • Обучение методам и способам сохранения, развития и укрепления здоровья.
  • Валеологизация учебно-воспитательного процесса: разработка учебных программ, технологий и т.п.
  • Валеологическое просвещение.
  • Формирование здоровья индивида педагогическими средствами – более правильный и верный шаг, так как здоровье является составной частью воспитания человека и базируется на системном подходе.
  • Педагогу принадлежит главная роль в решении этой проблемы, поэтому знание вопросов валеологии является необходимым условием формирования профессионально-педагогического аспекта личности педагога.

Развитие педагогической валеологии должно осуществляться по двум направлениям:
¾ Проведение мероприятий с детьми;
¾ Создание валеологического сопровождения образовательного процесса.
Из ваших анкет следует, что существенно на систему оздоровления может повлиять валеологическое образование детей.

(слайд №16) Валеологическое образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста способам укрепления и сохранения своего здоровья; это процесс и результат овладения детьми системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирования на их основе валеологического сознания (я могу и хочу быть здоровым), а также культуры здоровья личности и общества”.

(слайд №17)Валеологами определены основные условия природосообразного, здоровьесберегающего образования:

  • Удовлетворение базовых потребностей ребёнка. В этом случае он наиболее полно развивает свои способности, познаёт собственную уникальность; в процессе самоактуализации у него непроизвольно формируются основные компоненты здоровья.
  • Создание экологически чистого (адаптационного, реабилитационного, образовательного) пространства для каждого ребёнка. Только в этих условиях ДОУ сможет раскрыть индивидуальности каждого воспитанника.
  • Воспитание у детей потребности в здоровье, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни и выработка индивидуального способа валеологически обоснованного поведения.

(слайд №18) Валеологическое воспитание дошкольников основано на следующих принципах:
Системный подход - т.е. воспитание осуществляется не изолированно, а в связи с нравственным, эстетическим, психофизическим формированием уровня развития ребенка. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально-волевую сферу, не работать с душой и нравственностью. Успешное решение задач валеологического воспитания возможно только при объединении усилий детского сада и родителей.

Деятельностный подход. Валеологическая культура осваивается детьми в процессе совместной деятельности со взрослыми.

  • Принцип "Не навреди" Предусматривает использование в валеологической работе только безопасных приемов оздоровления.
  • Принцип гуманизма. В валеологическом воспитании признается самоценность личности ребенка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности.
  • Принцип альтруизма. Предусматривает потребность делиться освоенными ценностями валеологической культуры: "Научился сам – научи друга".
  • Принцип меры. Для здоровья хорошо то, что в меру.

Эдисон пишет "Как скульптору необходим кусок мрамора, так другим необходимы знания", а значит и нашему ребёнку дошкольного возраста нужна система знаний о здоровье.
Воспитание системы отношений к своему здоровью, как главной ценности жизни и физической культуры мы используем разнообразные методы и приемы, формы работы. И сейчас каждый из вас поделится своим опытом по данному направлению со своими коллегами.

Ярмарка педагогических идей.
Каждый из вас презентует свою игру, занятие, пособие и т.д., а все остальные с помощью жетонов могут оценить. В конце мы подведем итоги подсчитав жетоны. Педагоги презентуют свою игру, пособие, занятие и т.д.)
Существует много причин, разрушающих наше здоровье. Основная причина у педагога – неумение противостоять стрессам. Предлагаю вашему вниманию одиннадцать способов снижения стресса. (Слайд № 19) (включить музыку)

Научитесь расслабляться.
Устраните все то, что отвлекает ваше внимание. Закройте глаза, представьте себя в спокойном состоянии. Дышите медленно и глубоко.

Научитесь над собой смеяться.
Через некоторое время вы оглянетесь на свои неприятности и будите удивлены, что реагировали на них так серьезно.

Заглядывайте в будущее.
Как только вы разберетесь в том, что сейчас заботит вас, вы, конечно же, поймете, что рисуете проблему монументальной, чем она есть на самом деле. Будьте реалистом! Ошибки, которые совершили вы, никогда не задерживаются так долго в памяти других, как в вашей.

Возьмите отпуск.
Вы, должно быть, полагаете, что способны проработать по 12 часов в день и 52 недели в году. Неправда! Вы сможете работать немного лучше, если будете поддерживать здоровье и снизите стресс дома, перестав быть трудоголиком.

Постарайтесь, чтобы у вас были близкие друзья.
Если вы поделитесь своими проблемами, трудностями с другими, они уменьшаются.

Планируйте и организуйте свою работу более эффективно.

Поддерживайте свое здоровье.
Делайте зарядку, по крайне мере, три раза в неделю. Придерживайтесь хорошо сбалансированной диеты.

Приобретайте эффективные, самоутверждающие навыки.

Научитесь говорить "нет" людям, общение с которыми вам в тягость.

Оцените свои возможности.
Что действительно важно для вас? Приносят ли проблемы вам разочарование и тоску или их решение стимулирует вас, делает вашу жизнь более насыщенной?

Имейте интересы вне работы.
Не замыкайтесь только на работе. Займитесь каким – ни будь приятным делом в конце трудового дня или недели.

Позволяйте себе отдохнуть.
Почитать книгу Послушать музыку, раслабтесь и вспомните самые приятные моменты своей жизни

Приложение

Высказывания о здоровье

Здоровье – это нормальная функция организма на всех уровнях его организации.
Здоровье – это динамическое равновесие организма и его функций с окружающей средой.
Здоровье – это способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде, способность поддерживать постоянство внутренней среды организма, обеспечивая нормальную и разностороннюю жизнедеятельность, сохранение живого начала в организме.
Здоровье – это отсутствие болезни, болезненных состояний, болезненных изменений.
Здоровье – это способность к полноценному выполнению основных социальных функций.
Здоровье – это полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие. Гармоническое развитие физических и духовных сил, принцип единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов.

Источник: www.resobr.ru



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль