Новые задачи и перспективы развития языкового образования города Москвы в условиях реализации новых нормативно-правовых федеральных и региональных образовательных документов

5155

Авторы:
Махмурян К.С., зав. кафедрой иностранных языков МИОО, д.п.н., профессор, Почетный работник общего образования РФ
Корникова Г.А., зав. лабораторией иностранных языков МИОО, заслуженный учитель РФ
Трубанева Н.Н., к.п.н., доцент кафедры иностранных языков МИОО

Статья размещена в Электронной системе Образование (раздел Система образования  города Москвы)

Завершилась московская целевая программа "Столичное образование-5". Основной целью данной программы было формирование необходимых предпосылок, условий и механизмов для постоянного самообновления, модернизации образования города Москвы в направлениях расширения его доступности, повышения качества и роста эффективности.

В ходе решения задач программы "Столичное образование-5" были достигнуты следующие результаты в области иноязычного образования:

  • расширился спектр изучаемых иностранных языков в общеобразовательных учреждениях г. Москвы, увеличилась практика преподавания восточных языков в общеобразовательных учреждениях г. Москвы;
  •  улучшились результаты обучения иностранным языкам, о чем свидетельствуют успешные выступления московских школьников на всероссийских и региональных олимпиадах по иностранным языкам и результаты ЕГЭ и ГИА;
  • ускорился процесс обновления содержания образования при помощи расширения тем и ситуаций общения в начальной школе за счет увеличения количества часов на иностранный язык согласно Московскому региональному базисному учебному плану 2008-2011 гг. и введению ФГОС второго поколения для начальной школы;
  • введены в практику обучения ряд интегративных модулей, в том числе и для профильного обучения ("Иностранные языки и родной язык", "Иностранные языки и литература", "Иностранный язык и история", "Иностранный язык и МХК", "Иностранный язык и ОБЖ", "Иностранный язык и экономика", "Иностранный язык и информатика" и т. д.);
  • широко использованы исследовательские и проектные деятельности как средство интеграции содержания общего образования;
  • активизировалось внедрение новых форм и технологий организации образовательного процесса, использование информационных и компьютерных технологий, активных форм обучения для формирования коммуникативной компетенции и метапредметных умений;
  •  предложены варианты заданий для подготовки к олимпиадам разного уровня по английскому, немецкому, французскому и испанскому языкам в рамках дистанционного образования МИОО.
  • сложились основы системы мониторинга для управления качеством образования по иностранным языкам, совершенствуется внутришкольный контроль;
  • проведены конференции, семинары, круглые столы по актуальным проблемам иноязычного образования;
  • проведены окружные, городские и региональные олимпиады, конкурсы по иностранным языкам для учащихся разных классов;
  • создана ассоциация учителей иностранного языка г. Москвы, которая активно включилась в обсуждение образовательных стратегий, проблем, осуществляет экспертизу УМК и т. д.;
  • активизировало работу экспертное профессиональное сообщество для экспертизы устных и письменных ответов школьников на олимпиадах разных уровней, ЕГЭ и ГИА в пространстве дистанционного образования;
  •  успешных результатов добилась городская инновационная сетевая площадка "Языковое образование", к сожалению, уже завершившая свою работу;
  • введен ряд новых программ повышения квалификации для учителей иностранных языков, в том числе дистанционных и международных (совместно с Британским Советом, посольством США, институтом Гете, институтом Сервантеса, посольством Японии, компанией Майкрософт) на кафедре иностранных языков МИОО;
  •  улучшилась материально-техническая база языкового образования, расширились возможности дифференцированной поддержки учащихся и учителей с помощью выстраивания программ, системы заданий и ИКТ-поддержки в режиме дистанционного образования.

Вместе с тем, необходимо отметить ряд проблем, которые еще предстоит решить:

  • развитие системы преемственности в образовательном языковом поле: изучение иностранного языка в детском саду – начальной – основной старшей школе – вузе; в основном и дополнительном образовании с целью создания условий для формирования новых образовательных результатов учащихся – системы ключевых компетентностей и социализации;
  • создание в образовательных учреждениях инновационной образовательной среды в соответствии с личностно-ориентированным, деятельностным и компетентностным подходами;
  • массовое внедрение и реализация учителями иностранных языков Федеральных государственных образовательных стандартов для начальной и основной школы второго поколения;
  • улучшение условий обучения, в том числе создание индивидуальных траекторий обучения иностранному языку с помощью дополнительного, дистанционного обучения и ИКТ-поддержки;
  • выравнивание качества образования в г. Москве, рост цивилизованной конкуренции;
  • развитие региональной системы оценки качества образования в соответствии с введением Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения;
  • повышение качества преподавания иностранных языков, в первую очередь, в общеобразовательных школах и колледжах;
  • разработка программного и учебно-методического обеспечения по иностранным языкам для занятий с детьми со специальными нуждами;
  • прекращение вытеснения английским языком других иностранных языков, в первую очередь, французского;
  • недостаточность законченных линеек УМК по разным языкам, обеспечивающих непрерывное языковое образование от начальной школы до вуза; в первую очередь, ощущается нехватка УМК для профильного обучения;
  • сокращение часов иностранного языка в начальной школе в 2011–2012 учебном году, связанного с переходом на федеральный базисный учебный план, сокращение часов и подгрупп в классе в ряде школ с углубленным изучением иностранного языка, гимназиях и лицеях, связанного с переходом на подушевое финансирование;
  • увеличение и усложнение функционала учителей иностранного языка, появление новых функций, которые требуют специальной профессиональной подготовки;
  • новые требования к аттестации учителей, в том числе учителей иностранных языков.

Введение новой Государственной программы "Развитие образования г. Москвы на 2012–2016 гг. "Столичное образование-6", принятой на заседании Правительства г. Москвы 27 сентября 2011 года предполагает новые перспективы для развития языкового образования. Данная программа развития общего образования разрабатывалась на основе:

  • Федеральной целевой программы развития образования на 2010-2015 гг;
  • Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".

Цель программы – усиление вклада образования в социально-экономическое развитие столичного мегаполиса и повышение качества жизни путем:

  • - удовлетворения изменяющихся образовательных запросов общества;
  • - создания условий для учебной и социальной успешности учащихся;
  • - обеспечение соответствия уровня подготовки выпускников профессиональным образовательным перспективам и потребностям.
  • В задачи программы входит:
  • Комплексное развитие сети ОУ для обеспечения доступности образования;
  • Внедрение современных стандартов качества образования "Московский стандарт качества";
  • Создание условий для сохранения и укрепления здоровья, формирование здорового образа жизни;
  • Создание механизмов использования интеллектуальных ресурсов столицы в образовании;
  • Обеспечение эффективного управления системой образования, опережающего развития инфраструктуры и образовательных технологий.

Программа служит базой для совершенствования учебно-воспитательного процесса и повышения качества преподавания иностранного языка в общеобразовательных учреждениях и ставит новые задачи перед иноязычным образованием г. Москвы.
Главной целью иноязычного образования являлось и является непрерывное развитие языковой личности ребенка и его способностей, формирование готовности к использованию усвоенных знаний, умений и способов деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

Приоритетными задачами иноязычного образования в 2012–2013 учебном году являются:

  1. повышение качества образования путем эффективной реализации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, внедрения новых форм аттестации учащихся;
  2. поддержка и развитие инновационной среды и инновационной деятельности учащихся и учителей путем создания возможностей и условий для разработки педагогических инноваций в области иноязычного образования и их транслирования;
  3. развитие системы поддержки талантливых детей путем доступности, прозрачности олимпиад по иностранным языкам разного уровня и творческих конкурсов, стимулирования школьников к самообразованию;
  4. совершенствование профессиональной компетенции учительского корпуса путем повышения квалификации и переподготовки, самообразования, участия в сетевых профессиональных сообществах, приобретения новых специализаций.

Для того чтобы успешно реализовать первую задачу по повышению качества образования путем эффективной реализации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, внедрения новых форм аттестации учащихся задачу, необходимо на первом этапе:

  • провести внутренний аудит и выявить реальное состояние качества преподавания иностранного языка и результаты его изучения в ОУ;
  • изучить специфику ФГОС второго поколения, примерных программ и примерного тематического планирования по иностранному языку для основной школы и выделить содержательные линии обучения и воспитания, сравнить с ФГОС для начальной школы и выделенными линиями содержания;
  • проанализировать интересы и потребности учащихся 5–9 классов через анкетирование и интервьюирование учащихся и их родителей;
  • определить цели, задачи и направления учебно-воспитательной деятельности по иностранному языку;
  • проанализировать современные УМК по иностранному языку с точки зрения соответствия ФГОС второго поколения и интересам и потребностям школьников основной школы конкретного ОУ;
  • проанализировать документы государственной итоговой аттестации (далее – ГИА) по иностранному языку, результаты ГИА по иностранным языкам в РФ и в конкретном ОУ;
  • проанализировать результаты мониторинга и контроля выпускников начальной школы и учащихся 5–7 и 8–9 классов, диагностических работ;
  • проанализировать инновационную деятельность ОУ и продукты инновационной деятельности; изучить и обобщить передовой педагогический опыт;
  • выбрать и реализовать инновационные технологии для внедрения нового содержания образования;
  • проанализировать возможные подходы к системе оценивания успешности овладения иноязычной коммуникативной компетенцией;
  • пройти обучение на курсах повышения квалификации по проблемам, касающимся внедрения ФГОС для основной школы.

На втором этапе реализации этой задачи необходимо:

  • разработать и внедрить различные модели изучения первого и второго иностранных языков с учетом условий образовательной среды и вариативных типов образовательных учреждений в г. Москве;
  • выбрать учебно-методическое обеспечение в соответствии с основными принципами, на которых построено изучение первого и второго иностранных языков: принципы соизучения языка и культуры, коммуникативности, диалога культур стран изучаемого и родного языка, непрерывного планомерного развития иноязычной коммуникативной компетенции учащихся, активизации учебной деятельности, интерактивности, сравнения и сопоставления, интеграции и дифференциации;
  • разработать и ввести рабочие программы по обучению иностранному языку (в том числе и второму иностранному языку) в основной школе в соответствии с новыми стандартами и примерными программами, учебно-тематические планы и скоординировать их с программами по другим предметам;
  • адаптировать рекомендованные и допущенные Министерством образования и науки РФ к использованию в учебном процессе УМК по иностранным языкам в соответствии с особенностями контингента учащихся и типа ОУ;
  • подобрать дополнительные дидактические материалы и другие средства обучения для использования в учебно-воспитательном процессе;
  • разработать и создать банк контрольных измерительных материалов для определения уровня коммуникативной компетенции учащихся (текущих, промежуточных, итоговых, для внутришкольного контроля);
  • разработать и внедрить программы предпрофильной подготовки учащихся и их учебно-методического обеспечения;
  • апробировать и адаптировать современные технологии обучения и контроля, позволяющие наиболее эффективно осуществлять последовательный процесс формирования многоязычной личности, ее способностей, потребностей и своей индивидуальности;
  • апробировать и внедрить современную систему измерителей, методику для оценки качества обучения иностранному языку;
  • описать и проанализировать формы трансляций современных технологий обучения, контроля и оценивания;
  • проанализировать полученные результаты обучения и скорректировать методику преподавания иностранных языков на их основе.

Для решения второй задачи – формирование инновационной среды – необходимо понять, что такое инновация, инновационная среда и усвоить алгоритм ее создания. В настоящее время "образовательная среда понимается как "то, что создается, с одной стороны, учителем в соответствии с его педагогическими целями, с другой – активностью, действиями и взаимодействием самих учащихся, а также и их взаимодействием с учителем". Компонентами профессионально-образовательной среды являются учащиеся, учителя, школа, семья, микро- и макросоциум. Само понятие "инновация" остается все еще дискуссионным. Большинство методологов определяют инновацию как изменение внутри системы; создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые прогрессивные изменения в социальной практике. Педагогическая инновация – это нововведение в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики, как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом. П.Щедровицкий подчеркивает, что инновация всегда связана с понятием "развитие". Он определяет инновацию как "механизм воспроизводства инновационности и развития; это мыследеятельностная форма, обеспечивающая развитие, а не трансфер из одной области в другую (из одного учебного заведения в другое) тех или иных элементов, блоков, структур или содержаний".

Инновационный образовательный процесс предполагает другую позицию учителя и учащегося, их включенность в креативную деятельность, ответственность за качество образования. Объектом инноваций в образовании является инновационный учебно-воспитательный процесс, а предметами:

  1. содержание образования;
  2. формы организации учебно-воспитательного процесса,
  3. технологии обучения и контроля;
  4. управление системой образования;
  5. подготовка педагогических кадров,
  6. разработка учебно-методического сопровождения.

При создании инноваций всегда существуют определенные риски, которые иногда трудно предвидеть, задача экспериментаторов – свести их к минимуму. Разработка педагогической инновации осуществляется по определенному алгоритму. Во время подготовительного этапа необходимо выявить потребность в инновации, установить, какие компоненты нуждаются в преобразовании, подготовить соответствующую материально-техническую базу, отобрать и обучить педагогический коллектив, который будет разрабатывать и осуществлять внедрение инновации. Во время основного этапа стоят задачи моделирования, проектирования, конструирования инновации, внедрение ее в учебный процесс, анализ эффективности полученных результатов и корректировка (если это необходимо). Завершающий этап предполагает внедрение инновации в массовую практику путем транслирования полученного опыта. В настоящее время ставится новая стратегическая задача – определение подходов, цели, содержания и этапов создания не отдельной инновации, а инновационной среды, перманентно порождающей инновации.

Становление инновационной среды в школе предполагает прохождение, как минимум, трех этапов:

  1. этапа создания организационно-методических и психолого-педагогических условий развития научно-исследовательской автономии учителей и учащихся и формирование у них основ творчества;
  2. этапа разработки учебно-методического обеспечения системной исследовательской работы учителей и учащихся;
  3. этапа управления формированием и развитием исследовательской культуры учителей и учащихся, обеспечения их личностного саморазвития.

Для решения третьей задачи – развития системы поддержки талантливых детей – существует много путей. В первую очередь, необходимо учитывать, что расширены цели и задачи олимпиадного движения. Система поддержки талантливых детей должна быть направлена не только на подготовку школьников к Всероссийской олимпиаде по иностранным языкам, но и на их личностное развитие и обеспечение соответствия их уровня профессиональным образовательным перспективам и потребностям. Необходимо интенсивнее использовать дистанционное пространство для проведения интернет-олимпиад и подготовки учащихся к олимпиадам разных уровней.

История олимпиадного движения по иностранным языкам в Москве показывает, что наметился ряд положительных тенденций в ее развитии. В первую очередь, к ним можно отнести:

  • увеличение количества олимпиад по иностранным языкам;
  • возрастание доступности, открытости и прозрачности олимпиад;
  • расширение типов и видов олимпиад;
  • улучшение качества заданий;
  • стимулирование учителей на создание ресурсов и программ для одаренных детей;
  • положительная динамика результатов всех олимпиад, в том числе и Всероссийской олимпиады по иностранным языкам.

Вместе с тем, существует и ряд проблем, которые необходимо решить в ближайшие годы. К наиболее важным проблемам отнесем отсутствие Всероссийской олимпиады по испанскому и другим языкам, изучаемым в России, отсутствие Всероссийской или хотя бы региональной олимпиады, дающей возможность поддержать изучение второго иностранного языка в общеобразовательных учреждениях. Практически отсутствует методическая литература и пособия для одаренных учащихся, позволяющие им успешно готовится к олимпиадам. Особенно недостаток такой литературы ощущается по немецкому, французскому и испанскому языкам.

Требуют внимания и другие проблемы. В дальнейшем необходимо:

  • улучшить качество критериев к олимпиадным заданиям;
  • разработать новые творческие задания, развивающие языковые и когнитивные способности учащихся;
  • обучение членов жюри разбирать задания и пользоваться критериями;
  • разработать подробное положение об апелляциях и некоторые другие.

Для решения четвертой задачи – совершенствование профессиональной компетенции учительского корпуса – следует создать возможности и условия учителям для повышения мотивации к самосовершенствованию. Необходимо искать пути преодоления "профессионального выгорания", потери интереса к своей профессии. Умение переосмыслить опыт своей деятельности в контексте новых задач и новых условий – одна из главных предпосылок дальнейшего личностного и профессионального развития учителя. После окончания вуза важно поощрять учителей продолжать вести работу по самодиагностике, развивать профессиональную рефлексию. Весьма часто официальный контроль, например, аттестация, также служит импульсом для рефлексии учителя.

Результатом оценки деятельности учителя может быть прохождение аттестации, получение сертификатов разных уровней о завершении курсов повышения квалификации, профессиональной переподготовки, стажировки, о сдаче международных экзаменов, об участии в профессиональных олимпиадах и конкурсах. В новых условиях аттестации педагогических работников возрастает роль самообразования и самооценки учителей иностранного языка. Учителя создают методические портфолио, которые способствуют развитию их профессиональной компетенции и самооценки.

Однако главная роль в развитии профессиональной компетенции учителей в федеральных и региональных документах отводится системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки, которая должна обеспечить внедрение адресных моделей, расширение выбора дистанционных программ обучения, создание на базе лучших школ стажировочных площадок и т. д.

За последние годы был введен ряд новых программ повышения квалификации для учителей иностранных языков, в том числе дистанционных и международных (совместно с Британским Советом, посольством США, институтом Гете, институтом Сервантеса, посольством Японии, компанией Майкрософт), улучшилась материально-техническая база языкового образования, расширились возможности дифференцированной поддержки учащихся и учителей с помощью выстраивания программ, системы заданий и ИКТ-поддержки в дистанционном пространстве.

В прошлом учебном году была создана "Ассоциация учителей иностранных языков города Москвы" (далее – Ассоциация), которая объединила уже существующие ассоциации учителей английского языка (MELTA), ассоциации учителей немецкого и французского языков и учителей других иностранных языков. Ассоциация организовала и провела ряд встреч посвященных новой формой аттестации с представителями Центра образовательного права и юристами, семинары по актуальным проблемам иноязычного образования, мастер-классы, открытые уроки, в том числе интегрированные, консультации, конкурсы для учителей и учащихся. Мероприятия Ассоциации обычно проходят на базе ГБОУ СОШ № 19 им. Белинского и Московского института открытого образования.

В предстоящем учебном году усложняются условия работы учителей иностранного языка, так как им предстоит нелегкая задача – реализовать федеральные стандарты для начальной и основной школы и одновременно готовиться к внедрению ФГОС для старшей школы (утв. приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования"), подготовить учащихся к выпускным экзаменам ЕГЭ и ГИА. Каждый учитель несет ответственность теперь не только за предметные знания, умения и навыки, но и за метапредметные и личностные. Академик РАН и РАО А.Л. Семенов, ректор Московского института открытого образования считает, что оценка качества работы учителя складывается из следующих компонентов:

  • динамики результатов учащихся;
  • абсолютного уровня результатов учащихся;
  • оценки учащимися и выпускниками работы учителя;
  • экспертного анализа учитываемых в аттестации материалов портфолио учителя;
  • результатов прохождения учителем экзаменационных процедур.

Таким образом, в г. Москве продолжается модернизация общего образования, целью которой является обеспечение доступности и открытости качественного образования, приведение содержания программ образования для школы и структуры общего образования в соответствии с современными потребностями личности, общества, государства.

Литература

  1. Государственная программа развития образования города Москвы на 2012-2016 гг. "Столичное образование"- educom.ru
  2. Корникова Г.А., Махмурян К.С. Система подготовки учителей иностранного языка к внедрению ФГОС нового поколения для основной школы.– /Вестник московского образования, 2011, №13, с.170-186.
  3. Иванов Д.А. Экспертиза в сфере образования: цели, понятия, инструментарий – М.: Московский центр качества образования, 2006.
  4. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов/ Под ред. В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2006.
  5. Щедровицкий П. Горизонты инновационного движения в современном отечественном образовании //Инновационное движение в Российском школьном образовании – М.: РАО, 1997, с.61-96.
  6. Гершунский Б. С. Философия образования.– М.: Флинта, 1998.
  7. Семенов А.Л. Эффективность школы. –/Вестник московского образования, 2011, №13, с.3-9.

Статья предоставлена кафедрой и лабораторией иностранных языков Московского института открытого образования ГАОУ ВПО МИОО



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль