История создания стихотворения "Смерть поэта"

6893

Автор: Орлова Майя Леонидовна, учитель ГБОУ СОШ № 1370 (Москва)

Цели: 1). Образовательная - ввести учащихся в общественную атмосферу, которая вызвала к жизни стихотворение М.Ю.Лермонтова;
2) развивающая – подготовить выразительное чтение текстового материала, ввести учащихся в ту атмосферу противоречивых суждений о дуэли Пушкина, о виновниках его гибели, которая вывела поэтический отклик Лермонтова.
3) воспитательная – прививать любовь к творчеству поэта, чувство протеста против деспотизма, интерес к работе

Оборудование : запись стихотворении "Смерть поэта", мультимедийная установка.

Дидактическая задача этапа 

Условия получения положительного результата

Показатели выполнения дидактической задачи

     1. Этап организации начала урока

1

2

3

Организация и подготовка учащихся к работе на уроке.

Требовательность, сдержанность, собранность учителя, отсутствие многословия, ярко выраженная речь педагога.

Кратковременность организации процесса, полная готовность класса и оборудования к работе на уроке, быстрое включение класса в деловой ритм.

Содержание этапа
Приветствие учащихся, определение отсутствующих, проверка готовности к уроку, организация внимания учащихся.

2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению знаний ( этап постановки целей урока)

Дидактическая задача

Условия получения положительного результата

Показатели выполнения дидактических задач

Организовать и целенаправить  познавательную деятельность учащихся.
 
 
 

Оперативность учителя, целевая направленность его деятельности, использование учителем приемов, позволяющих активизировать работу учащихся.
 

Способствовать активности познавательной деятельности  учащихся;
Эффективность восприятия и осмысление нового материала

Содержание этапа.
 Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами попробуем перенестись   начало 19 века, когда Москва и Петербург узнали о смерти великого поэта. Толпы людей собирались у дома А.С.Пушкина. Событие, произошедшее на Черной речке, потрясло  всех жителей обеих столиц. Погиб поэт, "оклеветанный молвой", стоящей у трона. Сегодня мы с вами  попытаемся воссоздать картину тех трагических дней, прикоснемся к истории появления нового поэта, пришедшего на смену А.С.Пушкину.
 Итак,  мы начинаем.

3.Работа над новой темой

1

2

3

Дидактическая задача этапа

Условие  получения положительного результата

 Показатели выполнения дидактических задач

Организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся:
А) сообщение цели, темы, задач изучения материала; б) постановка учебной проблемы.

А) предварительное обдумывание сформулированной цели, задач, значимости учебного материала; б) умение учителя четко определять цели урока, чему должны научиться в ходе урока учащиеся, какими знаниями, умениями и навыками должны овладеть.

А) активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах, интерес к новому материалу; б) быстрое включение класса в понимание материала; в) эффективность восприятия и осмысления нового.

На экране портрет А.С.Пушкина
1 ведущий читает наизусть стихотворение Пушкина "Бесы" ( 1, 6, 7 строфы).
( Слышится мерный счет шагов: "Раз, два, три.. десять". Имитируется выстрел. Тишина. Звучит "Реквием" Моцарта. На экране – репродукция картины А. Наумова "Дуэль Пушкина с Дантесом")

2 ведущий. Екатерина Андреевна Карамзина – сыну Андрею. 30 января 1837 года.:
"Милый Андрюша, пишу тебе с глазами , наполненными слез, а сердце и душа – тоской и горечью: закатилась звезда светлая, Россия потеряла Пушкина! Я имела горькую сладость проститься с ним в четверг; он сам этого пожелал."

3 ведущий. Читает стихотворение В.А.Жуковского «А.С.Пушкин» ( "Он лежал без движенья...")

4 ведущий. "Здесь нет ничего такого любопытного, о чем бы я мог тебе сообщить. Событием дня является смерть пресловутого Пушкина, убитого неким, чья вина была в том, что он в числе многих других находил жену Пушкина прекрасной".- Из письма Николая I.

7 ведущий. "Плохо спала, разговор с Бенкендорфом, целиком за Дантеса, который вел себя как благородный рыцарь, Пушкин как грубый мужик."- из дневника императрицы.

8 ведущий. "В течение трех дней, в которые его тело оставалось в доме, множество людей всех возрастов и всякого звания беспрерывно теснились пестрою толпой вокруг гроба. Женщины, старики, дети, ученики, простолюдины в тулупах, а иные даже в лохмотьях, приходили поклониться праху любимого поэта. Нельзя было без умиления смотреть на плебейские почести, тогда как в наших позолоченных салонах и раздушенных будуарах едва ли кто думал и сожалел о краткости его блестящего поприща. Слышались даже оскорбительные эпитеты и укоризны, которыми поносили память славного поэта и несчастного супруга , с изумительным мужеством принесшего свою жизнь в жертву чести, и в то же время раздавались похвалы рыцарскому поведению гнусного обольстителя и проходимца, у которого было три отечества и два имени" - Княгиня Мещерская, урожденная Карамзина.

5 ведущий. Читает стихотворении Ф.И. Тютчева "29 января 1837 года".

7 ведущий.Императрица- графине Бобринской : "Этот только что угасший Гений, трагический конец гения истинного русского, однако же иногда и сатанинского, как Байрон.- Эта молодая женщина возле гроба, как Ангел смерти, бледная как мрамор, обвиняющая себя в этой кровавой кончине... Бедный Жорж, что он должен был почувствовать, узнав, что его противник испустил последний вздох.".
( На экране портрет М.Ю.Лермонтова (слайд 3)

2 ведущий читает стихотворение Лермонтова "Смерть поэта" ( до слов "...И на устах его печать")

3 ведущий. Из анонимного письма графу Орлову: ".... лишение всех званий, ссылка на вечные времена в гарнизон солдатом Дантеса не может удовлетворить русских за умышленное, обдуманное убийство Пушкина, вы видели вчерашнее стечение публики, в ней не было любопытных русских... Мы горько поплатимся за оскорбление народное, и вскоре..."

5 ведущий Русский человек. Какую бы обиду Пушкин ему ни сделал, снес бы ее во имя во имя своей к славе России.

8 ведущий, Иностранцам нет дела до поэзии Пушкина. Дипломаты свободны от влияния законов и не подлежат суду русскому.

2 ведущий Читает заключительные 16 строчек стихотворения "Смерть поэта"

7 ведущий. Из разговора на светском рауте:
"А вы, верно читали, граф, новые стихи на всех нас и в которых сливки общества отделаны на чем свет стоит?"

8 ведущий "О каких стихах вы говорите, сударыня?"

7 ведущий. "Да о тех, что написал гусар Лермонтов и которые начинаются стихами: «А вы, надменные потомки!»- то есть ясно, мы вся русская аристократия."

8 ведущий. "Я уже имел честь сообщить Вашему императорскому величеству, что я послал стихотворение гусарского офицера Лермонтова генералу Веймарну, дабы он допросил этого молодого человека и содержал его при штабе без прав сноситься с кем- либо извне, покуда власти не решат вопрос о его дальнейшей участи, и о взятии всех бумаг его, как здесь, так и на квартире его в Царском Селе. Вступление к этому сочинению дерзко, а конец- бесстыдное вольнодумство, более чем преступное. Граф Бенкендорф."

6 ведущий. "...приятные стихи, нечего сказать. Я послал Веймарна в Царское Село осмотреть бумаги Лермонтова и, буде обнаружится еще другие подозрительные, наложить на них арест. Пока что я велел старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он, а затем мы проступим с ним согласно закону. Николай."

4 ведущий читает стихотворение Лермонтова "Узник"

8 ведущий. "Лейб – гвардии Гусарского полка. Корнета Лермонтова за сочинение известных вашему сиятельству стихов , перевесть тем же чином в Нижегородский драгунский полк..." - Военный министр Чернышев Бенкендорфу.

7 ведущий Из письма императрицы графине Бобринской : "Вчера я забыла вам сказать, что суд над Жоржем уже окончен,- разжалован... но, как иностранец, отправляется запросто с фельдъегерем до границы... Это все- таки лучшее, что могло с ним случиться, и вот он за границей, избавленный от всякого другого наказания".

2 ведущий. Перечитывает заключительные строки стихотворения "Смерть поэта": "...но есть и божий суд, наперстники разврата..." - и далее.

4.Этап подведения итогов работы
Учитель благодарит учащихся за активную работу на уроке, выразительное чтение, объявляет оценки.

     5.  Этап информации учащихся о домашнем задании

1

2

3

Дидактическая задача этапа

Условия получения положительного результата

Показатели выполнения дидактических задач

Сообщить учащимся  о домашнем задании.

Работа по инструктажу в рамках урока. Систематическое выполнение этапа до звонка.

Правильное выполнение домашнего задания выясняем на следующем уроке.

 Содержание этапа.
 
Учащиеся записывают домашнее задание: стихотворение "Смерть поэта" выучить наизусть.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль