История создания стихотворения "Смерть поэта"

7043

Автор: Орлова Майя Леонидовна, учитель ГБОУ СОШ № 1370 (Москва)

Цели: 1). Образовательная - ввести учащихся в общественную атмосферу, которая вызвала к жизни стихотворение М.Ю.Лермонтова;
2) развивающая – подготовить выразительное чтение текстового материала, ввести учащихся в ту атмосферу противоречивых суждений о дуэли Пушкина, о виновниках его гибели, которая вывела поэтический отклик Лермонтова.
3) воспитательная – прививать любовь к творчеству поэта, чувство протеста против деспотизма, интерес к работе

Оборудование : запись стихотворении "Смерть поэта", мультимедийная установка.

Дидактическая задача этапа 

Условия получения положительного результата

Показатели выполнения дидактической задачи

     1. Этап организации начала урока

1

2

3

Организация и подготовка учащихся к работе на уроке.

Требовательность, сдержанность, собранность учителя, отсутствие многословия, ярко выраженная речь педагога.

Кратковременность организации процесса, полная готовность класса и оборудования к работе на уроке, быстрое включение класса в деловой ритм.

Содержание этапа
Приветствие учащихся, определение отсутствующих, проверка готовности к уроку, организация внимания учащихся.

2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению знаний ( этап постановки целей урока)

Дидактическая задача

Условия получения положительного результата

Показатели выполнения дидактических задач

Организовать и целенаправить  познавательную деятельность учащихся.
 
 
 

Оперативность учителя, целевая направленность его деятельности, использование учителем приемов, позволяющих активизировать работу учащихся.
 

Способствовать активности познавательной деятельности  учащихся;
Эффективность восприятия и осмысление нового материала

Содержание этапа.
 Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами попробуем перенестись   начало 19 века, когда Москва и Петербург узнали о смерти великого поэта. Толпы людей собирались у дома А.С.Пушкина. Событие, произошедшее на Черной речке, потрясло  всех жителей обеих столиц. Погиб поэт, "оклеветанный молвой", стоящей у трона. Сегодня мы с вами  попытаемся воссоздать картину тех трагических дней, прикоснемся к истории появления нового поэта, пришедшего на смену А.С.Пушкину.
 Итак,  мы начинаем.

3.Работа над новой темой

1

2

3

Дидактическая задача этапа

Условие  получения положительного результата

 Показатели выполнения дидактических задач

Организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся:
А) сообщение цели, темы, задач изучения материала; б) постановка учебной проблемы.

А) предварительное обдумывание сформулированной цели, задач, значимости учебного материала; б) умение учителя четко определять цели урока, чему должны научиться в ходе урока учащиеся, какими знаниями, умениями и навыками должны овладеть.

А) активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах, интерес к новому материалу; б) быстрое включение класса в понимание материала; в) эффективность восприятия и осмысления нового.

На экране портрет А.С.Пушкина
1 ведущий читает наизусть стихотворение Пушкина "Бесы" ( 1, 6, 7 строфы).
( Слышится мерный счет шагов: "Раз, два, три.. десять". Имитируется выстрел. Тишина. Звучит "Реквием" Моцарта. На экране – репродукция картины А. Наумова "Дуэль Пушкина с Дантесом")

2 ведущий. Екатерина Андреевна Карамзина – сыну Андрею. 30 января 1837 года.:
"Милый Андрюша, пишу тебе с глазами , наполненными слез, а сердце и душа – тоской и горечью: закатилась звезда светлая, Россия потеряла Пушкина! Я имела горькую сладость проститься с ним в четверг; он сам этого пожелал."

3 ведущий. Читает стихотворение В.А.Жуковского «А.С.Пушкин» ( "Он лежал без движенья...")

4 ведущий. "Здесь нет ничего такого любопытного, о чем бы я мог тебе сообщить. Событием дня является смерть пресловутого Пушкина, убитого неким, чья вина была в том, что он в числе многих других находил жену Пушкина прекрасной".- Из письма Николая I.

7 ведущий. "Плохо спала, разговор с Бенкендорфом, целиком за Дантеса, который вел себя как благородный рыцарь, Пушкин как грубый мужик."- из дневника императрицы.

8 ведущий. "В течение трех дней, в которые его тело оставалось в доме, множество людей всех возрастов и всякого звания беспрерывно теснились пестрою толпой вокруг гроба. Женщины, старики, дети, ученики, простолюдины в тулупах, а иные даже в лохмотьях, приходили поклониться праху любимого поэта. Нельзя было без умиления смотреть на плебейские почести, тогда как в наших позолоченных салонах и раздушенных будуарах едва ли кто думал и сожалел о краткости его блестящего поприща. Слышались даже оскорбительные эпитеты и укоризны, которыми поносили память славного поэта и несчастного супруга , с изумительным мужеством принесшего свою жизнь в жертву чести, и в то же время раздавались похвалы рыцарскому поведению гнусного обольстителя и проходимца, у которого было три отечества и два имени" - Княгиня Мещерская, урожденная Карамзина.

5 ведущий. Читает стихотворении Ф.И. Тютчева "29 января 1837 года".

7 ведущий.Императрица- графине Бобринской : "Этот только что угасший Гений, трагический конец гения истинного русского, однако же иногда и сатанинского, как Байрон.- Эта молодая женщина возле гроба, как Ангел смерти, бледная как мрамор, обвиняющая себя в этой кровавой кончине... Бедный Жорж, что он должен был почувствовать, узнав, что его противник испустил последний вздох.".
( На экране портрет М.Ю.Лермонтова (слайд 3)

2 ведущий читает стихотворение Лермонтова "Смерть поэта" ( до слов "...И на устах его печать")

3 ведущий. Из анонимного письма графу Орлову: ".... лишение всех званий, ссылка на вечные времена в гарнизон солдатом Дантеса не может удовлетворить русских за умышленное, обдуманное убийство Пушкина, вы видели вчерашнее стечение публики, в ней не было любопытных русских... Мы горько поплатимся за оскорбление народное, и вскоре..."

5 ведущий Русский человек. Какую бы обиду Пушкин ему ни сделал, снес бы ее во имя во имя своей к славе России.

8 ведущий, Иностранцам нет дела до поэзии Пушкина. Дипломаты свободны от влияния законов и не подлежат суду русскому.

2 ведущий Читает заключительные 16 строчек стихотворения "Смерть поэта"

7 ведущий. Из разговора на светском рауте:
"А вы, верно читали, граф, новые стихи на всех нас и в которых сливки общества отделаны на чем свет стоит?"

8 ведущий "О каких стихах вы говорите, сударыня?"

7 ведущий. "Да о тех, что написал гусар Лермонтов и которые начинаются стихами: «А вы, надменные потомки!»- то есть ясно, мы вся русская аристократия."

8 ведущий. "Я уже имел честь сообщить Вашему императорскому величеству, что я послал стихотворение гусарского офицера Лермонтова генералу Веймарну, дабы он допросил этого молодого человека и содержал его при штабе без прав сноситься с кем- либо извне, покуда власти не решат вопрос о его дальнейшей участи, и о взятии всех бумаг его, как здесь, так и на квартире его в Царском Селе. Вступление к этому сочинению дерзко, а конец- бесстыдное вольнодумство, более чем преступное. Граф Бенкендорф."

6 ведущий. "...приятные стихи, нечего сказать. Я послал Веймарна в Царское Село осмотреть бумаги Лермонтова и, буде обнаружится еще другие подозрительные, наложить на них арест. Пока что я велел старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он, а затем мы проступим с ним согласно закону. Николай."

4 ведущий читает стихотворение Лермонтова "Узник"

8 ведущий. "Лейб – гвардии Гусарского полка. Корнета Лермонтова за сочинение известных вашему сиятельству стихов , перевесть тем же чином в Нижегородский драгунский полк..." - Военный министр Чернышев Бенкендорфу.

7 ведущий Из письма императрицы графине Бобринской : "Вчера я забыла вам сказать, что суд над Жоржем уже окончен,- разжалован... но, как иностранец, отправляется запросто с фельдъегерем до границы... Это все- таки лучшее, что могло с ним случиться, и вот он за границей, избавленный от всякого другого наказания".

2 ведущий. Перечитывает заключительные строки стихотворения "Смерть поэта": "...но есть и божий суд, наперстники разврата..." - и далее.

4.Этап подведения итогов работы
Учитель благодарит учащихся за активную работу на уроке, выразительное чтение, объявляет оценки.

     5.  Этап информации учащихся о домашнем задании

1

2

3

Дидактическая задача этапа

Условия получения положительного результата

Показатели выполнения дидактических задач

Сообщить учащимся  о домашнем задании.

Работа по инструктажу в рамках урока. Систематическое выполнение этапа до звонка.

Правильное выполнение домашнего задания выясняем на следующем уроке.

 Содержание этапа.
 
Учащиеся записывают домашнее задание: стихотворение "Смерть поэта" выучить наизусть.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль