Урок геометрии. Решение задач по теме "Векторы и действия над ними"

1935

Автор: Федотова Елена Александровна , учитель , школа № 1372 г. Москва
  Цель урока:

  1. выявить связи геометрии с различными областями человеческих знаний (в частности, на примере решения задач с практическим применением); систематизировать и расширить знания учащихся о векторах, развить навыки использования векторов в математике и ее приложениях, в частности, навыки, связанные с разложением вектора на составляющие, со сложением сил, вычислением длин отрезков и углов, вычисления скалярного произведения;
  2. активизировать познавательную деятельность учащихся, поддержать интерес к предмету;
  3. воспитывать уважение друг к другу, взаимопонимание, уверенность в себе.

Оборудование:

  1. мультимедийный проектор;
  2. презентация;
  3. лицензии;
  4. задачи – дела для уч-ся;
  5. дифференцированная самостоятельная работа;
  6. лупы.

План урока:
I.Адаптационный момент 2 мин
II.Проверка владения понятийным аппаратом 5 мин
III.Решение задач15 мин
IV.Дифференцированная самостоятельная работа 4 мин
V.Домашнее задание1 мин
VI.Рефлексия3 мин

Мир, в котором мы живем, наполнен геометрией домов и улиц, гор и полей, творениями природы и человека. Лучше ориентироваться в нем, открывать новое, понимать красоту и мудрость окружающего мира поможет нам хорошее знание такого предмета как геометрия.
И сегодня на уроке, тема которого "Решение задач", мы попытаемся выявить связи геометрии с различными областями человеческих знаний, в частности, на примере решения задач с практическим применением.

Вектор - одно из основных геометрических понятий. Понятие вектора появилось в работах немецкого математика XIX в. Г. Грассмана и ирландского математика У. Гамильтона; затем оно было охотно воспринято многими математиками и физиками. Векторы применяются в классической механике Галилея - Ньютона (в ее современном изложении), в теории относительности, квантовой физике, в математической экономике и многих других разделах естествознания, не говоря уже о применении векторов в различных областях математики.
Для того, чтобы в этом убедится, я предлагаю вам побыть на нашем уроке членами клуба Юный детектив.

Для получения лицензии частного детектива вам нужно раскрыть пробное дело – найти недостающие улики, заполнить пустые места.

(Проверка владения понятийным аппаратом).
1) = , если ­­ и … ,
2) + = ,
3) =
4) (a + b) = … ,
5) g ( … ) = g + g ,
6) если АС - основание треугольника АВС, К – середина АВ, Р – середина ВС,то

Проверим как вы справились с заданием. Выполните самопроверку. Критерии оценок на доске. Поднимите руку те, кто оценил свою работу на 5. Вы получаете лицензию на открытие частного агентства. И вам предстоит самостоятельно рассмотреть дело .

С теми, кто не получил лицензию мы поработаем вместе.

Нам предстоит раскрыть Дело Басни.

К рассмотрению поступило дело, в котором гр. Н. обвиняет И. А. Крылова в том, что он вводит в заблуждение читателей, так как воз из басни "Лебедь, Рак и Щука" не стоит на месте. Уважаемые детективы, выясните кто же прав – Крылов или гр.Н.

Зачитаем показания обвиняемого: Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам; Да только воз и ныне там.

Попросим наших частных детективов поделиться своими результатами расследования.

Дело об исчезнувшем парашютисте.
К нам поступило сообщение о том, что после тренировочных прыжков с парашютом, исчез парашютист С.
Ознакомимся с деталями дела.
Парашютист С. после прыжка из самолёта спускался вниз на землю со скоростью 4 м/с. Но вдруг поднялся ветер, и парашютиста стало сносить в сторону со скоростью м/с.
Уважаемые детективы, вам надо определить место падения парашютиста, если время его свободного падения составляло 3 минуты.

Решение:

По теореме Пифагора ...
Ответ: на расстоянии 900 м от точки выброса парашютистов

А теперь вашему вниманию предлагаю Дело о колёсах.

К нам поступило дело гражданина К., который обвиняет министерство транспорта железных дорог, в том, колёса их поездов вращаются неравномерно, т.е. есть точки на колёсах которые перемещаются не вперёд, а назад. Уважаемые детективы, вам предстоит разрешить эту проблему.

Решение:

Дело опять-таки происходит так, словно верхняя часть колеса быстрее движется, чем нижняя. В чем же разгадка этого странного явления? Да просто в том, что верхняя часть катящегося колеса действительно движется быстрее, чем нижняя. Факт представляется с первого взгляда невероятным, а между тем простое рассуждение убедит нас в этом.

Каждая точка катящегося колеса совершает сразу два движения: обращается вокруг оси и в то же время подвигается вперед вместе с этой осью. Происходит в результате сложение двух движений: вращательного и поступательного. Скорость вращательного движения направлена по часовой стрелке и перпендикулярно радиусу колеса. Скорость поступательного движения направлена в сторону перемещения колеса.
Результат для верхней и нижней частей колеса получается разный. Вверху вращательное движение колеса прибавляется к поступательному, так как оба движения направлены в одну и ту же сторону. Внизу же вращательное движение направлено в обратную сторону и, следовательно, отнимается от поступательного. Вот почему верхние части колеса перемещаются относительно неподвижного наблюдателя быстрее, чем нижние.

Вы зарекомендовали способными, сообразительными детективами, поэтому вам предстоит за 5 мин. раскрыть дело, сложность которого вы выберете самостоятельно.

Задание на "3" :
Упростите выражение:
.
Задание на "4" :
Прямая ВМ, параллельная боковой стороне CD трапеции ABCD, делит основания на отрезки АМ = 12 см, МD = 8 см. Найдите среднюю линию трапеции.

Задание на "5" :
В равнобедренной трапеции ABCD ÐА = ÐD = 60°, ВС = 4 см, АВ = CD = 6 см. Найдите среднюю линию трапеции.

Время истекло ваши работы я проверю позже и скажу результаты на следующем уроке.

Запишите домашнее задание:

Придумать и оформить решение на отдельных листах свою задачу по теме «Векторы», а тем у кого ответ самостоятельной работы был не верен еще дополнительно повторить п.79, 80, 81 и 82. Решить задачу №806 на стр. 215.

V.Перед вами лежит лупа. Это основной инструмент частного детектива. Через нее мы с вами смотрели на окружающий мир, выявляли связь геометрии с различными областями человеческих знаний на примере решения задач. И мне бы хотелось узнать: какими вы увидели свои знания в этой лупе. Напишите на ней слово Знание, но так, чтобы величина букв показывала, насколько успешно вы сегодня поработали. Если на уроке у вас не возникало затруднений, то буквы должны быть довольно крупными, а если были сомнения, не на все вопросы вы смогли ответить, то буквы напишите мельче.
Я вижу, что сегодня мы с вами поработали плодотворно. Спасибо за урок.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль