"Святки" Сценарий праздничного мероприятия для обучающихся начальных классов

2726

Автор: Т.Ф. Спирина, учитель начальных классов ГБОУ "Центр образования № 771", г. Москва
Оформление сцены: Для того чтобы создать в зрительном зале атмосферу русского народного праздника, сцену можно оформить в виде горницы, помещения русской избы. По периметру расставить лавки, покрыть их ткаными половиками, в центре сдвинуть несколько столов, накрыть получившийся большой стол старинной скатертью, поставить самовар, угощение к чаю.

Действующие лица:

  • Девушки, Дед, Бабка - старшеклассники;
  • Коза, Медведь, Цыганка - младшие школьники;
  • Колядующие - обучающиеся разных возрастов.

Ход праздника
(Выходят три девушки в русских народных костюмах.)1-я девушка: Зимние святки были одним из наиболее почитаемых и любимых праздников русского народа. Начинались они с сочельника, кануна Рождества. Обычай кликать коляду был известен по всей Руси: под окнами каждого дома пелись колядки с пожеланиями благополучия в будущем году, славились хозяева, которые в ответ одаривали колядующих пряниками, пирогами, сладостями. Все выпрошенное складывалось в лукошко и съедалось под веселую беседу всеми собравшимися.2- я девушка: Обычно в обходах домов участвовали и ряженые, они приходили на игрища и молодежные вечеринки. Рядились разнообразно. Мужчины одевались женщинами, а женщины - мужчинами. Был также обычай ряжения животными - козою, быком, журавлем, медведем. Ряженые могли быть частью колядующих, привлекая к себе внимание только своими необычными нарядами. А могли вести себя агрессивно, свободно и развязно, выходя за рамки принятых норм: шумно врывались в дом, ломая и круша все на своем пути, пугая людей и грубо озорничая.

3- я девушка: Зимние святки были главным временем гаданий. Начиная новый год, человек стремился узнать, что его ждет в будущем. Гадания имели разнообразные формы: это и приметы, и толкования снов, и даже колдовство... Но почти во всех гаданиях зерно, колос и хлеб означали плодородие, благополучие; кольцо - брак, свадьбу. Нередко гадания сопровождались заклинаниями.4- я девушка: Ой, девчата, заговорились мы с вами. Нас ребята ждут.5- я девушка: И то правда! Побежали.

(Сидят дед с бабкой на скамейке и вспоминают.)Бабка: А помнишь, дед, как раньше-то было весело? Ходили мы по избам, колядки пели, хозяев величали, святки справляли.Дед: А помнишь, бабка, сколько при колядовании ряженых было?Бабка: Ой, дед! А помнишь, как гадали-то, бывало, судьбу свою хотели узнать? В зеркало, в блюдце, в чашку глядели. А песни какие пели!

Дед и Бабка (поют):
Ой, овсень, овсень, во дворе, на дворе,
Сосенки стояли, зелены, кудрявый...Дед: Хватит молодость вспоминать, можно и в старости погулять.Бабка: Пойду поставлю тесто. Вдруг заглянут гости, напеку-ка я блинов.Дед: Верно, бабка, не красна изба углами, а красна - пирогами.

(Слышится шум, песни.)Колядующие:
Мы ходили, мы ходили По святой Руси. Поздравляли, величали, Добра, счастья всем желали.
(Раздается стук в дверь.)
Эй, хозяева! Слезайте с печки, зажигайте свечки. Открывайте сундучок, вынимайте пятачок!Бабка: У нас денежек нема,
Опустели погреба! Пряники, орешки Съели сладкоежки!
Идите прочь отсюда!Колядующие: Ну, что? Не дает? Ах ты, жадоба-кишка, не подать пирога, не видать тебе добра!
На двор чертей, да в огород червей.
Подай, не ломай и начинку не теряй.
Подай-ка пирог - с рукавичку широк.
Подавай и каши - золотые чаши.
Либо каши горшок, либо блюдо кишок.
Либо ступу молока, либо блюдо киселя.
Либо сена клок, либо вилы в бок!
Уж ты, Марья, не скупись,
В новый год поделись.

Дед: Выходи, Марьюшка, встречай гостей со всех волостей!

Бабка: Милости просим в избу! Колядующие: Щедрый вечер, добрый вечер,
Добрым людям на весь вечер! Позволь, хозяюшка, коляду спеть. Бабка: Милости просим! Окажите честь.

 (Колядующие поют "Виноградие"- старинную величальную песню.)Колядующие:
Ходят девицы о святых вечерах.
 Виноградие красно-зелёное! (Повторяется после каждой строчки.)
 Еще ищут девицы господинова двора.
Господинов двор далеким-далеко,
 На пятидесяти верстах да на семидесяти столбах.
 Еще около двора да все трава-мурава,
Трава-мурава, трава шелкова,
На каждой на травинке по цветочку цветет,
На каждом на цветочке по жемчужинке висит.
У двора ворота были решетчатые,
Подворотенка была стекольчатая,
У ворот верея была - рыбий зуб.
 Ступил во двор - все три терема стоят,
Крутоверховаты,златоверховаты.
Во первом-то терему как светел месяц,
Светел месяц, сударь-батюшка,
Во втором-то терему как светлая заря,
 Светлая заря - родна мамушка,
Во третьем-то терему да часты звездочки,
Часты звездочки да родны ее сёстрицы.
Выходил Иван на красное крыльцо,
Выносил господин как серебряный алтын.
Выходила и Мария на красное крыльцо,
Выносила госпожа золотую гривну.
Выходили малы деточки на красное крыльцо
Выносили малы деточки круписчатый калач.
Садились мы тут за единый круг,
Во единый круг да думу думали.
Мы серебряный алтын за молебен отдадим,
Золотую гривну на вини пропьем,
А круписчатый калач на закуску съедим.

(Входят ряженые - Медведь и Коза.)Коза: А ну, Топтыгин, шаркни ножкой,
Повесели гостей немножко!Медведь; Давай, Коза, покажем,
Как мы поем и пляшем.Коза; Выходи плясать, Медведь,
Я частушки буду петь.
Мы частушки пропоем,
А потом плясать пойдем.Медведь; Ты когда поешь, Коза,
Не закатывай глаза.
Петь ты не умеешь,
Не поешь, а блеешь!Коза: А ты, Мишенька-медведь,
Сам ты не умеешь петь,
Ты тугой на ухо -
Ни голоса, ни слуха.Медведь: Ах, Коза ты, Козочка,
Серенькая розочка,
Хватит нам браниться,
Давай с тобой мириться!Коза: Ах, мой Мишка дорогой!
Не ругались мы с тобой,
Мы с тобой шутили,
Народ мы веселили.Медведь: Веселей, Коза, пляши,
Твои ножки хороши!
И твои кривые тоже неплохие!
(Под аудиозапись русской народной песни "Барыня-сударыня" танцуют.)Медведь и Коза: Мы с тобой колядовали, Дружно пели и плясали, Очень утомилися, Дружно поклонилися!Бабка: Коляда пришла,
Всем веселье принесла.
Не сидите, не скучайте,
В хоровод скорей вставайте!

(Под русскую народную музыку все вместе водят хоровод, приглашают зрителей.)

Будем брать-скупать
Все калачики, все горячие.
Уж и будем давать,
Давать-наделять
Колядовщичков, недоросточков.
 Дроби бей, дроби бей,
Под ногою воробей!
Под другою - серый гусь,
А плясать-то не боюсь!Колядующие:
Уж и ходим мы,
Уж и бродим мы
По проулочкам, по заулочкам.
Щедрый вечер, добрый вечер,
Добрым людям на весь вечер!
Уж и ищем мы,
Уж и ищем мы
Иванов двор, Иванов двор.
Уж и будем брать,

(Звучит аудиозапись русской народной песни "У нас нонче суббо-тея...". Затем слышатся три удара колокола: полночь.)1- я девушка: Пора начинать гадание. Без гаданья что за святки? (Девушки и девочки собираются у стола, начинают гадать.)Бабка: Прежде чем гадать, девицы-красавицы, нужно выгнать нечистую силу, надо все углы обойти с горящей лучиной. Всякое дерево свято, оно вбирает в себя хорошее, изгоняя нечистую силу.2- я девушка (зажигает свечку и обходит с ней все углы): Нечистая сила, выйди вон! Святой дух, войди в дом!
(На сцену выбегает Цыганка.)Цыганка: Подходи, народ, погадаю, судьбу-радость нагадаю! (Спускается к зрителям, из чаши, накрытой платком, зрители по очереди достают предметы. Цыганка разъясняет значение гадания.) Ключи - хорошее хозяйство. Хлеб - достаток в доме. Соль -остерегайся, неудачи ждут. Серьги - к женихам. Кольцо - к замужеству. Камушек -предстоят трудности. Конфеты - сладкая жизнь.

(Цыганка исполняет танец "Цыганочка".)Колядующие: Ну, спасибо вам, хозяева, за угощение!Бабка: И вам спасибо, что не обошли наш дом.

Колядующие: С Новым годом! С новым здоровьем! С новым счастьем! Чтобы поросята водилися, горшки не билися. Чтоб богатым был весь год, новый год!
Коляда, колядки, собрались ребятки!
По деревне пошли,
бабку Коляду нашли,
Наша бабка Коляда всех ребят созвала.
 Всех ребят созвала, всем гостинцы дала!
(Колядующие угощают всех присутствующих.)

Статья предоставлена редакцией журнала "Управление начальной школой"

Инновационные методы и технологии работы с учащимися младших классов всегда под рукой с электронной версией журнала".



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль