Методическая система работы по формированию инновационно активной личности педагога

4395

Л.И. Дранишникова, канд. пед. наук, зам. директора по УВР МБОУ СОШ № 27, г. Дзержинск Нижегородской области

В национальной образовательной инициативе "Наша новая школа" выделены пять основных направлений, определяющих инновационное развитие  образовательных учреждений (постепенный переход на новые образовательные стандарты, изменение инфраструктуры школьной сети, организация всесторонней поддержки и сопровождения талантливых школьников, развитие учительского потенциала, обеспечение здоровья учащихся), даны ориентиры новой системы непрерывного образования. Решение поставленных перед  школой государственных задач невозможно без учителей, готовых к инновационным преобразованиям.

На протяжении двух последних лет наша школа является муниципальной опытно-экспериментальной площадкой, работающей по теме: "Создание методической системы работы по формированию инновационно активной личности педагога и условий ее функционирования”. Итогом работы за два года стали разработанные:

  • концепция развития основных компетенций, характеризующих инновационно активную личность педагога;
  • теоретическая модель методической системы работы, позволяющая организовать внутришкольное управление процессом формирования инновационно активной личности педагога, обеспечивающая комфортные условия для профессиональной самореализации учителя (рисунок);
  • необходимые условия функционирования предлагаемой методической системы работы; мониторинг результативности внедрения теоретической модели в практику общеобразовательного учреждения.

Теоретическая модель методической системы работы создавалась на основе разработанной концепции, в которой в виде 7 базовых положений изложены авторские взгляды на идею формирования компетенций учителя "новой" школыПриложение 1 Модель методической системы работы по формированию инновационно активной личности педагога

Эффективное функционирование предлагаемой методической системы обеспечивается следующими организационно-педагогическими условиями:

  1. Управление процессом формирования инновационно активной личности педагогов осуществляется за счет внутренних инноваций системного характера в организации методической работы с учителями-предметниками.
  2. Деятельность по формированию инновационно активной личности педагогов носит непрерывный, динамический, развивающийся, системный характер, охватывая учителей с различным опытом инновационной деятельности, характером мотиваций, возрастом, квалификацией и т. д.
  3. Рост инновационной активности педагогов является осознанным и способствует профессиональной самореализации учителя.
  4. Выстраиванию оптимальной личностной траектории развития инновационно активной личности педагога способствует системная, комплексная, многоаспектная диагностика.
  5. Положительная динамика уровня мотивации педагогов к осуществлению инновационно преобразующей деятельности обеспечивается через выявление интересов и предпочтений, характеризующих своеобразие каждой отдельно взятой личности учителя, привлечение педагогов к участию в психолого-педагогических тренингах, обучающих семинарах.

Эффективность, а также результативность внедрения теоретической модели формирования инновационно активной личности педагога определяется через организацию специально разработанного мониторинга экспериментальной деятельности, включающего:

  1. графическую зависимость, отражающую динамику изменения профессиональной квалификации педагогов – участников эксперимента (на начало, середину и конец эксперимента);
  2. сравнительные таблицы, графики, диаграммы, демонстрирующие динамику изменений активности и результативности участия школьников в интеллектуальных, творческих конкурсах, научно-практических конференциях разного уровня (на начало, середину и конец эксперимента);
  3. сравнительные таблицы, графики, диаграммы, показывающие динамику изменения методологической активности педагогов – участников эксперимента (участие в профессиональных конкурсах, написание авторских программ, публикация работ, участие в деятельности проблемных групп, городских методических объединений, школьных предметных кафедр и т. д.) (на начало, середину и конец эксперимента);
  4. сравнительные таблицы, диаграммы, графики, отражающие динамику расширения партнерских связей школы; реализацию социально значимых проектов; использование школы как базовой для организации городских семинаров (на начало, середину и конец эксперимента).

Развитие основных компетенций, характеризующих инновационно активную личность педагога в рамках сконструированной системы, строится на методолого-теоретических основах, включающих ведущую идею перехода образовательного учреждения в режим инновационного обучения, комплексный (личностно-ориентированный, деятельностный, компетентностный) подход
и важнейший принцип самостоятельности, сознательности и творческой активности педагогов – участников эксперимента.

Процесс формирования компетенций, присущих учителю "новой" школы, рассматривается нами как целостность составляющих его структурно-функциональных компонентов: целевого, содержательного, организационно-управленческого, процессуально-деятельностного и результативно-оценочного

Таким образом, под системой работы по формированию инновационно активной личности педагога понимаем такую форму организации методической работы с учителем, в которой целевые, содержательные, инструментальные и методологические характеристики трех образующих ее блоков – "Диагностика", "Развитие" и "Поддержка" находятся в органической взаимосвязи,  взаимозависимости и взаимообусловленности друг с другом.Приложение 1
ПОЛОЖЕНИЯ концепции развития основных компетенций, характеризующих инновационно активную личность педагога

  1. Инновационно активная личность педагога может быть охарактеризована через совокупность тесно взаимосвязанных компетенций, к которым мы относим предметно- методологическую, психолого-педагогическую, коммуникативную, исследовательскую, акмеологическую компетентности, а также компетентности в сфере трансляции собственного опыта, здоровьесберегающих технологий, медиатехнологий, в области управления системой "учитель – ученик".
  2. Учитель в “новой” школе – творческая личность, яркая индивидуальность со своим стилем обучения, личностными предпочтениями и интересами.
  3. Наш подход к формированию инновационно активной личности педагога основан на разработке и последующем внедрении в образовательный процесс школы личностных траекторий инновационного развития учителя, которые проектируются в соответствии с индивидуальными предпочтениями педагогов к выполнению определенного  вида деятельности.
  4. Информационно-аналитическое, методическое сопровождение педагогов на пути профессионального роста – необходимое условие формирования инновационно активной личности учителя.
  5. Деятельность педагога по повышению своей профессиональной компетентности будет более осмысленной, если она осуществляется в контексте реально существующей, личностно значимой проблемы.
  6. Деятельность по формированию инновационно активной личности педагога должна предусматривать реабилитационное направление для педагогов с низкой готовностью к активной инновационной деятельности.
  7. Процессы диагностики, инновационного развития и сопровождения педагогов на пути их личностного роста должны рассматриваться как органически взаимосвязанные части одного процесса – формирование инновационно активной личности педагога.

Приложение 2

Методическая система работы по формированию инновационно активной личности педагога
Методическая система работы по формированию инновационно активной личности педагога   



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 30 - 31 марта 2017 г.
  • Организация внеурочной деятельности и реализации дополнительных образовательных программ в школе
  • Участвовать!
  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать!
Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль