Занятия по взаимодействию дошкольников с природой: "О кристаллах и не только"

2156

Локтишева Наталия Николаевна, старший воспитатель
ГБОУ детский сад общеразвивающего № 1313, г. Москва

Опыт №1: Выращивание кораллов.
Возраст детей: 5-7 лет.
Продолжительность опыта: 2-3 дня.
Цели работы:
● познакомить детей с понятием "коралл";
● смоделировать процессы образования кристаллов,
● учить детей выполнять простейшие наблюдения за объектами, фиксировать в речи результаты своих наблюдений;
● воспитывать у детей интерес к изучению явлений окружающего мира.
Оборудование:
- уксус (беседа по технике безопасности обязательна),
- чистая глубокая неметаллическая ёмкость,
- камушки гальки или известняка.
Выполнение опыта:1. На дно ёмкости уложить камушки так, чтобы они не соприкасались друг с другом (можно предварительно их раскрасить- это очень нравится детям).2. Залить камушки уксусом (выполняет взрослый!) так, чтобы верхушка камушка оставалась чистой (для роста "кораллов").3. Поставить ёмкость в недоступное для детей место (лучше вынести в подсобное помещение, так как уксус имеет резкий запах). Через 2-3 дня на верхушке камушка образуются наросты, напоминающие настоящие кораллы.
Данный опыт очень эффектный внешне, быстрый по времени и не требует больших финансовых вложений. Удобно проводить его накануне праздников (перед Новым годом это можно обыграть как "снежные" узоры, а перед 8 Марта – как драгоценные кораллы для мамочки).Опыт №2: Выращивание соляных кристаллов.
Идея проведения работы:
во время еды дети обратили внимание на то, что соль в солонках может быть разной: крупной и мелкой, с круглыми крупинками и остроугольными, очень белой и сероватой, сильно солёной и несолёной. Детские вопросы спровоцировали беседу о способах добычи соли, её пользе для человека и нормах потребления без вреда для здоровья. После этого у детей возникла идея самим "добыть" соль.
Возраст детей: 5-7 лет.
Продолжительность опыта: 1 неделя.
Цели работы:
● познакомить детей с понятием "кристалл";
● показать детям процессы образования и роста кристаллов,
● выявить сходства и различия в процессах роста кристаллов соли двух видов;
● учить детей выполнять простейшие наблюдения за объектами, фиксировать в речи
результаты своих наблюдений;
● воспитывать у детей интерес к изучению явлений окружающего мира.
Оборудование:
- горячая вода,
- несколько чистых стаканчиков,
- неметаллические палочки для размешивания,
- соль двух видов (мелкая йодированная и крупная каменная),
- удочки (палочки или карандаши с привязанными к ним х/б нитками).
Выполнение опыта:1. В стакане с горячей водой понемногу растворять соль (для каждого вида соли взять отдельный стакан), непрерывно помешивая, до тех пор, пока соль не перестанет растворяться (получение перенасыщенного соляного раствора).2.Аккуратно слить в чистый стакан перенасыщенный раствор соли без осадка. Через некоторое время можно заметить выпадение кристаллов. ( Если их не тревожить, то через день они образуют плотный соляной кружок, а также будут покрывать стенки сосуда "изморозью").3.Опустить в раствор удочку с хлопчатобумажной ниткой и оставить в состоянии покоя. (Если выпадает очень много посторонних кристаллов, раствор можно слить ещё раз в чистый стакан и уже в него поместить удочку).4.Через 5-7 дней (в зависимости от условий эксперимента) на удочке образуется соляной "кокон", а нитка покроется маленькими кристаллами соли правильной кубической формы. (Если конец удочки будет свисать свободно, на нем может вырасти крупный кристалл соли).Сравнительная таблица результатов:



Параметры сравнения

Материал (соль)

мелкая

крупная

1

Приготовление растворов (при одинаковых условиях для обоих случаев)

Скорость растворения

быстро

медленно

Количество соли

много

мало

Прозрачность раствора

прозрачный

мутноватый

2

Процесс
выпадения
кристаллов


Выпадение осадка

на следующий день
немного, белого цвета

через 1 час
много, с "мусором"


Образование "изморози"

через несколько дней
сверху стакана

на следующий день
по всему стакану


Образование соляного кружка

каждый день по кружку в течение 3-х дней

нет


3

Процесс
образования кристаллов

Образование
"кокона"

в течение 7-ми дней

в течение 5-ти дней

Форма "кокона"

продолговатый, с шарообразным куполом

продолговатый, равномерный по всей длине

Кристаллы "кокона"

напоминают кусочек соли

4

Отдельные кристаллы


Расположение

по всему "хвосту" удочки, на удалении друг от друга

по всему "хвосту" удочки, вблизи друг от друга

Внешний вид

прозрачные кубики

белые кубики

Образование крупного кристалла

на одной из удочек, мутный кубик с длиной грани 2 мм


нет

Источник: www.resobr.ru



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль