Конспект "Учимся писать письма"

20032

Автор: Плотникова Ольга Викторовна учитель начальных классов МБОУ СОШ №3 г. Донецка Ростовской области

Под письмом понимается речь, написанная к одному или нескольким лицам. Отличительная черта письма - индивидуальность, которой выражаются характер пишущего и отношения лиц, между которыми ведется переписка.

Письма имеют большое значение в жизни людей. С помощью писем люди общаются на расстоянии, сообщают новости из своей жизни, поддерживают друг друга в трудные минуты и разделяют радость. Переписываться могут родственники, друзья. Дети при переписке со своими сверстниками могут сопроводить письмо рисунком или открыткой. С возрастом у человека появляется необходимость написать в газету, журнал, какую-либо инстанцию.

Можно написать письмо Президенту, гражданину другой страны. Но куда бы ни писал человек, письмо обязательно передает энергетику, индивидуальность писавшего.

Как вы думаете, когда люди стали писать друг другу письма? Люди начали обмениваться письмами очень давно. Как только человек научился рисовать, он стал посылать послания. Вместо букв и слов в этих письмах были рисунки, поэтому письма так и назывались «рисуночные». С появлением письменности люди стали писать письма на подручных материалах: бересте, папирусе, пергаменте, глиняных дощечках. Люди писали о погоде, важных событиях, об опасностях и т. д.
Потом появилась бумага и наступил рассвет эпистолярного жанра (так называют умение писать письма).
Письма бывают разные: деловые, официальные, личные и др.
Стиль письма зависит от того, кому и куда оно адресовано.
Давайте попробуем представить, какой путь должно пройти письмо, чтобы попасть в руки к адресату.

2. Работа по учебнику.
Прочитаем отрывок из стихотворения
С.Я. Маршака "Почта" в учебнике, упр.1.

Письмо само
Никуда не пойдет,
Но в ящик его опусти -
Оно пробежит,
Пролетит,
Проплывет
Тысячи верст пути.

Не трудно письму
Увидеть свет:
Ему не нужен билет.
На медные деньги
Объедет мир
Заклеенный
Пассажир.

В разные времена почту доставляли по-разному: с помощью голубей, собак, лошадей. С появлением транспорта её стали перевозить на автомобилях, поездах, пароходах, самолётах.
Сейчас существует электронная почта.
Давайте в тетрадях изобразим путь письма словами и поработаем над правописанием этих слов.

3. Работа в тетрадях.
Отправитель (адресант) - письмо - конверт - почтовый
ящик - почта – сортировщик - транспорт - почта -
почтальон – домашний почтовый ящик – получатель (адресат).
Объяснение лексического значения слов и выделение орфограмм.
Разбор по составу выделенных слов.
4.Анализ писем.
Учитель. Очень важно научиться правильно писать письма. Сейчас мы проанализируем варианты нескольких писем и попробуем ответить на вопрос: «Существуют ли какие – либо правила написания писем?» Прослушайте отрывки из писем и попробуйте определить, когда они написаны.

Письмо 1.
Любезнейшие папенька и маменька!
Благодарю Бога и судьбу за то, что вы здоровы и веселы, а ваше настроение сравнимо с лучами утреннего солнца.
У меня, слава Господу, тоже все в порядке: служба идет спокойно и благостно...
Преданный вам, ваш сын Николенька.

Письмо 2.
Привет, Некит!
Послал тебе сообщение по мобильнику. Ответь, получил ли ты его. В деревне хорошо, но скучновато. Жаль, что я не захватил с собой свой комп.
Антоха.

Дети. По стилю письма можно определить, в какое примерно время оно написано. Первое письмо написано давно, сейчас так не пишут.

Учитель. Время идет быстро, и стиль написания писем меняется.
А знаете ли вы, что особенно любили писать письма люди, жившие в 18 – 19 веках? Считается, что пик развития эпистолярного жанра приходится именно на это время. Письма многих известных людей издаются целыми книгами.
Прочитайте на доске, как А.П. Чехов обращался в своих письмах к родным и друзьям. Ответьте на вопрос «Какое обращение вам было особенно приятно прочитать в письме?»
Обобщение ответов детей.

Учитель. Как вы думаете, какие структурные части должны быть в письме кроме обращения к тому, кому оно адресовано?
(Учитель выслушивает ответы детей.)
Давайте посмотрим на доску и проверим свои предположения.

5. Редактирование письма.
Учитель. В любом деле необходима четкая последовательность выполнения. Это относится и к написанию писем.
Очень важно соблюдать структуру письма.
У вас на столах лежат карточки с письмом девочки к своей подружке.
Прочтите его и ответьте на вопросы: "Что вас не устраивает в этом письме? Четко ли излагает девочка свои мысли?"

Письмо.
Здравствуй, Лена!
Я получила твоё письмо. Твоё письмо интересное. Недавно я прочитала
интересную книгу. Мой любимый предмет - русский язык. Ты приедешь
ко мне на день рождения? Книга называется «Фантазёры». А как учишься ты? Я учусь хорошо.
До свидания. Твоя подруга Света.

( Учитель выслушивает ответы детей. )
Учитель. Поработайте в парах. Каждая пара подготовит свой вариант редактирования письма.
(Класс анализирует предложенные варианты и выбирает лучший.)
Вывод: Текст письма должен быть последовательным. Нельзя перескакивать с одного события на другое.
Учитель. Очень важно не только уметь грамотно составить и написать письмо, но и правильно подписать конверт. От этого зависит, найдет ли письмо своего адресата.
Послушайте отрывок из рассказа А.П. Чехова про Ваньку Жукова, писавшего своему дедушке Константину Макарычу письмо о своей нелегкой жизни. Как вы думаете, дойдет ли письмо мальчика?

6.Выразительное чтение учителем вслух отрывка из рассказа
А.П. Чехова "Ванька".
Учитель. Почему вы считаете, что дедушка Константин Макарыч не получит это письмо?
Верно. Указан неточный адрес. Можно ли подписывать письмо словами «На деревню дедушке»?

7. Упражнение в заполнении конверта.
Учитель. Давайте поучимся правильно подписывать конверт.
Кто из вас уже сам подписывал конверт? Что пишут на конверте?
Почему слова в адресе пишутся с заглавной буквы?
Что обозначают цифры в углу конверта? ( Это индекс)
Сколько в индексе цифр и что они обозначают?
(6 цифр. Первые три цифры обозначают код области, города. Три другие – почтовое отделение).
- Какие правила следует соблюдать при заполнении адреса наконверте?

Дети. Адрес подписывать следует разборчиво, грамотно, аккуратно. Это облегчает чтение адреса получателю, сортировщику, почтальону.

Учитель. Возьмите свои конверты и подпишите их, адресуя письмо
товарищу по парте. Заранее расспросите одноклассника о его точном домашнем адресе.
Внимательно проверьте свои работы.

IV. Итог урока.
Что важного и интересного вы узнали сегодня на уроке?
Пожелание успехов

V. Домашнее задание.
Написать небольшое письмо учителю, используя карточку – помощницу и правила написания писем. Письмо можно украсить рисунком или аппликацией.
Карточка – помощница.   

Возможные части текста письма Примеры
Обращение Дорогая Ольга Викторовна!
Уважаемая учительница.
Начальная фраза Я решил написать Вам...
Хочется поделиться с Вами мыслями...
Содержание письма Я хочу рассказать Вам...
У меня много интересных новостей...
Благодарность Спасибо за внимание...
Прощание До свидания...До скорой встречи...
Концовка и подпись. Ваш ученик...   Ф.И.О.
Дата написания  

 



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль