Обобщающий урок по теме"Литосфера"

1602

Автор: Пугачева Татьяна Николаевна Цели:
1) Обобщить изученный материал.
2) Развивать географическое мышление, применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций.
3) Формировать умение работать в коллективе.Оборудование: физическая карта полушарий, коллекция горных пород, макет «Внутреннее строение Земли», атласы, учебник Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова Начальный курс географии. М.:Дрофа,2003Ход урока
I. Организационный момент.

II. Повторение и обобщение.
Класс делится на 3 команды, 3 ученика работают в жюри, остальные болельщики.

Работа в командах.

1. Разминка:
I командаII командаIII команда
1) От дождей, текучих вод1) Бьет источника фонтан,1) Взлетают пыль
Он растет из года в год.Струя до поднебесья.и кучи пепла,
Он полей равнинных враг, В соседях с ним живетВ земле бушует
Как зовут его?вулкан,бог огня.
(Овраг)Фонтан вам тот известен?Какие горы Этна?
(Гейзер)Гекла?
Еще вопрос вам.
(Вулканы)

2) По пустыни гонит ветер2) Он черный и блестящий, 2) В воде родится,
Горы желтого песка.Людям помощник настоящий. а воды боится.
Как зовутся горы этиОн несет в дома тепло, (Соль)
Вы подумайте слегка.От него в домах светло.
(Барханы)Помогает плавить стали,
Делать краски из эмали.
(Уголь)

3) Без нее не поедет3) Он очень нужен детворе,3) Порода горного
ни танк, ни мотоцикл,Он на дорожках во дворе, царства из
Не поднимется ракета.Он и на стройке, и на пляже, шпата, слюды,
Отгадайте, что же это?Он и в стекле расплавленкварца.
(Нефть)даже. (Песок)(Гранит)

2. Рассеянный геолог перепутал горные породы, рассортировать их в зависимости от происхождения (осадочные, магматические). Предлагаются горные породы из коллекции.

3. По координатам определить горные вершины:
620с.ш., 1500з.д. (г. Мак-Кинли)
310ю.ш., 700з.д. (г.Аконкагуа)
30ю.ш., 380в.д. (Килиманджаро)
290с.ш., 870в.д. (Джомолунгма)
770ю.ш., 1700в.д. (Эребус)

4.Найти лишнее слово; какое понятие характеризует группа слов:

  • а) Ядро, мантия, впадина, земная кора (строение Земли)
  • б) Вершина, дюны, барханы, овраг (формы рельефа)
  • в) Подошва, склон, вершина, отмель (строение холма)
  • г) Литосфера, гидросфера, биосфера, атмосфера (оболочки Земли)
  • д) Очаг, сейсмические волны, эпицентр, кратер (землетрясения)
  • е) Низменность, перевал, гребень, хребет (рельеф гор).

5. Найти ошибки и исправить в лекции о внутреннем строении Земли.
Лекция о внутреннем строении Земли
(прочитана профессором Отто Лидденброком, членом – корреспондентом всех научных географических и минералогических обществ пяти частей света в мае 186…г.)
… Итак, всем известно, что земной радиус составляет 6000км. Достоверно известно также, что Земля состоит из земной коры и ядра. Нижняя граница земной коры достигает 40 км.
О, как много видов горных пород слагает земную кору. 600 горных пород известно геологической науке! Все они классифицируются по трем разделам: горючие, металлические, камнеподобные. Это ли не подлинное удовольствие для каждого геолога по внешнему виду, твердости, запаху и вкусу определить любую из них.
Итак, сначала земная кора, но и вы, мои любезные слушатели, ни кто другой не знает достоверно, что происходит внутри земного шара. Говоря о внутреннем строении Земли, мы вступаем в область предположений. Так, ряд ученых считает, что с глубиной температура земной коры поднимается примерно на 1 градус через каждые 200 м. Но тогда вещества в центре земли окажутся в газообразном или раскалено-расплавленном состоянии. И тогда земная кора разорвалась бы, как под давлением пара взрывается котел. Ядро Земли не может быть огненно-жидким. Да, да, да! Жар не может сосредоточиться на больших глубинах. Разве не известно, что число действующих вулканов сокращается. Земля была раскалена с поверхности, а не наоборот.
Я высказываю свое категорическое суждение – путешествие к центру Земли возможно! Через кратер потухшего вулкана можно спуститься в земные недра!
( Ж.Верн "Путешествие к центру Земли")

Задание:
1. Сравните приведенные в лекции сведения о размерах и строении Земли с современными представлениями.
2. Как изменились представления о составе земной коры и происхождении в ней явлениях, о строении земного ядра со времен профессора до наших дней?

6. Картографический конкурс (три команды)
Показать на карте географические объекты:

1. Кавказские горы1. Уральские горы 1. Скандинавские
2. Анды2. Альпы2. Гималаи
3. влк. Килиманджаро3. влк. Ключевская Сопка3. Восточно-Европейская р
4. Кордильеры4. Западно-Сибирская равнина4. Среднесибирское плоск.
5. влк. Везувий5. Амазонская низменность5. Аравийское плоскогорье
7. Назвать географические объекты, к которым имеют отношение высоты:
до 200 м, до 70 км; более 500 м; 8848 м; от 1000 до 2000 м; от 200 до 500 м.

8. Чайнворд "Литосфера"
 Чайнворд "Литосфера"

1 Л          
2       И  
3     Т    
4         О          
5         С
               
7 Е        
8 Р        
9     А      

 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Высочайшая вершина Кавказских гор.
  2. Магматическая горная порода
  3. Воронкообразное отверстие на вершине вулканического конуса.
  4. Равнина, которая находится на высоте более 500 м от уровня Мирового океана.
  5. Вулкан в Антарктиде.
  6. Тип выветривания.
  7. Источник, периодически выбрасывающий горячую воду и пар.
  8. Группа гор, расположенная в ряд на многие километры.
  9. Высочайшие горы земного шара.

Задания для болельщиков.
а) Назовите 3 вулкана, названия которых начинаются на букву К, и определите, какие из них действующие, а какие – потухшие.
б) Назовите 3 горные системы мира, названия которых начинается на букву К.
в) Назовите 4 горные системы мира, имеющие меридиональное или близкое к меридиональному протяжение (расположение).

10. Подводится итог, определяется команда победитель.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль