Разработка литературного вечера "Пока письмо живёт..."

3443

Автор: Якушева Олеся Викторовна, учитель русского языка и литературы. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Пахачинская средняя школа" Олюторского муниципального района Камчатского края

Содержание вечера
1. Вступительное слово ведущего.
2. Что такое эпистолярное искусство?
3. Письма бывают деловые, дружеские, любовные, семейно-бытовые.
4. XIX век – "золотой век" письма. Читаем письма – узнаём о сокровенном.
5. Как правильно написать письмо.
6. Заключение. Письмо – носитель и хранитель информации, чувств и переживаний, оно духовно связывает людей, помогает стать добрее, мудрее, милосерднее.

Цель: пробудить интерес к эпистолярному жанру, способствующему формированию у подростков духовно-нравственных личностных качеств.

Задачи:
Воспитывать в учащихся духовно-нравственные личностные качества: чувство милосердия, чуткость и внимательность по отношению к близким.
Научить грамотно писать письма.
Учить применять знания по литературе, русскому языку на практике.
Воспитывать интерес к гуманитарным предметам.

Возраст детей: 13-17 лет

Ход литературного вечера
Звучит "Лунная соната" Бетховена.

Слайд №1. "Пока письмо живёт…"Ведущий:
Письмо живёт, пока есть человек,
Не просто человек, а личность
С её страстями, думами и сердцем,
С рождением письма познавшим гармоничность.
Пишите письма, когда хочется к родным.
Письмо поддержит и утешит старость.
Влюблённым помогает объясниться…
Пишите, доставляя близким радость…

- Сегодня мы поговорим о письме как жанре литературы, который относится к эпистолярному искусству. Кто из вас знает, что означает слово "эпистолярный"?
(Учащиеся высказывают свое мнение)

Слайд №2. "От греч. epistole – письмо. Эпистолярный жанр – литературное произведение в форме писем, посланий"Ведущий:
-Эпистолярное искусство, т.е. умение писать письма, сегодня, к сожалению, не очень популярно. Многие уже не умеют и не хотят их писать.
-Каким образом в XXI веке люди передают информацию?
(Новое поколение XXI века передаёт письма по электронной почте, отправляет SMS-сообщения по телефону мобильной связи, а письма на бумаге люди теперь пишут редко.)

Ведущий:

-Слово "письмо" есть в "Толковом словаре живого великорусского языка" В.И.Даля :

Слайд №3. "Письмо. Грамотка, уведомленье, сообщенье на бумаге, лист южн. зап. писанье, письменная речь, беседа, посылаемая от одного лица к другому" .

-Предлагаю вам выполнить задание: подберите самостоятельно синонимы к слову "письмо". (Даётся время на выполнение задания, затем учащиеся называют синонимы)

-А теперь найдите "лишнее":
Слайд №4. "Записка, рассказ, послание, посылка, отправка, уведомление, грамотка, конверт, известие, привет, корреспонденция, переписка, сообщение, писание, письменное обращение, эпистолярный жанр…"

-По тематике письма бывают разные. Выделяют 4 основные разновидности писем:
Слайд №5. "Письма бывают любовные, деловые, дружеские, семейно-бытовые"

Письмо помогает людям раскрыться, стать ближе друг к другу, через письмо можно утешить, развеселить, дать совет, поддержать человека, которому оно адресовано, письмо даёт возможность людям узнать лучше друг друга, общение через письмо помогает каждому пишущему быть самим собой.Ведущий:
- В XXI веке жанр письма стал непопулярен. А вот XIX век можно назвать не только "золотым веком" русской литературы, но и "золотым веком" письма.

Слайд №6. "XIX век – "золотой век" письма"
Популярность эпистолярного жанра в XIX веке отражена в литературных произведениях того времени. Жанр письма в литературе – особый художественный приём, помогающий создать психологический портрет героя произведения. Послушаем письма литературных героев, прочитают их подготовившиеся ученики, и кратко проанализируем каждое послание: какие это письма и как они характеризуют их авторов.

Вам нужно будет ответить на следующие вопросы:

  1. Из какого произведения письмо?
  2. Кто автор произведения?
  3. Кто и кому адресовал своё письмо? Назовите имена героев.
  4. По тематике к какому типу относится это письмо?
  5. Что вы можете сказать о написавшем письмо герое, о его характере?

Учащиеся зачитывают письма:
1) "Письмо Татьяны Лариной к Евгению Онегину" из романа в стихах "Евгений Онегин" А.С.Пушкина;
2) "Письмо матери к Родиону Раскольникову" из романа "Преступление и наказание" Ф.М.Достоевского;
3) "Письмо Архипа Савельева к отцу Петра Гринёва" из повести "Капитанская дочка" А.С.Пушкина;
4) "Письмо няньки к Владимиру Андреевичу Дубровскому" из повести "Дубровский" А.С.Пушкина.

В произведениях XXI века мы также читаем письма литературных героев.
Послушайте ещё одно письмо.
(Зачитывается и обсуждается "Письмо Георгия Желткова к Вере Николаевне Шеиной" из повести "Гранатовый браслет" А.И.Куприна.)

Ведущий:
-Мы убедились, что письмо характеризует того, кто его пишет.
Ребята, кто из вас недавно написал письмо кому-либо. Любите ли вы получать письма? Почему?

В народе говорят: "Письмецо придёт и вестей принесёт". А ещё говорят: "Что написано пером, не вырубить топором". Чему учит эта народная пословица?
-А кто из вас знает, как правильно написать письмо?

Слайд №7. "Основные части письма"
-Грамотно написанное письмо состоит из следующих основных частей: 1)приветствие, обращение; 2)основная часть письма содержит информацию, которую хочет изложить пишущий; 3)прощание, 4)дата написания и подпись.

Слайд №8. "Этикет письма"
-Следует помнить, что приветствие, обращение, прощание, дата и подпись – обязательные элементы письма. Это обрамление послания называют "этикетом" письма. Соблюдение "этикета" в письме – знак уважения к адресату, средство передачи авторских эмоций.

Ведущий:
-Мы живём в XXI веке, когда человечество изобрело десятки способов передачи информации, но письмо не исчезло и никогда не исчезнет, потому что оно помогает людям понять друг друга.

Письмо – носитель и хранитель информации, чувств и переживаний, оно духовно связывает людей, помогает стать добрее, мудрее, милосерднее. Письма обычно хранят, потом не раз перечитывают, чтобы вновь испытать пережитые чувства и эмоции, вернуться в прошлое, что-то переосмыслить, что-то для себя открыть, сокровенное и важное.
Учитесь писать письма, радуйте ими своих родных и близких, друзей и любимых.
Письмо живёт и будет жить, "пока есть человек, не просто человек, а личность с её страстями, думами и сердцем".
(Звучит "Лунная соната" Бетховена)Приложения

Приложение 1.
"Письмо няньки к Владимиру Андреевичу Дубровскому"
из повести "Дубровский" А.С.Пушкина.

Однажды вечером, когда несколько офицеров сидели у него, развалившись
по диванам и куря из его янтарей, Гриша, его камердинер, подал ему письмо, коего надпись и печать тотчас поразили молодого человека. Он поспешно его распечатал и прочел следующее:
"Государь ты наш, Владимир Андреевич, - я, твоя старая нянька, решилась
тебе доложить о здоровье папенькином! Он очень плох, иногда заговаривается, и весь день сидит как дитя глупое - а в животе и смерти бог волен. Приезжай ты к нам, соколик мой ясный, мы тебе и лошадей вышлем на Песочное. Слышно, земский суд к нам едет отдать нас под начал Кирилу Петровичу Троекурову - потому что мы, дескать, ихние, а мы искони Ваши, - и отроду того не слыхивали. Ты бы мог, живя в Петербурге, доложить о том царю-батюшке, а он бы не дал нас в обиду.
Остаюсь твоя верная раба, нянька
Орина Егоровна Бузырева.
Посылаю мое материнское благословение Грише, хорошо ли он тебе служит? У нас дожди идут вот ужо друга неделя и пастух Родя помер около Миколина дня".

"Письмо Архипа Савельева к отцу Петра Гринёва"  из повести "Капитанская дочка" А.С.Пушкина
Я сидел, погруженный в глубокую задумчивость, как вдруг Савельич
прервал мои размышления. "Вот, сударь, - сказал он, подавая мне исписанный лист бумаги, - посмотри, доносчик ли я на своего барина и стараюсь ли я помутить сына с отцом." Я взял из рук его бумагу: это был ответ Савельича на полученное им письмо. Вот он от слова до слова:
"Государь Андрей Петрович,
отец наш милостивый!
Милостивое писание ваше я получил, в котором изволишь гневаться на
меня, раба вашего, что-де стыдно мне не исполнять господских приказаний; а я, не старый пес, а верный ваш слуга, господских приказаний слушаюсь и усердно вам всегда служил и дожил до седых волос. Я ж про рану Петра Андреича ничего к вам не писал, чтоб не испужать понапрасну, и, слышно, барыня, мать наша Авдотья Васильевна и так с испугу слегла, и за ее здоровие бога буду молить. А Петр Андреич ранен был под правое плечо, в грудь под самую косточку, в глубину на полтора вершка, и лежал он в доме у коменданта, куда принесли мы его с берега, и лечил его здешний цирюльник Степан Парамонов; и теперь Петр Андреич, слава богу, здоров, и про него, кроме хорошего, нечего и писать. Командиры, слышно, им довольны; а у Василисы Егоровны он как родной сын. А что с ним случилась такая оказия, то быль молодцу не укора: конь и о четырех ногах, да спотыкается. А изволите вы писать, что сошлете меня свиней пасти, и на то ваша боярская воля. За сим кланяюсь рабски.
Верный холоп ваш Архип Савельев".
Я не мог несколько раз не улыбнуться, читая грамоту доброго старика.
Отвечать батюшке я был не в состоянии; а чтоб успокоить матушку, письмо Савельича мне показалось достаточным.

"Письмо Татьяны Лариной к Евгению Онегину" из романа в стихах "Евгений Онегин" А.С.Пушкина

Я к вам пишу - чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.
Сначала я молчать хотела;
Поверьте: моего стыда
Вы не узнали б никогда,
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас,
Чтоб только слышать ваши речи,
Вам слово молвить, и потом
Все думать, думать об одном
И день и ночь до новой встречи.
Но, говорят, вы нелюдим;
В глуши, в деревне все вам скучно,
А мы... ничем мы не блестим,
Хоть вам и рады простодушно.
Зачем вы посетили нас?
В глуши забытого селенья
Я никогда не знала б вас,
Не знала б горького мученья.
Души неопытной волненья
Смирив со временем (как знать?),
По сердцу я нашла бы друга,
Была бы верная супруга
И добродетельная мать.
Другой!.. Нет, никому на свете
Не отдала бы сердца я!
То в вышнем суждено совете...
То воля неба: я твоя;
Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой;
Я знаю, ты мне послан богом,
До гроба ты хранитель мой...

"Письмо Георгия Желткова к Вере Николаевне Шеиной" из повести "Гранатовый браслет" А.И.Куприна
…Умоляю Вас не гневаться на меня. Я краснею при воспоминании о моей дерзости семь лет тому назад, когда Вам, барышне, я осмеливался писать глупые и дикие письма и даже ожидать ответа на них. Теперь во мне осталось только благоговение, вечное преклонение и рабская преданность. Я умею теперь только желать ежеминутно Вам счастья и радоваться, если Вы счастливы. Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой Вы сидите, паркету, по которому Вы ходите, деревьям, которые Вы мимоходом трогаете, прислуге, с которой Вы говорите. У меня нет даже зависти ни к людям, ни к вещам.
Еще раз прошу прощения, что обеспокоил Вас длинным, ненужным письмом.
Ваш до смерти и после смерти покорный слуга
Г.С.Ж.

"Письмо матери к Родиону Раскольникову" из романа "Преступление и наказание" Ф.М.Достоевского
Милый мой Родя, … вот уже два месяца с лишком как я не
беседовала с тобой письменно, от чего сама страдала и даже иную ночь не
спала, думая. Но, наверно, ты не обвинишь меня в этом невольном моем
молчании. Ты знаешь, как я люблю тебя; ты один у нас, у меня и у Дуни, ты
наше все, вся надежда, упование наше. Что было со мною, когда я узнала, что ты уже несколько месяцев оставил университет, за неимением чем содержать себя, и что уроки и прочие средства твои прекратились! Чем могла я с моими ста двадцатью рублями в год пенсиона помочь тебе? Пятнадцать рублей, которые я послала тебе четыре месяца назад, я занимала, как ты и сам знаешь, в счет этого же пенсиона, у здешнего нашего купца Афанасия Ивановича Вахрушина. Он добрый человек и был еще приятелем твоего отца. Но, дав ему право на получение за меня пенсиона, я должна была ждать, пока выплатится долг, а это только что теперь исполнилось, так что я ничего не могла во все это время послать тебе. Но теперь, слава богу, я, кажется, могу тебе еще выслать, да и вообще мы можем теперь даже похвалиться фортуной, о чем и спешу сообщить тебе. И, во-первых, угадываешь ли ты, милый Родя, что сестра твоя вот уже полтора месяца как живет со мною, и мы уже больше не разлучимся и впредь. Слава тебе господи, кончились ее истязания…"

 
 
 



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль