Урок- введение в предмет "Литература"

2040

Автор: Дорофеева ЕленаЦели:

  • формирование представлений о литературе конца 19- начала 20 века
  • повышение мотивации к изучению предмета Литература
  • утверждение современности и значимости русской литературы

Задачи урока:

Обучающие:
создать условия для формирования представления у обучающихся о литературе как искусстве слова.Развивающие:

  • развивать критическое мышление обучающихся, навыки исследовательской деятельности;
  • развивать коммуникативные умения обучающихся;
  • стимулировать развитие художественного мировоззрения, эстетического и нравственного сознания учащихся

Воспитывающие:

  • пробудить желание глубже познакомиться с произведениям литературы 19- начала 20 века.;
  • формировать положительные нравственные ориентации

Эпиграф урока:
Чтоб не обмелели наши души…
В. Маяковский

Ход урока

1.Слово учителя: Здравствуйте, друзья. Я рада вас видеть сегодня и надеюсь, что у нас с вами получится интересный и плодотворный разговор. Сегодня у нас урок литературы. Первый урок.
Русская литература … - одна из самых древних литератур Европы. Ее начало восходит ко 2-й половине Х века. Но литературы не было бы, если бы мы не читали её. Жизнь книг - это наше чтение, наше существование в них. Каждый раз, когда кто-то берет в руки "Войну и мир", "Преступление и наказание", сборник стихов Цветаевой, Маяковского, повести Гоголя, жизнь этих книг начинается сызнова. И она не та, которою книга жила до сих пор. Книга та же, писатель тот же, но читатель другой. Читатель - вы, каждый из вас.
А писатель, поэт - открыт всем. Он - как храм на дороге. Один пройдет мимо - перекрестится по привычке. Другой зайдет внутрь и ничего не увидит. Третий увидит, но золоченую ризу попа. А четвертый останется и побудет.

2.Целеполагание

Наша тема сегодня "Чудесный мир тревог". Запишите в тетрадь.
О чем будет наш разговор? О Литературе. Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «литература»……
Литература- это…( продолжите) Какие определения у вас получились? Литература-искусство слова. Литература – это отражение жизни общества и личности, реакция на события в истории человечества. "Воспитание человеческих душ" ( слайд)
Как понять это определение?
Как вы считаете, каковы цели сегодняшнего урока? Какую цель ставит каждый из вас на сегодняшний урок?

3. Основная часть. Беседа. Да, мы мысленно возьмем в руки великие книги, перелистаем их и попадем в храм- храм русской литературы конца 19- начала 20 в.
Итак - станица первая (слайд)
Л. Н. Толстой "Война и мир"…Роман- эпопея. Композиция  романа "Война и мир" запоминается как цепь ярких картин, которые забыть невозможно. Сражения, первый бал Наташи, охота и святки, лунная ночь в Отрадном…
Чтение отрывка. Первый бал Наташи Ростовой.

( Видео из к/ф Бондарчука. Музыка из к/ф)
Эпизод, в котором изображен первый бал Наташи Ростовой, один из основных в романе: он важен для раскрытия внутреннего мира и характера главной героини.
Вечные вопросы: Что дурно? Что хорошо? , Что надо любить? Что ненавидеть? Для чего жить и что такое я? Эти вопросы мучают героев Л.Н. Толстого.
Думаю, что их сегодня задаете себе и вы.

Эти вопросы задавал себе и герой романа И.А. Гончарова И.И. Обломов. (Слайд)
Правда, задавал он их себе, лежа на диване. Почему же для здорового и неглупого 33 летнего человека лежание становится нормальным состоянием? И можно ли поднять Обломова с дивана? Почему со смертью Обломова опустела жизнь всех героев романа? Как вы считаете, достаточно ли не делать зла, чтобы оставить добрый след в людских душах? Наверное. Думаю, что в каждом из нас живет Обломов-этот типичный русский характер, запечатленный И. Гончаровым.
(Слайд) "Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели её будешь разгадывать всю жизнь,, то не говори, что потеряно время, я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком." Эти слова принадлежат ещё одному великому писателю, мыслителю и гуманисту рубежа веков- Ф.М. Достоевскому, романы которого отличает острая злободневность, они наполнены болью за человека, за его искалеченную, истерзанную судьбу. Нам с вами предстоит знакомство с его произведением "Преступление и наказание".
В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек ( звали его Родион Раскольников) вышел из своей каморки на улицу. "Он был до того худо одет, что иной, даже привычный человек, посовестился бы выходить в таких лохмотьях на улицу. Шляпа на нем была вся изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах, без полей и самым безобразнейшим углом заходившая на сторону".
Мы думаем о его нищете, болезности, но, шатающийся от голода и лихорадки, он идет не униженно клянчить малое- он идет на пробу, вынашивает страшный замысел. Ибо он не решается покорствовать- решается бунтовать!. Воспаленное голодом воображение быстро подсказывает ближайший способ добыть драгоценности, деньги. И тогда все изменится враз… Спрятать под камни, терпеть, не дать разоблачить себя. Пережить. Но зато потом спасти сестру, мать, затравленных жизнью Мармеладовых и ещё много таких же… Кончить университет, стать сильным. Открывать новые пути. Кто потом попрекнёт его смертью старухи, шея которой похожа на куриную ногу…

Скажите, возможно ли делать добро людям с помощью преступления?
Почему Достоевский преступлению отводит несколько глав, а наказанию посвящает весь роман?
Человек в мире Достоевского сложен, глубок. Недаром фамилия главного героя Раскольников- человек противоречивый, сложный, в котором сочетаются добрые и злые начала. Уверена, что роман «Преступление и наказание» станет для вас открытием.
А лицо на следующей странице, думаю, вам знакомо. Это Максим Горький. Или Алексей Пешков? Да, но Алексей Пешков умер в июне 1936 года, а М. Горький остался жить.

Кто же он?
- великий художник,
-глашатай правды,
-Буревестник революции,
-Родоначальник советской литературы… Не правда ли, какой иконописный образ. Но вы столкнётесь и с такими определениями: проданный человек, от него бежать надо на свежий воздух», Тяжело писать о нём. Судить с высоты сегодняшнего дня даже таких великанов, как Горький, очень легко. Гораздо труднее понять. Попробуйте, взяв в руки его книги "Старуха Изергиль", "На дне", "Детство", "В людях".

Звучит музыка и стихи А. Ахматовой.
Были святки кострами согреты,
И валились с мостов кареты,
И весь траурный город плыл
По неведомому назначенью,
По Неве или против теченья, -
Только прочь от своих могил.
На Галерной чернела арка,
В Летнем тонко пела флюгарка,
И Серебряный месяц ярко
Над Серебряным веком стыл.

Это строки из "Поэмы без героя" А. Ахматовой, где впервые в литературном творчестве было употреблено выражение “Серебряный век”. Рубеж веков стал подлинным русским Ренессансом, расцветом русской духовности, давшей миру блистательные научные и художественные открытия. Это мозаичное полотно под названием Серебряный век украшают имена поэтов. Поэзия «серебряного века» - поэзия, проверенная временем

Поэзия А. Ахматовой, М. Цветаевой, О Мандельштама, Н. Гумилёва, В. Маяковского, Блока, Северянина - поэзия на все времена. "Возьмите стихи - это и есть моя жизнь".
Кто создан из камня, кто создан из глины,
И я - серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская. (слайд М. Цветаева)

Стихи М. Цветаевой современны, популярны. На них пишут музыку, их поют.

Песня "Мне нравится, что вы больны не мной"

"Я — голос ваш, жар вашего дыханья, //Я — отраженье вашего лица". А эти строки принадлежат профессору литературы Оксфордского университета, лауреату литературной премии
"Этна Таормина". А.А. Ахматовой. "Анна всея Руси" назвала её современница поэтесса Марина Цветаева. Стихи Ахматовой критики называют «романы в стихах».
- Чем отличается роман от других жанров эпоса?
- Сколько героев в стихотворении Ахматовой "Сероглазый король"?
Сероглазый король
Слава тебе, безысходная боль!
Умер вчера сероглазый король.
Вечер осенний был душен и ал,
Муж мой, вернувшись, спокойно сказал:
"Знаешь, с охоты его принесли,
Тело у старого дуба нашли.
Жаль королеву. Такой молодой!..
За ночь одну она стала седой».
Трубку свою на камине нашел
И на работу ночную ушел.
Дочку мою я сейчас разбужу,
В серые глазки ее погляжу.
А за окном шелестят тополя:
"Нет на земле твоего короля..."

О чем стихотворение? Да, тема любви- это главная тема Ахматовой. В том числе и любви к родине. И голос Анны Ахматовой будет звучать во все времена. Послушайте его.
(Звучит стихотворение "Мне голос был…")
"Я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью был"

Страница литературы о войне - особая страница, ( слайд)

Повести В. Кондратьева "Сашка", К. Воробьев "Убиты под Москвой", Э. Казакевича "Звезда", В. Некрасов "В окопах Сталинграда", Б. Васильев "А зори здесь тихие", В. Быков "Сотников" и , конечно, В. Астафьев.
Что бы я хотел видеть в прозе о войне?
Правду! Всю жестокую, но необходимую
правду, для того, чтобы
человечество, узнав её, было благоразумней.
В.Астафьев

Виктор Петрович Астафьев… Его имя носит ваше училище. Расскажите мне о нем.. Лауреат различных государственных премий, автор всемирно известных повестей и рассказов, страстный публицист, он стал совестью нашей страны

Многое пришлось пережить писателю: сиротское детство, скитания по городам и сёлам Сибири, встречи с самыми разными людьми, Великую Отечественную войну. В лучших книгах, в большинстве своём автобиографичных, пережитое выразилось в полной мере.
Изображая военную пору, Виктор Петрович пытается осмыслить, как удавалось человеку выдержать мучительные нравственные испытания на душевную прочность, какой ценой далась победа, какова подлинная правда о том времени.

Человек рождён жить. Трудиться. Любить. Рожать детей. В этом и есть высокий смысл жизни.
Но с надрывной ноты начинается современная пастораль, как называет произведение автор "Пастух и пастушка" – одна из самых заветных книг писателя. Неспроста он перерабатывает её тринадцать раз. ( Пастора́ль — (фр. pastorale, пастушеский, сельский) — жанр в литературе,  живописи, музыке и в театре, поэтизирующий мирную и простую сельскую жизнь). Может быть кто- то знаком с произведением? Я немного расскажу вам о нем.
По дикому полю бредёт слепая от слёз героиня повести молодая женщина Люся. В немой безлюдной степи отыскивает она безымянный холмик могилы, прижимается к ней лицом. И переворачивающая душу фраза – вопрос срывается с её губ: "Почему ты лежишь один посреди России?" Таким страшным аккордом – отчаянным всплеском горя, боли, бессмыслицы случившегося – начинается эта повесть.

А потом – воспоминания. Они разные: иногда уводят в чёрное пекло войны, где под ногами чёрная пороша, удушливый дым, рёв, визг осколков, звериное рычание людей. Это – страшная картина боя, участником которой является молодой взводный, очень симпатичный нам юноша Борис Костяев. А вот сцена после боя: "Торчали из свежих сумётов руки, ноги, винтовки, термосы…" И трупы вокруг, рядом со скелетами боевых машин. И в хуторе, куда взвод отходит на отдых, – тоже трупы. В основе "современной пасторали" соотнесены и противопоставлены два несовместимых явления: любовь, то есть созидание, и война – разрушение и смерть.

Первая часть повести начинается с боя, с кромешного ада, требующего нечеловеческого напряжения всех сил. Лейтенант Борис Костяев, главный герой, утерял рукавицы, наелся земли, но держал гранату, как рюмку, боясь расплескать её, и уже не кричал, а только плакал, от того, что не может настичь танк. Ему кажется, что "пророк небесный" с карающим копьём низвергается на землю, чтобы "наказать за варварство людей, образумить их".

Война – беспрестанный, изнуряющий труд, физический и, главное, душевный. Легко ли сохранить в себе человеческое?
После страшного боя, когда немецкая группировка была разбита, а "на поле…кучами лежали убитые, изрубленные, подавленные немцы", у молодого лейтенанта одно желание – поскорее уйти подальше от этого места и увести остатки взвода. Кажется, что чистая человеческая душа не вынесет этого ужаса: крови, звериной жестокости, невероятного напряжения и страданий. Но Борис сохраняет нравственную чистоту. Оказавшись после боя на отдыхе в небольшой деревушке, Костяев встречает Люсю. Среди жестокости, крови и смерти вспыхивает самое прекрасное человеческое чувство – любовь. "Я всю жизнь, с семи лет, может даже и раньше, любила вот такого худенького, лупоглазого мальчика и всю жизнь ждала его… И вот он пришёл!.." – говорит девушка. " И ты знаешь, с тех пор я начал чего-то ждать". Но на прекрасном чувстве уже лежит печать трагедии: в памяти Бориса "отчётливо возникли… седой генерал на серых снопах кукурузы, обгорелый водитель "катюши", убитые лошади, одичавшая собака, раздавленные танками люди – мертвецы, мертвецы".

В первой части повести есть эпизод, когда взвод прибыл на хутор. За баней нашли убитых старика и старуху. Они лежали, прикрывая друг друга. Угрюмо смотрели военные на них, "наверное, живших по-всякому: и в ругани, и в житейских дрязгах, но обнявшихся преданно в смертный час… Они пасли колхозный табун. Пастух и пастушка".

И так же, как этим старикам, Борису, Люсе и каждому человеку война несёт лишь муки, страдания. Над героями постоянно висит угроза смерти, она подстерегает то, что только зарождается.

Повесть начинается и заканчивается рассказом об одинокой женщине, много времени потратившей на то, чтобы отыскать холмик с пирамидкой. "Как долго я искала тебя", – говорит она, опускаясь на колени перед могилой любимого человека, который остался "один посреди России”" Война оборвала любовь. Но память о ней не подвластна времени. Она преодолевает смерть. "Спи! Я пойду. Но я вернусь к тебе. Скоро. Совсем скоро мы будем вместе… Там уж никто не в силах разлучить нас", – говорит героиня. "Эта война должна быть последней", - сказал один из героев Астафьева. К сожалению, она не стала последней. Сегодня в мире ещё много льётся крови, но важно знать, что среди жестокости и зла можно и нужно остаться человеком.
Этому учит вся русская литература. Нам не хватает доброты и милосердия, умения сопереживать. Писатели и поэты своим страстным словом призывают людей жить в мире. И любить…

4.Дебаты.

"Без Тютчева невозможно жить", – считает Л.Н.Толстой. А может быть, можно? Стоит ли заниматься устаревшей литературой при сегодняшнем дефиците времени? А зачем вам, сварщикам, литература? 2 команды. Утверждающая и опровергающая сторона.

Русская литература - вечна и современна?

Стоит ли изучать литературу, отдаленную от нашего времени двумя столетиями? Из высказываний учеников: "Литература— прежде всего барьер, который нужно взять, чтобы поступить в институт". "Ценности поменялись. Люди изменились. Наше же преподавание по одну сторону, а их ценности — по другую". "А почему мы думаем, что всем обязательно нужен Бунин?" "На Западе не читают литературы и живут хорошо". "Весь мир так живет и не мучается никакими Достоевскими". "Мы изучаем "Войну и мир", а ведь обществу все это не нужно".

5.
Хорошо, что у вас не так, как во "Вредных советах" Г. Остера?

Ученики! Учтите впредь,
Чтоб не бояться сочинений,
Вполне достаточно иметь
Набор простых определений:
Пишите, что поэт - пророк,
Что Гоголь высмеял порядки,
Что Фамусов плохой и гадкий,
А Чацкий больше не ездок,
Базаров обогнал свой век,
Онегин - сложная натура,
Печорин - лишний человек,
Дикой же - образ самодура,
Герасим утопил Муму...
Вот вам и вся литература.

И Тютчев, и Толстой без нас обойдутся, а мы без них – нет! Не узнав гения, невозможно понять себя. Ведь литература – это Я. Как улыбка Джоконды обращена к каждому посетителю, где бы он ни стоял, так и классические произведения о каждом из нас.
Да, литература необходима для каждого человека. Она помогает развить себя духовно, нравственно. Она помогает лучше и тоньше чувствовать окружающий мир. Литература помогает осмыслить явления, понять, что чувствует другой человек, понять все тонкости его души, ее переживания, стремления, чаяния, надежды. Обратимся вновь к эпиграфу "Чтоб не обмелели наши души…"

Мы пролистали лишь несколько страниц многотомной книги, под названием Русская литература. Книга остается открытой.(слайд) Какие страницы вам хотелось бы добавить в этот "чудесный мир тревог…"?
( Бардовская поэзия (И. Тальков, Б. Окуджава), В. Высоцкий, Шолохов, С.Есенин, Солженицын. Современная проза ( А. Лиханов, Т. Толстая, Л. Петрушевская))

6.Рефлексия
– Какие мысли и ощущения возникли у вас во время сегодняшнего урока, выразите их, закончив предложения. Метод незаконченных предложений:

Мне понравилось….
Я понял, что…
Я научился…
Достигли ли вы той цели, которую поставили в начале урока?
7.Заключительное слово учителя. Итоги урока
Наше время – время великих достижений науки, техники, время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим чудом Горький считал книгу: "Это единственная машина времени, с помощью которой можно совершать удивительные путешествия в невиданные страны, в прошлое, в будущее и настоящее человечества" И вы счастливые люди, ведь вам предстоит открывать русскую литературу. Благодарю вас за урок .(оценки) Хочется пожелать вам радости духовных открытий и сказать вам : "Счастливого вам путешествия в мир литературы".



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Хотели бы вы прочитать статью на тему "Как выполнить требования к соотношению заработной платы директора, заместителей, главного бухгалтера и работников школы"?

  • да 83.33%
  • нет 16.67%
результаты


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль