Работа со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

31703

Важно! В конце статьи представлен видеосеминар на тему «Организация работы психолого-педагогической службы»

План работы с неуспевающими учащимися и слабоуспевающими учащимися позволяет выделить три основные причины неуспеваемости:

  • физиологические проблемы (частые болезни, общая слабость здоровья, инфекционные болезни, болезни нервной системы, нарушения двигательных функций);
  • психологические (особенности развития внимания, памяти, мышления, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора);
  • социальные (неблагополучные условия жизни, недостойное поведение родителей, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребенка).

Слабоуспевающими принято считать учащихся с невысокими умственными способностями, плохо развитыми учебными умениями и навыками, низким уровнем памяти или тех, у кого отсутствуют действенные мотивы учения. Чтобы эти учащиеся не перешли в разряд неуспевающих, необходимо систематическое взаимодействие всех служб ОУ. Нами было составлено "Положение о работе педагогического коллектива со слабоуспевающими учащимися и их родителями" (приложение 1).

Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и не зависящим от него причинам:

  • пропуски занятий по болезни;
  • слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;
  • задержка психического развития (ЗПР).

Часто дети с диагнозом ЗПР обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием коррекционных или из-за нежелания родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу, в результате чего у ребенка не сформированы общеучебные умения и навыки, наблюдается низкая техника чтения, письма и счета, отсутствуют навыки самостоятельной работы и т. д.

О причинах неуспеваемости прежде всего обязан знать классный руководитель. Помочь ему определить эти причины должны школьные специалисты (врач, психолог, логопед, социальный педагог), сам обучающийся, его родители и одноклассники. Классный руководитель составляет "Психолого-педагогическую характеристику учащегося" (приложение 2). Учителя-предметники используют ее при организации работы с слабоуспевающими учащимися.

Помощь данным категориям учащихся - задача каждого педагога. В школе разработана "Индивидуальная карта учащегося", которую используют учителя-предметники. В ней описана оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающим ученикам. Учителя-предметники составляют индивидуальный план действий по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика. "Индивидуальная карта учащегося" позволяет отслеживать эффективность плана работы с  неуспевающим учащимся и слабоуспевающими.

Оценивание деятельности учителя со слабоуспевающими учащимися осуществляется через посещение уроков и собеседования, которые проводит заместитель директора по УВР.

Работа со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

Приложение 1

ПОЛОЖЕНИЕ

Работа со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися и их родителями

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано на основании Закона "Об образовании", Типового положения об образовательном учреждении .

1.2. Положение проходит процедуру экспертизы и утверждается на педагогическом совете школы, общешкольном родительском комитете .

2. Цели

2.1. Обеспечить выполнение всеобуча.

2.2. Повысить уровень обученности и качество обучения отдельных учеников и учащихся школы в целом.

3. Задачи

3.1. Формировать ответственное отношение учащихся к учебному труду.

3.2. Повышать ответственность родителей за обучение детей.

3.3. Формировать комплексную систему плана работы с неуспевающими учащимися.

4. Основные направления и виды деятельности

4.1. Выявление возможных причин низкой успеваемости и качества ЗУН учащихся.

4.2. Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости учащихся и качества ЗУН.

5. Программа деятельности учителя и работа со слабоуспевающими учащимися и неуспевающими учащимися и их родителями

5.1. Учитель в начале года проводит диагностику с целью выявления уровня обученности учащегося.

5.2. Учитель использует на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для получения объективного результата.

5.3. Регулярно и систематически опрашивает обучающихся, выставляет оценки своевременно, не допуская их скопления в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить (количество учащихся, опрошенных на уроке, должно быть не менее 30%).

5.4. Комментирует оценку ученика (необходимо отмечать недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем).

5.5. Учитель должен ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль ЗУН.

5.6. Учитель-предметник обязан определить сроки, в течение которых работа со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися принесет результаты: слабоуспевающий учащийся должен освоить тему; в случае затруднения дать консультацию.

5.7. Если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (трех и более), учитель-предметник обязан поставить в известность классного руководителя или родителей ученика о низкой успеваемости.

5.8. Учитель не должен снижать оценку учащемуся за плохое поведение на уроке, в этом случае необходимо использовать другие методы воздействия.

5.9. Если пп. 5.1-5.8 выполнены, но положительный результат отсутствует, учитель докладывает администрации школы о низкой успеваемости учащегося и о проделанной работе в следующей форме:

Ф. И. ученика

Причины неуспеваемости (учитель указывает самостоятельно выявленные причины)

Использованы виды опроса

Формы ликвидации пробелов

Сроки сдачи материалов

Информация классному руководителю (дата)

Информация родителям (дата)

Результат работы

6. Программа деятельности классного руководителя: работа со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

6.1. Классный руководитель обязан выявлять причины неуспеваемости учащегося через индивидуальные беседы; при необходимости обращаться к психологу, социальному педагогу; использовать анкетирование учащихся и родителей, собеседование. К возможным причинам неуспеваемости можно отнести пропуск уроков (по уважительной или неуважительной причине), недостаточную домашнюю подготовку, низкие учебные способности, нежелание учиться, недостаточную активность на уроке, высокий уровень сложности материала и т. д.

6.2. Если слабая успеваемость является следствием пропуска уроков, классный руководитель должен выяснить их причины (уважительные, неуважительные).

Уважительными причинами считаются:

  • болезнь, подтвержденная справкой от врача;
  • участие в мероприятиях, подтвержденное справками, вызовами, приказом учреждений-организаторов;
  • освобождение от урока в случае плохого самочувствия (справка выдается медработником) с предупреждением учителя-предметника или классного руководителя;
  • семейные обстоятельства (по заявлению на имя директора ОУ).

Неуважительными причинами считаются пропуски урока или уроков без соответствующих документов, подтверждающих уважительную причину отсутствия учащегося.

План работы с неуспевающими учащимися предполагает,  что классный руководитель должен немедленно проинформировать родителей о пропуске уроков через запись в дневнике (если случай единичный), беседу с родителями (если пропуски неоднократные), через совет профилактики (если пропуски систематические).

6.3. В случае выявления недобросовестного выполнения домашнего задания или недостаточной активности на уроке классный руководитель обязан провести профилактическую работу с отцом и матерью ученика, обращаясь за помощью к социальному педагогу или психологу в случае уклонения родителей от своих обязанностей.

6.4. В случае жалобы ученика на завышение объема домашнего задания классный руководитель обязан обсудить вопрос с учителем-предметником или обратиться к заместителю директора по УВР, чтобы проверить соответствие объема домашнего задания нормам.

6.5. В случае если пп. 6.1-6.4 выполнены, но положительный результат отсутствует, классный руководитель ставит об этом в известность администрацию школы и обращается с ходатайством о проведении педсовета по вопросу неуспеваемости конкретного учащегося.

7. Работа со слабоуспевающими учащимися и неуспевающими учащимися: программа деятельности ученика

7.1. Ученик обязан выполнять домашние задания, своевременно представлять учителю на проверку письменные задания.

7.2. Ученик обязан работать в течение урока и выполнять все виды упражнений и заданий на уроке.

7.3. Ученик, пропустивший занятия (по уважительной или без уважительной причины), обязан самостоятельно изучить учебный материал. В случае затруднения он может обратиться к учителю за консультацией.

8. Работа со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися: программа деятельности родственников

8.1. Родители обязаны являться в школу по требованию педагога или классного руководителя.

8.2. Отец или мать обязаны контролировать выполнение учеником домашнего задания и его посещение ОУ.

8.3. В случае отсутствия ребенка на уроках по болезни или другим уважительным причинам родители обязаны помогать ребенку в освоении пропущенного учебного материала путем самостоятельных занятий или консультаций с учителем-предметником.

8.4. Родители имеют право обращаться за помощью к классному руководителю, психологу, социальному педагогу, администрации ОУ.

8.5. В случае уклонения родителей от своих обязанностей на ученика, его родственников оформляются материалы в комиссию по делам несовершеннолетних и защите прав детей с целью принятия административных мер.

9. План работы с неуспевающими учащимися и слабоуспевающими: программа деятельности социального педагога

9.1. Социальный педагог обязан провести индивидуальную беседу с учащимся с целью выявления возможных причин неуспеваемости.

9.2. При необходимости специалист посещает квартиру ученика, составляет акт обследования.

9.3. Социальный педагог должен держать на особом контроле посещение уроков слабоуспевающими учащимися. В случае систематических пропусков без уважительной причины и по решению педсовета учащийся ставится на внутришкольный учет, о чем в обязательном порядке информируются родители.

10. Программа деятельности школьного психолога

10.1. В случае обращения классного руководителя по вопросу выявления причин низкой успеваемости учащегося школьный психолог определяет систему методик, позволяющих выявить эти причины, и проводит диагностику.

10.2. По результатам диагностики школьный психолог составляет аналитическую справку и информирует классного руководителя и администрацию.

10.3. Психолог дает рекомендации классному руководителю и учителям-предметникам по вопросу индивидуального развития конкретного ребенка.

11. Программа деятельности администрации школы

11.1. Администрация школы организует работу педсовета по вопросу неуспеваемости.

11.2. Контролирует деятельность всех звеньев учебного процесса по работе со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.

11.3. Составляет аналитическую справку по итогам года о работе педагогического коллектива со слабоуспевающими учащимися.

12. Контроль соблюдения данного Положения

12.1. Ежедневный контроль осуществляет классный руководитель, учителя-предметники, родители.

12.2. Общий контроль осуществляют социальный педагог и заместитель директора по УВР.

Работа со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися: психолого-педагогическая характеристика

Приложение 2

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ характеристика учащегося 
(составляет классный руководитель)

на ученика_класса_(Ф. И.)

Классный руководитель_(Ф. И. О.)

1. Характеристика познавательной деятельности учащегося

1.1. Мотивация к учебной деятельности: (поставьте "галочку напротив верного утверждения)

  • сформирована
  • сформирована недостаточно
  • не сформирована

1.2. Устойчивость внимания: высокая / средняя / низкая (нужное подчеркнуть).

1.3. Характеристика процессов запоминания и сохранения учебного материала (поставьте знак "+" в нужной строке):

Показатели

Быстро запоминает

Медленно запоминает

Быстро забывает

Медленно забывает

1.4. Трудности в усвоении учебного материала: нет / есть (нужное подчеркнуть). Если есть, укажите, какие__________________________________________________.

1.5. Успешность в освоении различных форм обучения: (поставьте "галочку напротив верного утверждения)

  • более успешен при письменных работах
  • более успешен при устных опросах
  • успешен в обеих формах
  • неуспешен в обеих формах

2. Характеристика личности учащегося

С кем общается

Характер взаимоотношений

доброжелательные

напряженные

враждебные

Со сверстниками

С учителями

С родственниками

С матерью

С отцом

2.1. Положительные черты характера ученика:

2.2. Какие черты характера ученика внушают опасения:

2.3. Наличие отклонений в поведении: есть / нет (нужное подчеркнуть)

Если есть, укажите какие.

3. Сведения о семье учащегося

3.1. Семья полная / неполная (нужное подчеркнуть). Кто из родителей отсутствует.

3.2. Количество детей в семье.

3.3. Национальность.

3.4. Социально благополучная / неблагополучная.

4. Особенности внимания: (поставьте "галочку напротив верного утверждения)

  • часто "отсутствует" на уроке
  • не слышит вопроса
  • внимание кратковременное
  • периодически включается в урок
  • стабильно удерживает внимание
  • другое.

5. Учебная активность: (поставьте "галочку напротив верного утверждения)

  • пассивен
  • отвечает, если спрашивают
  • активно участвует в работе
  • чрезмерно активен, переключает внимание на себя
  • часто дает неправильные ответы
  • другое.

6. Заинтересованность в учебной деятельности: (поставьте "галочку напротив верного утверждения)

  • большую часть времени занимается своими делами, рисует и т. д.
  • общается с другими учениками, отвлекает их
  • переключает на себя внимание
  • включается в обучение на отдельных темах
  • постоянно активно и творчески работает с материалом урока
  • другое.

7. Степень усвоения материала: (поставьте "галочку напротив верного утверждения)

  • усваивает не с первого раза и с трудом
  • сразу понимает, но для закрепления требуются дополнительные усилия
  • быстро усваивает материал и легко формирует навык
  • другое.

8. Темп деятельности: (поставьте "галочку напротив верного утверждения)

  • медленный
  • средний
  • быстрый
  • неравномерный
  • другое.

Работа со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися: предупреждение неуспеваемости

Приложение 3

Мероприятия по предупреждению неуспеваемости учащегося на_2010 г.

Таблица
Скачать в .docx

Мероприятие

Сроки

1

2

Беседа с родителями “Причины школьной неуспеваемости”, анкетирование родителей

07.12

Анкетирование учащегося с целью выявления причин неуспеваемости

07.12

Беседа с учащимся “Что мне мешает учиться?”

15.12

Дополнительные занятия с учеником после уроков (систематические)

Каждый вторник после 6 урока

Дополнительные занятия с учеником (разовые):

“Правила составления плана устного ответа”

“Как правильно работать с исторической картой”

09.12

18.12

Работа со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися: стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуации успеха, побуждение к активному труду): задания познавательного характера, дифференцированные самостоятельные работы, вовлечение во внеклассную творческую деятельность

Систематически

Опрос ученика на уроках: устно (монологический ответ или серия ответов с места) или письменно по индивидуальной карточке-заданию

На каждом уроке

Работа со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке:

         ·        в процессе контроля: создание атмосферы доброжелательности, снижение темпа опроса, предложение примерного плана ответа, разрешение использовать наглядные пособия, стимулирование оценкой или похвалой;

         ·         при изложении нового материала: частое обращение к неуспевающим, привлечение их в качестве помощников;

На каждом уроке

    

  1

2

        ·         организация самостоятельной работы на уроке: 
разбивка заданий на дозы, ссылка на аналогичное 
задание, выполненное ранее, напоминание приема и 
способа решения, ссылка на правила и свойства, 
более тщательный контроль с указанием на ошибки;

         ·         при организации самостоятельной работы: выбор 
наиболее рациональных упражнений, а не механическое 
увеличение их числа, более подробное объяснение 
последовательности выполнения задания, предупреждение 
о возможных затруднениях, использование 
карточек-консультантов, карточек с направляющим 
планом действий

Проверка всех домашних заданий, контроль выполнения их после уроков (в случае отсутствия)

На каждом уроке

Организация специальной системы домашних заданий: подготовка памяток; творческие задания, разбивка домашнего задания на блоки

Систематически

Организация работы психолого-педагогической службы

Ольга Дониченко, директор окружного центра МПП сопровождения



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль