Новый закон будет полезен всем

1347

Ефим Лазаревич, у закона об изменении правового статуса бюджетных учреждений есть противники, в том числе и среди Ваших коллег. Как Вы считаете, принесет ли он пользу, и если принесет, то кому?

Новый закон будет полезен всем, поскольку содержит конструктивные решения многих насущных проблем. Во-первых, "нечестные" школы лишатся возможности взимать различные поборы с родителей, т. к. по новым правилам образовательные учреждения, желающие зарабатывать дополнительные средства, должны будут делать это легально и прозрачно – путем введения платных образовательных услуг. Во-вторых, перейдя в новый статус, школы освободятся от сметного финансирования. Они будут получать средства в рамках выполнения государственного задания и публично отчитываться за каждую потраченную копейку. В-третьих, на те школы, которые перейдут в статус автономных учреждений, не будет распространяться действие Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", согласно которому единственным критерием определения победителя конкурсных торгов является цена товара. Мы, например, обожглись на этом, когда приобретали мебель для школьной столовой. Объявили конкурс и вынуждены были как бюджетное учреждение заключить контракт с той организацией, которая предложила наименьшую цену. В результате получили некачественную мебель, которая через полгода развалилась. Теперь же с принятием Закона № 83-ФЗ образовательным учреждениям, перешедшим в статус автономных, не нужно будет проводить конкурсные торги. Это позволит им как заказчикам сэкономить не только время, но и средства. Лично для нас критерием будет служить соотношение цены-качества товара, работы или услуги, а также факт размещения заказа школы у единственного поставщика.

Какие еще плюсы Вы видите в освобождении школ от сметного финансирования?

Приведу конкретный пример. В настоящее время у нашего учреждения за счет регрессной шкалы подоходного налога образовалось 2 млн руб. А нам как раз остро необходимо провести ремонт кровли в двух зданиях и купить электронные школьные доски для начальной школы. Однако эти деньги я смогу потратить только на заработную плату. Для приобретения досок потребуется разрешение главного распорядителя кредитов, на что уйдет как минимум четыре-пять недель. Теперь по новому закону школы будут получать финансирование не по смете (столько-то на мел, столько-то на мебель и столько-то на зарплату), а общей суммой на все сразу, после чего администрация вместе с управляющим советом будут распределять деньги в зависимости от конкретных нужд и потребностей.

Разработчики Закона № 83-ФЗ объясняют необходимость реформ тем, что "существующая в Российской Федерации система бюджетных учреждений до сих пор функционирует в отрыве от современных подходов к развитию государственного управления, от принципов оптимальности и достаточности государственных и муниципальных услуг". Разделяете ли Вы такую точку зрения?

Да, совершенно с ней согласен. Существующая система бюджетных учреждений и схема их финансирования возникли еще при советской власти. Однако ситуация с тех пор изменилась. Только за последнее десятилетие детей в России стало меньше на 8 млн. Количество же школ не уменьшилось, равно, как и количество педагогов и педагогических вузов, хотя в стране сегодня учительская безработица. Естественно, что эту систему надо как-то оптимизировать, но не волюнтаристским путем, за которым могут стоять субъективные или коррупционные решения. Необходимо поставить образовательные учреждения в такие условия, которые "заставят" их работать эффективно. Это вовсе не означает, что они должны брать с родителей обучающихся деньги. Каждое учреждение будет получать задание от учредителя, государства. Справляется коллектив с заданием – учреждение функционирует, т. е. живет, а не справляется – возникает вопрос, по какой причине? Может быть, там директора надо поменять?

Даже в Москве сегодня существуют десятки школ, которые не могут набрать детей в первый класс. А рядом с ними находятся школы, в которые конкурс пять человек на место, потому что родители считают, что там их дети получат хорошее образование. Что в перспективе произойдет со школой, которая не удовлетворяет потребности родителей? Конечно же ее не обанкротят, поскольку новым законом такая процедура не предусмотрена. Просто в следующий раз она не получит государственное задание либо задание ей изменят – она станет, например, баскетбольным центром. Таким образом, по естественным причинам и в силу стремления школ получить государственное задание и финансирование под его выполнение должно измениться и качество предоставляемых услуг. Единственное, от чего я хочу предостеречь, – не ждите быстрых результатов, на их достижение может уйти восемь-десять лет.

А чем, по Вашему мнению, вызваны опасения руководителей образовательных учреждений? Некоторые из них пугают родителей тем, что им придется оплачивать чуть ли не половину учебных часов в неделю.

Эти руководители не читали закон и пользуются теми же слухами, что и родители. Задание будет основано на государственном стандарте образования, обязательном для исполнения. Это значит, что если по государственному стандарту в первом классе положено в неделю дать бесплатно 22 ч в рамках основного (общего) образования и 10 ч в рамках дополнительного образования за счет муниципалитета, то они и будут даны. И если из этих 32 ч хотя бы один час руководитель учреждения попросит оплатить родителей, то его ждет встреча с прокурором.

В связи с принятием Закона № 83-ФЗ школам придется внести изменения в устав, привести в порядок документацию, в том числе имущественную, и погасить долги – зарплатные и коммунальные. При этом, как Вы уже заметили, новым законом банкротство образовательных учреждений не предусмотрено…

Да, банкротство детских садов, школ и вузов закон не допускает, так же, как и приватизацию, акционирование и отчуждение недвижимости без разрешения учредителя.

А по факту что ждет руководителей-банкротов?

Ну что их ждет? Ждет реструктуризация. В Москве, кстати, она уже идет полным ходом: в этом году, например, закрыли 30 школ. То есть не совсем, конечно, закрыли, просто исчезли номера. В частности, нашему Центру образования передали здание школы, где еле-еле набрали один первый класс. Теперь у нас там размещается 22 класса начальной школы.

Ефим Лазаревич, Общественная палата РФ, членом которой Вы являетесь, высказывала свои замечания и предложения при обсуждении проекта закона. Были ли они учтены в окончательном варианте документа?

Да. Между прочим, самым главным нашим предложением было вводить закон не резко, а постепенно, предусмотрев при его реализации "год пробных шагов" с тем, чтобы окончательно он вступил в силу только в 2012 г.

И последний вопрос: каких подводных камней при реализации нового закона стоит опасаться?

Опасаться стоит нерадивых муниципальных и региональных чиновников, поскольку федеральная власть сделала все от нее зависящее, чтобы создать комфортные условия для развития хороших, успешных школ… В любом случае руководителям образовательных учреждений надо понять, что прошли те времена, когда можно было прийти к начальнице районо, упасть на колени и сказать: "Марья Ивановна, матушка, помоги, дай денег!" Подобные способы решения проблем ушли в прошлое… Работать надо больше, тогда и будет успех!

Интервью подготовила
С. Макарова



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль