Соблюдение санитарных правил

8103

С чем связана необходимость введения новых санитарных правил для общеобразовательных учреждений?

Среди факторов, влияющих на формирование здоровья детей, большое значение имеют организация учебного процесса и те условия, в которых он осуществляется.

Установлено, что воздействие школьной среды на состояние здоровья обучающихся в последние годы увеличилось и достигает порядка 40%. Это говорит о важности и необходимости того, чтобы все факторы, образующие школьную среду, включая сами занятия, находились в гармонии с детским организмом, соответствовали возрастным возможностям и особенностям детей и подростков.

Новые санитарные правила для школ "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10" вступят в силу 1 сентября 2011 г, тогда как их в свою очередь сменит СанПиН для школ с изменениями на 2016 год. Они заменят действовавший с 2003 г. СанПиН 2.4.2.1178-02.

О необходимости принятия новых санитарных правил говорилось уже давно.

За последние годы произошли серьезные изменения в деятельности службы Роспотребнадзора, появились новые нормативные документы (технические регламенты, национальные стандарты), были отменены некоторые утвержденные ранее требования (например, обязательность оформления санитарно-эпидемиологических заключений).

Важнейшим основанием для появления санитарных требований в школе послужило также принятие федеральных общеобразовательных стандартов второго поколения, включающих требования не только к структуре и результатам освоения основных образовательных программ, но и к условиям их реализации.

Официальный источник

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189

Чем новые санитарные правила принципиально отличаются от существующих норм и требований?

Одно из принципиальных отличий новых санитарных правил состоит в исключении "избыточных" норм. СанПиН 2.4.2.1178-02 содержит ряд требований, за выполнение которых руководитель общеобразовательного учреждения не может нести ответственность.

Это, прежде всего, некоторые требования безопасности, профилактики травматизма, т. е. те нормы, которые не являются ни гигиеническими, ни санитарно-эпидемиологическими и, следовательно, не подлежат контролю со стороны санитарного надзора.

Так, к "избыточным" отнесены требования к оборудованию остановки для транспорта, который осуществляет подвоз детей в школу.

В разряд "избыточных" норм попали и требования к оснащению оборудованием и инструментарием медицинских кабинетов – данные вопросы находятся в компетенции Минздравсоцразвития России.

Однако новые санитарные правила содержат все, ставшие уже традиционными, разделы, устанавливающие требования к размещению общеобразовательных учреждений, окружающей их территории, к зданию, помещениям и оборудованию, воздушно-тепловому режиму, естественному и искусственному освещению, водоснабжению и канализации, к режиму образовательного процесса, организации медицинского обслуживания обучающихся и т. д., за исключением требований к условиям и организации школьного питания. Их будут по-прежнему определять действующие санитарные правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. СанПиН 2.4.5.2409-08".

Количество приложений в новых санитарных правилах осталось прежним, однако их содержание значительно обновилось. В частности, изменились отдельные положения в рекомендациях: по воспитанию и формированию правильной рабочей позы у обучающихся; комплексам упражнений для проведения физкультурных минуток и гимнастики для глаз; к организации и режиму работы групп продленного дня; составлению расписания уроков с обновленными шкалами трудности учебных предметов.

Кроме того, в приложениях впервые представлена информация о дифференцированных по регионам России параметрах микроклимата (температура и скорость движения воздуха), при которых допускается проведение занятий физической культурой на открытом воздухе для разных возрастных групп обучающихся, в т. ч. в условиях муссонного климата Приморского края.

Официальный источник

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. СанПиН 2.4.5.2409-08", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 № 45

Что изменилось в требованиях к условиям и организации обучения в школе?

Из разряда обязательных требований к территории общеобразовательного учреждения изъята организация учебно-опытной зоны. Допускается использовать синтетические и полимерные покрытия для оборудования спортивно-игровых площадок при условии их безвредности для здоровья детей. На школьном участке не разрешается размещать постройки и сооружения, функционально не связанные с общеобразовательным учреждением, определены безопасные уровни шума на территории и в помещениях школы.

Сегодня немало школ имеют в своем составе дошкольные группы. В этой связи санитарные правила содержат требования к организации игровой зоны для данной категории детей на участке общеобразовательного учреждения.

Из документа исключены требования к этажности и вместимости здания школы. Вместо них появились новые требования, которые предписывают размещать учебные помещения для обучающихся 1-х классов не выше 2-го этажа, а для обучающихся 2–4-х классов – не выше 3 этажа. Вместимость же вновь строящихся или реконструируемых общеобразовательных учреждений должна обеспечивать обучение детей только в одну смену.

Кроме того, в новых санитарных правилах:

1. Определена высота учебных помещений (для вновь строящихся и реконструируемых зданий) – важного показателя, обеспечивающего необходимый уровень воздухообмена.

2. Разрешено размещение спортивных залов на 2-м этаже и выше при соблюдении звуко- и виброизолирующих мероприятий.

3. Обозначены требования к рекреационным помещениям, помещениям для внеурочной деятельности детей, кабинетам логопеда и психолога.

4. Указана необходимость наличия в санитарных узлах педальных ведер, держателей для туалетной бумаги, электрополотенец или приспособлений для бумажных полотенец, а также самих полотенец, туалетной бумаги и мыла.

5. Определены требования к пришкольным интернатам и др.

В главу, посвященную оборудованию школьных помещений, вошли как уже устоявшиеся нормы, так и принципиально новые. В частности, требования к учебным, в т. ч. интерактивным доскам, конторкам и их расстановке, оборудованию кабинетов домоводства, игровых комнат, спальных помещений для первоклассников.

Также в санитарных правилах появилась новая запись – "использование помещений общеобразовательных учреждений не по назначению не допускается".

В требованиях к воздушно-тепловому режиму уточнены регламенты температуры воздуха в школьных помещениях, указан запрет на использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением. В этом же разделе появились регламенты скорости движения воздуха в помещениях (не более 0,1 м/с), концентрации вредных веществ в воздухе помещений общеобразовательных учреждений, требования к оснащению учебных кабинетов бытовыми термометрами, к остеклению и плоскости открытия окон.

Ряд новых и уточненных данных появились в главе, содержащей требования к световой среде учебных помещений. Так, если прежний норматив освещенности на рабочей поверхности составлял не менее 300 лк, то в новой редакции дается оптимальный диапазон значений этого показателя – 300–500 лк. Изъяты требования, в которых указаны определенные марки светильников. Включены нормативы, касающиеся продолжительности инсоляции в учебных помещениях.

Далеко не всегда школы располагаются в специально построенных зданиях. В санитарных правилах имеется глава, в которой сформулированы требования к помещениям и оборудованию школ, размещенных в приспособленных зданиях. В этой главе указывается, что размещение общеобразовательных учреждений в приспособленных помещениях возможно на время проведения капитального ремонта (реконструкции) существующих основных зданий общеобразовательных учреждений.

При отсутствии возможности оборудовать собственный спортивный зал необходимо использовать спортивные сооружения, расположенные вблизи школы, при условии соответствия их требованиям к устройству и содержанию мест занятий по физической культуре и спорту. Следует заметить, что это требование действительно для всех общеобразовательных учреждений, которые не имеют необходимых условий для проведения физкультурно-оздоровительной работы.

Довольно много нового в главе, содержащей свод требований к организации учебного процесса. Впервые за многие годы увеличились на 1 ч в неделю показатели, определяющие величины максимально допустимой образовательной нагрузки для учащихся 1–11-х классов независимо от продолжительности учебной недели.

Гигиенические требования к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки представлены в таблице:

Классы

Максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах

при 6-дневной неделе, не более

при 5-дневной неделе, не более

1

21

2–4

26

23

5

32

29

6

33

30

7

35

32

8–9

36

33

10–11

37

34

Повышение нагрузки связано с увеличением до 3 ч в неделю обязательных уроков физической культуры, предусмотренных новым образовательным стандартом. Допуская повышение образовательной нагрузки для всех обучающихся независимо от возраста, санитарные правила в то же время устанавливают ограничение, согласно которому нельзя заменять уроки физической культуры другими предметами.

Поскольку использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий, расписаний занятий, режимов обучения предполагает их адекватность возрастным и функциональным возможностям детей, то в санитарных правилах указывается, что применение инноваций возможно при отсутствии их неблагоприятного влияния на функциональное состояние и здоровье обучающихся.

Установлены новые, менее продолжительные регламенты подготовки домашних заданий. Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2–3-х классах – 1,5 ч, в 4–5-х классах – 2 ч, в 6–8-х классах – 2,5 ч, в 9–11-х классах – 3,5 ч.

Результаты научных гигиенических исследований последних лет убедительно показали преимущество проведения сдвоенных по одному предмету уроков для снижения утомительности учебного процесса, что позволило снять ограничения на такой способ составления расписания (они имеются в действующих санитарных правилах). Кроме того, для рационального составления расписания школьных занятий приведены новые шкалы трудности учебных предметов, которые дифференцированы для каждой ступени школьного обучения, а для 5–9-х классов даны для каждого года обучения.

Среди новых требований – запрет на обучение детей в 3 смены. Впервые сформулированы требования к проведению итоговой аттестации, к весу ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей, который не должен превышать: для обучающихся 1–2-х классов – более 1,5 кг, 3–4-х классов – более 2 кг, 5–6-х классов – более 2,5 кг, 7–8-х классов – более 3,5 кг, 9–11-х клас­сов – более 4,0 кг.

В СанПиН 2.4.2.2821-10 включены и такие важные и очень востребованные регламенты, которые касаются организации практики и занятий обучающихся общественно-полезным трудом. В частности указывается, что не допускается привлекать обучающихся к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18-ти лет, а также к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш и другим аналогичным работам.

В раздел, регламентирующий медицинское обслуживание, включены требования о том, что после перенесенного заболевания обучающиеся могут быть допущены к занятиям в общеобразовательном учреждении только при наличии справки врача-педиатра и о необходимости проводить медосмотры детей с целью выявления педикулеза не реже 4 раз в год после каждых каникул и ежемесячно выборочно.

Требования к санитарному содержанию территории и помещений содержат правила уборки и дезинфекции территории и школьных помещений, подробную информацию о том, как хранить уборочный инвентарь, дезинфицирующие и моющие средства и др.

В отличие от действующих санитарных правил ряд требований СанПиНа 2.4.2.2821-10 носит рекомендательный характер. Их выполнение не является обязательным, но желательным.

Завершает документ новая глава – требования к соблюдению санитарных правил. В ней указывается, что руководитель общеобразовательного учреждения является ответственным лицом за организацию и полноту выполнения санитарных правил и обеспечивает:

1. Наличие в учреждении настоящих санитарных правил и доведение их содержания до работников учреждения.

2. Выполнение требований санитарных правил всеми работниками учреждения.

3. Необходимые условия для соблюдения санитарных правил.

4. Прием на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья, прошедших профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию.

5. Наличие медицинских книжек на каждого работника и свое­временное прохождение ими периодических медицинских обследований.

6. Организацию мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации.

7. Наличие аптечек для оказания первой медицинской помощи и их своевременное пополнение.

Это вполне согласуется со ст. 28 Закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и ст. 51 Закона РФ "Об образовании", в которых указывается, что образовательное учреждение обеспечивает меры по профилактике заболеваний и создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, а также с недавно утвержденными Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников.

Как и прежде, соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов является обязательным для всех видов общеобразовательных учреждений независимо от их подчиненности и форм собственности.

Официальный источник

  • Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (ред. от 21.04.2011). Ст. 28
  • Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (ред. от 02.02.2011). Ст. 51
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189

Чем обусловлены изменения, внесенные в новые санитарные правила для дошкольных организаций?

Изменения № 1 к СанПиН 2.4.1.2660-10 вступили в силу в феврале 2011 г. Их появление обусловлено необходимостью внесения корректив, которые устраняют рассогласованность новых санитарных правил с другими действующими законодательными актами в области дошкольного образования. Некоторые коррективы носят редакционный, уточняющий характер и практически не меняют смысл требований санитарных правил.

Термин "ясельная группа" заменен на юридически более корректный – "группа для детей младенческого и раннего возраста".

Новая редакция п. 1.8 определяет возможность размещения групп для детей дошкольного возраста в образовательных учреждениях других типов при наличии в них помещений, которые соответствуют требованиям санитарных правил.

Ряд требований гл. 12, посвященной организации образовательной деятельности, содержательно приведены в соответствие с Федеральными государственными требованиями к общеобразовательным программам дошкольного образования. В частности вместо термина "занятие" предлагается использовать термин "непосредственно образовательная деятельность".

В санитарные правила введены также поправки, которые носят принципиальный характер и меняют смысл требований. Причины их появления продиктованы острой нехваткой мест в дошкольных образовательных учреждениях РФ. Эта ситуация послужила поводом для либерализации некоторых требований СанПиН. Одна из самых заметных перемен – новый подход к определению количества детей в группах дошкольной организации.

Согласно новой редакции санитарных правил предлагается определять количество детей в дошкольных группах общеразвивающей направленности, исходя из расчета площади групповой (игровой) – для ясельных групп не менее 2,5 м² на 1 ребенка, в дошкольных группах не менее 2,0 м² на одного ребенка. Между тем, в документе отсутствует ответ на вопрос: как производить расчеты для групп коррекционной направленности.

Предлагается новый подход к определению минимально необходимой площади групповых помещений на одного ребенка. При вычислении размера помещения групповой теперь следует учитывать и ту площадь, которая занята мебелью (в прежней редакции вычисление следовало проводить без учета мебели и ее расстановки). По мнению многих экспертов, использование нового способа расчетов приведет к сокращению развивающей среды – игровой, художественно-эстетической, оздоровительной, резко снизит возможности для двигательной активности и самостоятельной деятельности детей, увеличит риск их травматизации. Кроме того, такой подход к регламентации наполняемости групп вступает в прямое противоречие с действующим Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, зафиксировавшим предельную наполняемость группы в зависимости от установленных норм, для каждого вида групп, разделенных по возрасту.

Прежняя редакция санитарных правил ограничивала размещение воспитанников в дошкольном учреждении: не выше второго этажа. Внесенные изменения создают больше маневров для размещения детей: групповые ячейки для воспитанников от 5 до 7 лет могут быть размещены на третьем этаже. В условиях плотной жилой застройки допускается строительство трехэтажных зданий детских садов.

Из документа убран запрет на использование двухъярусных кроватей. Это связано с тем, что профилактика травматизма не регулируется санитарными правилами. Следует, однако, отметить, что изъятие запрета не стоит рассматривать, как возможность увеличить плотность "заселения" спальни. Площадь на одно спальное место для детей раннего возраста составляет не менее 1,8 м², а в дошкольных группах – не менее 2,0 м² без учета расстояния от наружных стен и минимальных разрывов между различными сторонами кроваток.

Изменения № 1 к санитарным правилам устанавливают более либеральные требования к разделу санитарных правил, который посвящен группам кратковременного пребывания, семейным дошкольным группам и иным подобным видам дошкольных организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Допускается совмещение в одном туалетном помещении туалета для детей и персонала. При этом помещение должно быть оборудовано персональными горшками для каждого ребенка, а для детей в возрасте 5–7 лет персональными сидениями на унитаз.

Впервые санитарными правилами предусмотрена норма, согласно которой использование помещений дошкольных учреждений не по назначению не допускается. Это означает, что помещения групповой должны использоваться только для игровой и образовательной деятельности детей, спальня – для организации сна, физкультурный зал – для проведения физкультурных занятий и праздников и т. д. Однако это весьма рациональное требование приходит в противоречие с содержанием некоторых пунктов документа, из которого следует, что в минимально необходимый набор помещений для размещения групп кратковременного пребывания наряду с групповой попали физкультурный и актовый залы. Размещение детских групп кратковременного пребывания в указанных залах не только не обеспечит минимально необходимые условия для пребывания детей (отсутствие подводки воды, санитарных узлов), но и лишит всех остальных воспитанников учреждения возможности заниматься физкультурой в требуемом объеме.

В целом следует отметить, что внесенные изменения значительно облегчают выполнение требований санитарных правил. Это обусловлено отказом от излишней конкретизации и избыточности положений документа. Новые санитарные правила практически избавлены от противоречий с сопряженными законодательными актами, однако не лишены и определенных недостатков.

Официальный источник

  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утв. постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666. П. 32
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.2660-10", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91 (ред. от 20.12.2010). Пп. 1.10, 1.14, 4.2, 4.10, 11.4–11.6


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль