Подходы к разработке программы, обеспечивающие эффективную стратегию развития школы или детского сада

2075

Какие подходы к разработке программы могут обеспечить эффективную стратегию развития школы или детского сада?

Для обеспечения перехода от формального написания программы развития как конкурсного документа к содержательной разработке стратегии развития образовательного учреждения, его индивидуального педагогического профиля необходимо заниматься стратегическим планированием на профессиональном уровне. Всесторонне разработанная стратегия обеспечит максимальное достижение заданных целей, мотивацию педагогов.

Можно назвать ряд особенностей подхода к разработке программы развития как эффективной стратегии:

1. Стратегический анализ, включающий анализ внутренних предпосылок развития, структуры рынка образовательных услуг, устройства аналогичных школ и детских садов, а также прогноз развития рынка образовательных услуг в связи с изменением социальных потребностей и ожиданий.

Рассмотрение возможностей, которые открываются не только перед конкретным образовательным учреждением, но и перед его конкурентами на соответствующем рынке в рамках модели SWOT-анализа (выявление и анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз), позволяет разработать программу соответствующих действий - стратегию развития учреждения. Информация о ситуации должна быть достоверной, достаточно полной и в то же время не избыточной.

2. Вовлечение субъектов образовательного процесса в разработку и реализацию программы.

Успешность любой стратегии зависит не столько от того, как хорошо она разработана, сколько от того, насколько эффективно она будет реализована. Известно, что люди всегда с большим желанием реализуют свои идеи, а не чужие. Поэтому разработка программы должна быть выстроена так, чтобы стратегия стала "продуктом" педагогов, тех сотрудников образовательного учреждения, которые потом будут реализовывать ее на практике.

Работу над стратегией развития можно организовать в формате стратегической сессии. Он позволяет вовлечь в процесс выработки и принятия стратегических решений всех ключевых участников реализации программы из числа педагогов, обучающихся и воспитанников, родителей, общественности.

Для проведения стратегических сессий привлекаются специалисты-эксперты, консультанты. Активное участие консультантов в подготовке, проведении и подведении итогов обсуждений помогает сделать стратегический процесс более структурированным и результативным.

3. Прагматичный программно-целевой подход.

Стратегия - это не всеобъемлющий план на 3-5 лет, а набор конкретных стратегических действий, которые нужны уже сегодня для того, чтобы быть успешным завтра. Целевой подход предполагает анализ и проработку именно тех вопросов, от которых сегодня в наибольшей степени зависит дальнейшее развитие учреждения и его эффективность в обеспечении максимального уровня качества образования в соответствии с запросами и ожиданиями заинтересованных сторон.

4. Амбициозность и реалистичность в разработке стратегических целей.

Стремление к достижению амбициозных целей способствует появлению передовых образовательных учреждений. Они уверенно чувствуют себя на образовательном рынке, успешно конкурируя с другими школами и детскими садами.

Достижение амбициозных целей требует от учреждения образования серьезного внутреннего качественного изменения. Чтобы реализовать амбициозную стратегию, нужно, по сути, "прыгнуть выше головы". Решать такие задачи сложно, но интересно. Однако важно, чтобы цели и стратегия при этом оставались реалистичными.

5. Серьезная тактическая проработка способов реализации стратегии предполагает ответы на вопросы: как совершить этот качественный скачок? Как сохранить динамику развития, не потеряв при этом управляемость образовательным учреждением? Как внедрить инновационные средства для получения новых образовательных результатов - ключевых компетентностей?

6. Подбор критериев, показателей и индикаторов эффективности достижения целей и решения задач.

Система ключевых показателей эффективности существенно снижает риск субъективизма при оценке и уменьшает количество Важно конфликтов, связанных с этим, а также с неясной формулировкой задач при планировании. Поэтому данный метод позитивно воспринимается педагогами - при внедрении системы происходит отбор педагогов и сотрудников, готовых отвечать за результат.

Чтобы использовать ключевые показатели эффективности для оценки и мотивации, следует определить ее основные принципы: личная ответственность сотрудника за выполнение целей; закрепление за сотрудником конкретных задач и приоритетов в работе; понимание перспектив карьерного роста; гибкость системы с возможностью коррекции целей и показателей; координация личных задач и задач учреждения; единый механизм для планирования, оценки и развития.

Для успешного внедрения и функционирования системы ключевых показателей эффективности прежде всего необходима поддержка руководства, готовность администрации к изменению стиля управления.

Важную роль играет информационная система (с использованием ИКТ), являющаяся базой для определения и мониторинга ключевых показателей эффективности.

Потребуется внесение поправок в схему мотивации и систему оценки деятельности педагогов: привязка стимулирующей части к выполнению запланированных показателей, нематериальная мотивация (поощрение высокой личной и групповой эффективности в соответствии с установленными целями и показателями).

Невозможно управлять качеством образования без внешней экспертной оценки - не только профессиональной, но и общественной.

Наконец, внедрение нормативных документов, регламентирующих постоянное использование системы ключевых показателей (например, карта школьного мониторинга), присвоение ей статуса необходимого инструмента управления станут основой ее функционирования.

Систему ключевых показателей эффективности могут использовать в работе руководитель и заместители руководителя, чтобы повысить эффективность своей деятельности и деятельности образовательного учреждения. При этом каждый сотрудник видит связь между своими задачами и стратегическими целями школы или детского сада. Заместители руководителя имеют возможность измерить эффективность труда каждого подчиненного и влиять на процесс реализации стратегии образовательного учреждения.

Официальный источник

Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (ред. от 29.12.2010)

Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа", утв. Президентом РФ 04.02.2010



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль