Изменение типа образовательного учреждения

8450

Надо ли получать новую лицензию на право ведения образовательной деятельности и переназначать руководителя при изменении типа учреждения? В каком порядке осуществляется смена типа учреждения?

Смена типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией. Поэтому переоформлять лицензию на право ведения образовательной деятельности не нужно. Необходимо лишь внести изменения в учредительные документы. Переназначать руководителей и иных работников казенных учреждений, а также существующих бюджетных учреждений не требуется.

Изменение типа бюджетного учреждения в целях создания казенного учреждения и наоборот осуществляется в порядке, устанавливаемом:

1. Правительством РФ - в отношении федеральных бюджетных или казенных учреждений.

2. Высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ - в отношении бюджетных или казенных учреждений субъекта РФ.

3. Местной администрацией муниципального образования - в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений.

До принятия решения об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества бюджетное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным учреждением за счет средств, выделенных учредителем на его приобретение.

Изменение типа существующего бюджетного или казенного учреждения в целях создания автономного учреждения и наоборот осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "Об автономных учреждениях".

Решение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения принимается по инициативе либо с согласия государственного или муниципального учреждения (если такое решение не повлечет за собой нарушения конституционных прав граждан).

Решение о создании автономного учреждения на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, путем изменения типа существующего федерального бюджетного или казенного учреждения принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере.

Решение о создании автономного учреждения на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ или в муниципальной собственности, принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или местной администрацией муниципального образования.

Закон № 83-ФЗ существенно облегчил переход в автономию для тех учреждений, недвижимое имущество которых было получено давно и в связи с этим не оформлено в соответствии с требованиями действующего законодательства. До вступления закона в силу большое число учреждений испытывали сложности с переходом в автономные именно по этой причине. Теперь регулирование проблемы зависит от того, в какой момент времени государственное или муниципальное учреждение получило имущество.

При передаче объектов недвижимого имущества, правоустанавливающие документы на которые были оформлены после дня вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон № 122-ФЗ) в оперативное управление автономных учреждений, государственная регистрация права собственности РФ, субъекта РФ, муниципального образования на указанные объекты осуществляется одновременно с государственной регистрацией права оперативного управления автономных учреждений.

Переход прав на объекты недвижимого имущества, возникших до дня вступления в силу Закона № 122-ФЗ, к автономным учреждениям осуществляется без государственной регистрации права собственности РФ, субъектов РФ, муниципальной собственности и права оперативного управления государственных (муниципальных) учреждений, за которыми было закреплено имущество.

Официальный источник

Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (ред. от 27.07.2010)

Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (ред. от 08.05.2010)

Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (ред. от 17.06.2010)

Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений, утв. постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 539

Правда ли, что собственник больше не несет субсидиарную ответственность по долгам бюджетных учреждений?

Да, это правда. По обязательствам, возникшим в 2011 г. и позднее, субсидиарная (дополнительная) ответственность исключается в т. ч. для бюджетных учреждений. Первоначально конструкция исключения субсидиарной ответственности была опробована на автономных учреждениях. Уже тогда это вызывало вопросы и разногласия. Ряд учреждений, рассматривавших для себя вопрос перехода в статус автономных, не решился на такой шаг именно из-за желания сохранить субсидиарную ответственность. Теперь же это положение распространено на всю бюджетную сферу.

Причем в случае с автономными учреждениями сам порядок принятия решения служил своеобразной страховкой. Подготавливалось предложение о смене типа учреждения, в этом предложении анализировалась деятельность учреждения и последствия его перехода в автономию. Приводились цифры (дебиторской и кредиторской задолженности, стоимости имущества учреждения), анализировались риски (финансово-экономические показатели и т. д.). Решение принималось только по инициативе или с согласия учреждения, что выражало его готовность к работе в новом статусе.

С бюджетными же учреждениями ситуация другая. Они меняют свой статус автоматически, без какого-либо анализа их финансово-хозяйственной деятельности, без согласия учреждений. В силу Закона № 83-ФЗ с определенной даты субсидиарная ответственность снимается, и бюджетные учреждения начинают работать в новых условиях.

При этом не секрет, что дела о привлечении собственника имущества учреждения к субсидиарной ответственности составляют существенную часть дел в судебной практике. Многие учреждения не в состоянии выполнять свои обязательства, поскольку систематически недофинансируются собственниками имущества.


Пример

Во многих муниципалитетах те нормативы, по которым рассчитывается финансирование на оплату коммунальных расходов, изначально недостаточны для их покрытия. И учреждения долгие годы существуют в таком режиме: накапливают долги за коммунальные услуги, дожидаются иска об их оплате, привлекают собственников к субсидиарной ответственности, после чего долги оплачиваются из бюджета.


В случае, когда собственник нес субсидиарную ответственность по долгам учреждения, такая ситуация еще могла существовать, что нельзя считать правильным. Сеть учреждений должна быть построена оптимально, чтобы происходило эффективное расходование бюджетных средств. Однако реформирование сети учреждений, ее оптимизация - крайне сложный и болезненный для населения вопрос. Многие субъекты РФ до последнего откладывали эту непопулярную и малоприятную работу. В итоге те регионы, которые все же нашли ресурсы для проведения оптимизации, оказались сейчас в лучшем положении, поскольку у них меньше неэффективных бюджетных расходов. Те же регионы, которые до сих пор имеют большую долю неэффективных расходов, скорее всего не смогут установить достаточные нормативы финансирования. И если ранее учреждения могли существовать в подобной ситуации, поскольку субсидиарная ответственность всегда "выручала" их, то с принятием Закона № 83-ФЗ такой возможности больше нет - если учредитель не изыщет достаточно средств на финансирование учреждения, школу или детский сад придется закрыть.

Таким образом, представляется, что снятие субсидиарной ответственности будет стимулировать учредителей к реформированию неэффективной сети своих учреждений и поможет добиться неких оптимальных показателей.

Официальный источник

Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (ред. от 27.07.2010). Ст. 5, 6, 33



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль