Формирование психологической компетентности

4336

Автор: Валишина Инна Инсуровна, педагог-психолог МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида № 29", МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида № 7" (совмещение) (Иркутская область)

Психологическая компетентность и грамотность, психологизация сознания являются основными условиями повышения эффективности современного дошкольного образования. По мнению исследователей именно психологическая компетентность помогает сохранению и укреплению психического здоровья ребенка. Одной из основных составляющих психологической компетентности ребенка дошкольного возраста является знание путей гармонизации эмоционально-волевой сферы. Умение регулировать свои эмоциональные процессы чрезвычайно важно для дошкольника, поскольку именно такое умение помогает ребенку найти адекватные способы снятия напряжения. Так, Алексеева Е.Е. рассматривает психологическую компетентность ребенка дошкольного возраста как знание и понимание ребенком себя, умение найти способы преодоления своих негативных состояний, как способность решить возникающие проблемы или обратиться за помощью к компетентному значимому взрослому.
И.В.Дубровина определяет «психическое здоровье» как нормальную работу отдельных психических процессов и механизмов, а термин «психологическое здоровье» относит к личности в целом, к проявлениям человеческого духа и позволяет отделить психологический аспект от медицинского, социологического, философского. Именно психологическое здоровье по мнению автора делает личность самодостаточной.

Исследователь О.В.Хухлаева рассматривает психологическое здоровье как наличие динамического равновесия между индивидом и средой, считает его критерием гармонии между ребенком и социумом.

В этой связи ею выделяются уровни психологического здоровья: к высшему - креативному - автор относит детей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности;. к среднему уровню - адаптивному - относит детей, в целом адаптированных к социуму, т. е. по результатам диагностических проверок проявляющих лишь несколько повышенную тревожность; к низшему уровню - дезадаптивному – относятся дети, дети с нарушением регулятивных процессов, с нарушением баланса «ребенок-общество», проявляющие сильно повышенную тревожность. Дети, отнесенные к данному уровню психологического здоровья, нуждаются в индивидуальной коррекционной работе с ними. В основном, все исследователи сходятся в таких ключевых позициях, что психологическое здоровье подразумевает стрессоустойчивость, гармонию и духовность.Дошкольный возраст как никакой другой характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого, и прохождение того этапа становления личности во многом определяется тем, как складываются отношения ребенка со взрослым. Под влиянием опыта общения со взрослыми у ребенка не только формируются критерии оценки себя и других, но и зарождается очень важная способность - сочувствовать другим людям, переживать чужие горести и радости как собственные.

Одним из факторов, который затрудняет взаимоотношения педагогов и родителей, является сложность в выражении эмоций и чувств у детей дошкольного возраста эти сложности имеют возрастные особенности. Неумение ребенка выразить свои чувства словами при неблагоприятных условиях развития приводит к невротическим расстройствами психосоматическим заболеваниям. По мнению исследователей, с целью профилактики алекситимии (термин "алекситимия" дословно означает: "нет слов для названия переживаемых состояний") и психосоматических состояний у детей необходимо привлекать внимание детей к эмоциональному миру человека, обучать выражению эмоций и их распознаванию, инициировать самопознание детей.
Для этой цели в кабинете педагога-психолога расположена шкала настроений в виде шаблонов, отражающих различное эмоциональное состояние. Предоставление ребенку возможности оценить свое состояние и настроение, иначе говоря самодиагностика представляет собой первый этап формирования компетенции учащихся в сфере психологии.

В качестве второго этапа воспитания психологической компетентности мы рассматриваем предоставление ребенку самостоятельно или прибегнув к помощи взрослого откорректировать свое состояние, настроение. Для многих детей дошкольного возраста характерно подавление своего гнева в отношении взрослого и открытое проявление гнева в социально неприемлемых формах (драки, обзывания, насмешки) в отношении сверстников. В связи с этим особенно важным является обучение дошкольников конструктивным формам выражения своих отрицательных эмоций.

Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопряжено с проблемой его адаптации к новым правилам и нормам жизни, и далеко не все дети успешно с ней справляются У эмоционально чувствительных, впечатлительных детей преобладает в начале посещения детского сада неблагоприятное состояние.

Поскольку причины плохой адаптации заключаются в особенностях детей, родителей и педагогов, то, соответственно, предполагается три направления работы:

  1. Работы с детьми: проводятся индивидуальные занятия с детьми, имеющими проблемы адаптации.
  2. Работа с родителями: консультации о причинах плохой адаптации детей в детском саду.
  3. Работа с педагогами: повышение чувствительности педагогов к проблемам адаптации через организацию наблюдения во всех видах деятельности и повышение психолого-педагогической компетентности по проблемам адаптации.

В течение всего адаптационного периода с вновь прибывшими детьми младшего и среднего дошкольного возраста проводятся:

  1. Спонтанные психолого-терапевтические игры, направленные на уменьшение внутреннего напряжения и улучшение отношения к детскому саду у детей с проблемами адаптации..
  2. Игры на знакомство. Цель проведения: эмоциональная разрядка, повышение настроения, уменьшение беспокойства по поводу отсутствия родителей
  3. Вовлечение детей в непосредственную и игровую деятельность группы сверстников.

Процесс формирования психологической компетенции детей дошкольного возраста в ДОУ представляет собой систему работы, направленную на:

  • диагностику тревожности и адаптированности детей к детскому саду и семье, наблюдение за детьми и последующее определение уровня психологического здоровья;
  • включение детей, отнесенных ко второму уровню психологического здоровья - адаптивному, - в игровые тренинги профилактической направленности;
  • включение детей, отнесенных к третьему уровню психологического здоровья - дезадаптивному - в индивидуальную коррекционную работу с привлечением их родителей к индивидуальному консультированию;
  • фиксацию динамики психологического здоровья детей в процессе работы.

Цель проведения непосредственно-образовательной деятельности по психологической компетенции в ДОУ - обеспечить сохранение психологического здоровья в соответствии с его трехкомпонентной структурой, а также выполнение возрастных задач развития ребенка.

Работа на групповых занятиях в детском саду осуществляется с учетом основных направлений, обозначенных исследователем Хухлаевой О.В., или с акцентом на одном из них.
1. Аксиологическое направление предполагает формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки.
2. Инструментальное направление требует формирования умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, т. е. формирования личностной рефлексии.
3. Потребностно-мотивационное направление подразумевает формирование умения находить в трудных ситуациях силы внутри самого себя, принимать ответственность за свою жизнь на самого себя, делать выбор, потребности в самоизменении и личностном росте. В рамках данного направления во втором полугодии учебного года с детьми логопедической группы проводится цикл психологических тренингов «Защити себя сам». (Г.Я. Кудрина, Е.Б.Ковалева.), которые представляют собой серию игровых тренингов и проводятся 1 раз в неделю во вторую половину дня.
4. Развивающее направление предполагает формирование эмоциональной децентрации (умения принимать во внимание чувства и мысли другого человека), произвольной регуляции поведения;

Для развития психологической компетенции детей дошкольного возраста педагогом-психологом ДОУ проводится цикл непосредственно-образовательной деятельности для работы над различными эмоциональными состояниями. Содержание деятельности включает разделы "Я и Я", "Я и мои эмоции" комплексной системы работы по развитию эмоциональной сферы "Давайте познакомимся!" (автор-составитель И.А. Пазухина), фрагменты занятий Алексеевой Е.Е. по программе "Психологическая компетентность детей дошкольного возраста", занятия по эмоциональному развитию раздела "Подари радость" развивающего курса занятий для старших дошкольников Н.И. Добиной. Работа с детьми организована таким образом, чтобы каждый ребенок становился активным участником НОД. В тематическое содержание по психологической компетентности включаются понятия, связанные с переживанием основных эмоций. Одну и ту же тему проходят в разных возрастных группах, при этом используются игры и упражнения, соответствующие данному возрасту. В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются психологические упражнения, разработанные К. Фопель и М.И. Чистяковой.

Прежде всего такие занятия проводятся с детьми с чрезмерной утомляемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, имеющим низкое статусное положение в группе, отличающимся неорганизованностью поведения. Такие дети часто являются контингентом логопедической группы. Стоит отметить, в группу дошкольников, нуждающихся в психогимнастике, включаются дети высшего уровня психологического здоровья с целью психофизической разрядки.

По завершении совместной деятельности осуществляется отслеживание настроения детей. В своей работе мы используем предложенный А.Н. Лутошкиым прием "цветопись". На большом листе, который расчерчен для каждого ребенка на все занятия, взрослый отмечает, какое у ребенка сейчас настроение, с помощью условленного заранее цвета. Вначале используется три цвета, а концу, по уговору с детьми, пять цветов. Это свидетельствует о том, что по ходу работы дети научатся дифференцировать свои переживания.
У ребенка появляется социальная ориентация на точку зрения другого человека, на его эмоциональное состояние. Складывается все более полное понимание коллективных взаимоотношений между сверстниками, развивается социальное мышление.

Эмоции освобождаются от импульсивности, начинают появляться высшие чувства – сочувствие, сопереживание, возникает эмоциональное предвосхищение результатов своих и чужих поступков. Формируется способность к эмоциональной децентрации – посредством моделирования воображаемых и реальных жизненных ситуаций дети проигрывают чувства в воображаемых ситуациях. Развивая эмпатию, мы способствуем становлению сильных сторон личности ребенка. Развивая позитивное адекватное представление о себе, мы способствуем становлению психически здоровой личности.

В результате реализации цикла непосредственно-образовательной деятельности по развитию психологической компетенции дети изучают различные эмоции и учатся управлять ими, правильно выражать свои эмоциональные реакции и чувства, овладевают азбукой выражения эмоций, научатся различать определенные эмоциональные состояния взрослых и детей по особенностям жестов, мимики, движений, сравнивать эмоции. Развивающие игры и упражнения, психогимнастические этюды на выражение основных эмоций, приемы саморегуляции помогают дошкольникам преодолевать трудности общения, корректируют нежелательные черты поведения ребенка, развивают навыки социального поведения.

Литература:

  1. Алексеева Е.Е.Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребенку? Учебно-методическое пособие. – Спб.: Речь, 2008.
  2. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4-6 лет: Автор-сост. И.А. Пазухина, СПб., 2004.
  3. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. М.: Издательский центр "Академия", 2001.
  4. Маралов В.Г., Фролова Л.П. Коррекция личностного развития дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2008.
  5. Кудрина Г.Я., Ковалева Е.Б. Психологическая защита у дошкольников. Иркутск, 2002
  6. Добина Н.И. Развитие личности ребенка 5-7 лет в детском саду. Ярославль: академия развития, 2009.
  7. Алябьева Е.А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками. М.: ТЦ Сфера, 2008.
  8. Дубровина И. В. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. М.: Академия, 1995.

 

 

 

 



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезный документ «Типичные ошибки, допускаемые при переходе на эффективный контракт».

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль