Система подготовки учащихся к ГИА по математике

15282
 Крец С.В.

Государственная итоговая аттестация в школе по математике в 9 классе* - это результат работы ученика и учителя на протяжении пяти лет обучения в школе, и подготовка к ней является важной составляющей учебного процесса. (* О планируемых изменениях в КИМ ГИА для выпускников 9 классов 2013 г. читайте на с. 46. журнала "Справочник заместителя директора школы")

Принимая учащихся в 5 класс от разных учителей начальных классов, иногда с низким темпом продвижения в обучении, испытывающих затруднения при усвоении нового материала, имеющих пробелы в знаниях, учитель вынужден решать сложную педагогическую задачу: достижения всеми учениками уровня обязательных результатов обучения. В этих условиях ориентация на максимальный объем усвоения учебного материала приводит к заметной перегрузке более слабых учащихся. Они находятся в дискомфортном положении несправляющихся с учебой; развивается чувство собственной неполноценности, которое по законам психологии требует вытеснения, поиска удовлетворения в других сферах. 

Выходом из этой ситуации является дифференцированный подход к обучению учащихся на основе выделения уровня математической подготовки, обязательного для каждого ученика школы. Следует иметь в виду, что ограничение требований к части учащихся, связанное с ориентацией на обязательный минимум знаний, не означает ослабления учебной дисциплины или снижения требовательности к сильным учащимся. 

В начале каждого учебного года мы проводим входные мониторинговые контрольные работы для выявления остаточных знаний учащихся. 

По результатам выполнения заданий учащиеся рассаживаются в соответствии с тремя уровнями подготовки на определенные ряды. При этом обучающиеся знают, что по мере усвоения материала они могут переходить в следующую по уровню подготовки группу. 

Для того чтобы достичь хороших результатов, нужно: 

  • на каждом уроке проводить обязательный устный счет; 
  • включать в изучение текущего учебного материала задания, соответствующие экзаменационным; 
  • в содержание текущего контроля включать экзаменационные задачи; 
  • итоговое повторение строить исключительно на отработке умений и навыков, необходимых для получения положительной отметки на экзамене; 
  • изменить систему контроля над уровнем знаний учащихся по математике.

Важным условием успешной подготовки к экзаменам является тщательное отслеживание результатов учеников по всем темам и своевременная коррекция уровня усвоения учебного материала. Разработанная нами система контроля знаний, умений и навыков учащихся (далее - система контроля) позволит учителю, во-первых, постоянно получать информацию об уровне усвоения учебного материала по каждой теме, своевременно принимать меры по восполнению пробелов; во-вторых, повысить мотивацию учащихся к учебе; в-третьих, привлечь внимание родителей непосредственно к учебному процессу, повысить их ответственность за обучение детей. 

В систему контроля мы предлагаем включить различные виды диагностических карт (приложение 1), а также зачетную книжку ученика (приложение 2). В зачетной книжке перечисляются темы, предусмотренные кодификатором требований к уровню подготовки выпускников по математике, все запланированные учителем проверочные работы, которые определяют уровень усвоения учащимися базовых знаний по данной теме. После проведения проверочной работы в зачетную книжку выставляется отметка. 

Если ученик получил неудовлетворительную оценку, ему предоставляется возможность поработать над ошибками и затем обязательно пересдать проверочную работу. После каждой работы зачетная книжка дается на подпись родителям. В книжке также указывается дата дополнительных занятий. Зачетная книжка предоставляет родителям возможность следить за подготовкой к ГИА в школе, своевременно принимать меры по коррекции знаний учащегося. Подготовка ко второй части контрольно-измерительных материалов и государственной итоговой аттестации осуществляется как на уроках, так и во внеурочное время на дополнительных занятиях. При этом используются сборники для подготовки к экзаменам, рекомендованные ФИПИ и МИИО. Конечно же, данная система контроля требует большего количества времени учителя на подготовку к урокам, проверку работ и проведение дополнительных занятий. Но если педагог заинтересован в улучшении результатов своего труда, ему необходимо совершенствовать систему контроля уровня знаний и умений учащихся. 

Приложение 1

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА подготовки к государственной итоговой аттестации по математике

ученика(цы) 9 класса МАОУ СОШ №         2011/12 уч. г.

Проверяемые навыки

Числа и вычисления

Сравнение рациональных чисел

Действия с обыкновенными дробями

Действия с десятичными дробями

Степень с целым показателем

Задачи

Задачи на проценты

Составление буквенного выражения по условию задачи

Составление уравнений по условию текстовой задачи

Текстовые задачи

Алгебраические выражения

Область определения выражения

Числовые подстановки в буквенные выражения

Преобразование целых выражений (формулы)

Действия с алгебраическими дробями

Квадратные корни

Выражение из формул одной величины через другие

Разложение многочлена на множители

Степень с целым показателем

Уравнения и неравенства

Уравнения

Линейные

Квадратные

Дробно-рациональные

Система линейных уравнений

Неравенства

Свойства неравенств

Линейные

Квадратные

Системы линейных неравенств

Числовые последовательности

Арифметическая прогрессия

Геометрическая прогрессия

Формула общего члена

Формула суммы первых членов

Формула общего члена

Формула суммы первых членов

Функции

Линейная

Квадратичная

у = kx, у = k/x

Интерпретация графика реальной зависимости

Геометрия

Треугольник

Многоугольники

Окружность и круг

Векторы

Статистика и теория вероятностей

Описательная статистика

Вероятность

Комбинаторика

Приложение 2

ЗАЧЕТНАЯ КНИЖКА учащегося по подготовке к государственной итоговой аттестации по математике
ученика(цы) класса 2011/12 уч. г.

1. Выполнение краевых диагностических работ

Номер краевой диагностической работы

Номер задания

Баллы

Оценка

Подпись

родителей

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

Оценка

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

№ 6

"5"

"4"

"3"

"2"

2. Выполнение индивидуальных домашних работ

Баллы

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

№ 6

11

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

0

3. График посещения индивидуальных дополнительных занятий

День недели

Время

Родители ознакомлены _______________/ _____________________

                                        (подпись родителей) (расшифровка подписи)

4. Посещение индивидуальных дополнительных занятий

Дата

Тема

Отметка о посещении

Подпись учителя

Подпись родителей

5. Посещение групповых дополнительных занятий

Дата

Отметка о посещении

Подпись

6. Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе

№ задания

Тема

Работа над ошибками

7. Выполнение самостоятельных работ

Уровень трудности Б (базовый)

Проверяемые элементы математической подготовки

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

Итоговая оценка

Умение сравнивать рациональные числа

Умение выполнять арифметические действия с рациональ­ными числами

Владение понятием квадратного корня

Решение задач на проценты

Владение понятием "область определения выражения"

Вычисление значения выражения с переменными при заданных значениях переменных

Геометрия с практическим содержанием

Преобразование целых выражений (с использованием формул сокращенного умножения)

Выполнение действий с алгебраическими дробями

Преобразование числовых выражений, содержащих степени с целым показателем

Решение линейных уравнений

Решение систем линейных уравнений

Нахождение координат точки пересечения параболы и прямой с помощью решения системы двух уравнений с двумя переменными

Составление уравнения (системы уравнений) по условию текстовой задачи

Решение линейных неравенств с одной переменной

Решение квадратных неравенств

Владение понятием арифметической прогрессии

Представление о графиках линейной и квадратичной функций

Интерпретация графика реальной зависимости

Владение понятием геометрической прогрессии

Решение квадратных уравнений

Умение раскладывать многочлен на множители

Статистика и теория вероятностей

Геометрия

8. Выполнение самостоятельных работ

Уровень трудности П (повышенный) и В (высокий)

Проверяемые элементы математической подготовки

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

Зачет/незачет

Построение графика сложной функции

Решение уравнения третьей степени разложением на множители

Решение задачи с использованием формулы n-го члена и суммы n первых членов арифметической и геометриче­ской прогрессии

Сравнение иррациональных чисел, линейное неравенство

Решение задачи геометрического содержания

Нахождение наибольшего значения выражения с двумя пере­менными с использованием свойств квадратного трехчлена

Умение решать уравнения с параметром

Составление формулы для кусочно-заданной функции по ее графику

Решение текстовых задач

9. Индивидуальные консультации

Дата

Тема занятия

Отметка о посещении

Подпись

10. Индивидуальная работа по предмету

Дата

Тема

Вид работы

Оценка

11. Итоговая ведомость успеваемости

Предмет

Оценки

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Год

Алгебра

Геометрия

12. Информация для родителей

Дата

Сообщение для родителей

Подпись учителя

Подпись родителя

13. График дополнительных занятий с учащимися …. класса по подготовке к по подготовке к итоговой аттестации по математике 

Дата

№ задания

Тема

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С графиком ознакомлен _______________/ _____________________

                                               (подпись родителя)                  (расшифровка подписи)

14. Работа с родителями

Дата

Форма работы

Подпись

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С демонстрационным вариантом экзаменационной работы по математике 2012 г. ознакомлен/
(подпись родителя) (расшифровка подписи)
Автор: С.В. Крец, учитель математики МАОУ СОШ№ 6, с. Екатериновка Щербиновского р-на Краснодарского края 


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль