Конспект урока по ингушской народной сказке "Заяц и черепаха"

4765

Автор: Зотова Ирина Ивановна, учитель начальных классов, зам. директора по УВР

Тема урока: Сказки разных народов. Ингушская сказка "Заяц и черепаха".Цель урока: создание учащимися собственного образовательного продукта, создать условия для самовыражения учащихся, атмосферу творчества, раскрытия потенциальных способностей учащихся.Задачи урока: - развитие умения решать творческие задачи: высказывать версии, составлять план действий, проявлять оригинальность, фантазию, разыгрывать воображаемые ситуации; - формирование устойчивого интереса к творчеству через разнообразие видов деятельности; - дать учащимся возможность ощутить радость творчества - воспитание активной жизненной позиции (высказывать свои суждения, давать оценку героям, делать выводы, применять в жизни полученные знания и умения)Оборудование: интерактивная доска, маски «черепахи», «зайца», светофоры, карточки, таблицы самооценки, для проекта: альбомные листы, картинки зверей, цветные карандаши, клей.
Организационный момент:

Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся!
Все у нас получится!
- Я присоединяюсь ко всем пожеланиям, верю в вас и знаю – у вас все получится!
- Поднимите руку, кто уверен в своих силах.
- Ребята, а что же у вас должно получиться сегодня на уроке? Составим план нашего урока.
- Итак, давайте все сказанное вами обобщим. И дополним план урока учебными действиями, которые мы будем учиться выполнять сегодня на уроке!

Работа в парах!
Тексты будем мы ……..,
Главную мысль …………,
На вопросы ……………,
И, конечно, без сомненья,
Речь при этом …………..!

(Слова-подсказки: читать, определять, отвечать, развивать)

Свои успехи вы оцените знаками
(“+” - знаю, умею, могу; “?” - сомневаюсь, “-“ - трудно, сложно)
в таблице.

2. Мотивация к учению.

- Ребята, кто же у нас в гостях?
- Конечно, Аня и Ваня.
- Но, что-то они грустные. Наверное, что-то случилось. Посмотрите, они разошлись по разным углам и даже кот и щенок тоже загрустили. Как вы думаете, что произошло?
(предположение ребят)
- Хотите узнать, что произошло?
- Откройте творческую тетрадь на с. 60 и прочитаем)
- Так, что же случилось? Кто же прав? Рассудите Аню и Ваню.
Ваня ничего не делал и не готовился к контрольной работе, он думал, что все знает и умеет.
- Поможем им помириться. Поработаем в группе.
- Распределите слова в 2 столбика, что помогает дружбе, (1, 2 ГРУППА) а что мешает. (3,4 ГРУППА)
(с. 61 Творческая тетрадь)

Оцените себя.
- Выполним следующее задание «Найди рифму» (работа в группе)
(с.75 Творческая тетрадь)
Оцените себя
- С произведением какого жанра мы с вами сейчас работали? (стихотворение)
- Перечислите, какие жанры русской литературы вы знаете.
- Рассмотрите иллюстрации к произведениям и определите над чем мы сегодня будем работать. (сказка)
- Что знаете о сказках?
- Составьте кластер. (сказки авторские и народные), примеры сказок
(Среди сказок известных находится неизвестная «Заяц и Черепаха»)

Оцените себя
- А это что за сказка? Куда ее отнести? В какую группу?
- Почему здесь сказка эта?

Тема:
Цели: Знать содержание сказки и чему она учит
Уметь читать выразительно, работать в группе, рассуждать.

- Что вы скажите о зайце? Каким представлен заяц в сказках?
- А как вы думаете, какая будет Черепаха?
- Поднимите руку, кто из вас посещает спортивные секции(баскетбол, футбол, волейбол или бокс). Представьте, если к вам на секцию придут наши герои если устроим соревнование по бегу, кто первый прибежит? (предположение ребят)

(Физкультминутка: Как будет бежать заяц, а как черепаха? Покажите).

- Может ли черепаха обогнать зайца? ( Версии учащихся)

3. Первичное чтение
- Что надо сделать, чтобы разрешить спор?
- Прочитать сказку.
(Читают сказку хорошо читающие дети вслух)

- Поделитесь своим мнением.
- Почему черепахе удалось обогнать зайца?
- В сказке говорится, что заяц потешался над черепахой. Какнадо понимать слово«потешался»?
Выберите нужный вариант: смеялся, радовался, шутил, дразнил, играл, обзывался

- Какую р.н.сказку вам напоминает эта сказка? (Лиса и рак)
- Давайте закончим кластер. Так куда отнесем сказку? (народная)
- Какой народ сочинил сказку? (ингушская народная сказка)
- Ингушетия - самое молодое государство. Образовано 4 февраля 1992 году. Всего 20 лет назад. Столица Ингушетии г. Магас. Несколько лет шла война с Чечней. Поэтому мы не случайно говорили в начале урока о дружбе.

4. Чтение текста учащимися. (Работа с карандашом)
- Должны прочитать сказку в группе и поработать карандашом.
- Группа 1 Отметим слова, которые говорят о действиях черепахи
- Группа 2 Найдите слова, которые говорят о действиях зайца
- Группа 3 Подчеркнуть слова, которые характеризуют Зайца
- Группа 4 Подчеркните слова, которые характеризуют Черепаху.

Упорство, хвастовство, терпеливость, самонадеянность, лень, настойчивость, легкомыслие, мудрость.

- Итак, проверим, как справились группы.
-Что мы можем сказать о зайце? О черепахе?

Действия персонажей
Черепаха: тронулась, тихо шла, оказалась у цели
Заяц: лежит под кустом, посмеивается, потешался, бросился за нею, но поздно

Черты характера
Черепаха: упорство, терпеливость , настойчивость, мудрость
Заяц: хвастовство, самонадеянность, лень, легкомыслие

-Какой можно сделать вывод?
Самонадеянность и хвастовство к добру не приведут.
Упорство и терпение всегда вознаграждаются.

Оцените себя
- У многих народов Черепаха – воплощение мудрости. – Подумайте почему? (все делает не спеша, хорошо подумав)

- В каких словах главная мысль сказки выражена? (последний абзац)
- А в жизни бывают случаи похожие на сказку? (Аня и Ваня)

Ваня так и не заметил, как отстал от Ани в учебе и не смог справиться с контрольной работой . Вот видите, ребята, эта история очень похожа на историю в сказке. Я надеюсь, что она для каждого из вас будет хорошим уроком.

5. Творческая работа

Группа 1
- Какие качества ценны в каждом человеке? Подчеркните.
Доброта
Трудолюбие
Лень
Смелость
Честность
Мудрость
Глупость

- Какие из пословиц подходят к этой сказке? (первая)
Ничего не делая, сам не заметишь как отстанешь от других.
С кем поведёшься, от того и наберёшься.

Группа 2
- Измените сюжет сказки
Слова для выбора: ручей, без труда перепрыгнул, забралась на спину зайцу, поблагодарила, с тех пор стали друзьями.

Группа 3
- Выполните проект «Модель обложки книги»

Группа 4
- Проинсценируйте сказку. (автор, Заяц и Черепаха)
- Как создать сценический образ?
-С помощью движений, голоса, мимики, костюма.
(Артистам как в театре - дружные аплодисменты).
- Оцените работу группы.
("Светофор" зеленый – справилась группа, красный – не удалось выполнить задание)

6 Итог урока
Тестирование (1,2)

1 Главные герои сказки
Заяц и ЧерепахаЛиса и Рак

2 Это
Рассказ Сказка

3 ТатарскаяИнгушская

4 Идея сказки

Ничего не делая, сам Доброта и внимательность
не заметишь, как помогут найти новых друзей.
отстанешь от других.

Оцените себя.
Подведите итог
Зеленый “Я - молодец, справился сам”
Желтый “ Я молодец, мне сегодня было трудно, но я справился”
Красный “Я, вообще - то, молодец, но сегодня у меня плохое настроение, я растерялся.”

7.Рефлексия.
- Вернемся к девизу урока и проверим, все ли мы выполнили, что было запланировано?

Тексты будем мы читать,
Главную мысль определять,
На вопросы отвечать,
И, конечно, без сомненья,
Речь при этом развивать !Литература:
1. Учебник литературного чтения 1 класс по УМК «Перспектива» Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Виноградская Л.А
2. Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. Литературное чтение. Творческая тетрадь. 1 классПРИЛОЖЕНИЕ

1. Измените сюжет сказки
Слова-помощники:
Заяц, Черепаха,
ручей,
забралась на спину Зайцу,
без труда перепрыгнул,
поблагодарила,
с тех пор они стали друзьями.
Идея сказки:
Доброта и внимательность помогут найти новых друзей.

1. Проинсценируйте сказку.
Действующие лица:
- Автор (Юля Земцова – читает сказку)
- Заяц (Самойлов Гриша – говорит, когда надо:
- "Давай, Черепаха, перегоняться?"
- "Спеши, спеши, Черепаха, я все равно тебя обгоню!", сидит на стуле и смеётся, а потом бежит за Черепахой, но не может догнать и разводит руки, удивляется.)
- Черепаха (Чернушкин Степан –медленно идёт и молчит, доходит до места, смотрит на Зайца и радуется)
- кусты (Франков Данила, Фирсова Арина и Белова Эля – держат цветы и стоят возле стула.)

Собери пословицы.
Нет друга - ищи,великая сила.
Дружба - нашёл – береги.
Кого нельзя назвать друзьями?

Выбери ответы .

1. Думают только о себе.
2. Помогают друг другу.
3. Ссорятся.
4. Подсказывают друг другу на уроке.
5. Выручают друг друга.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль