Программа факультативного курса по географии

2078
Автор: Лущикова Галина Степановна, учитель истории и обществознания (Воронежская область)

Пояснительная записка.Программа курса “Политическая карта мира” предназначена для учащихся 11 класса и базируется на знаниях экономической и политической (социальной) географии курса средней школы.

Содержание данного курса позволяет познакомить учащихся с современной политической картой мира, научит их классифицировать страны по размерам территории, численности населения и особенностям географического положения, а также научит их определять тип страны по социально-экономической категории, а также по форме правления и форме административно-территориального устройства.

Данный курс представляется особенно актуальным, т.к. вооружает учащихся знаниями по экономической, политической и социальной географии. Содержание курса может способствовать реализации углубленного содержания выбранных учащимися профильных предметов (история, география, обществознание), формированию всесторонне образованной личности, дает учащимся объективную картину мира, помогает овладеть основами географической культуры.
При изучении курса предполагается работа с разными источниками информации: таблицами, картами, справочниками, что позволяет вооружить учащихся навыками, опытом, необходимыми для повседневной жизни человека.

Данный курс нацелен на реализацию следующих целей:

  1. Научить учащихся работать с различными источниками информации, анализировать и систематизировать материал, формулировать выводы, уметь их аргументировать.
  2. Сформировать более полное представление о политической карте мира.
  3. Придать практическую направленность изучаемому материалу, предложив учащимся самостоятельно анализировать данные таблиц, справочников.
  4. Подготовить учащихся для сдачи ЕГЭ по географии.

По окончании курса учащиеся должны усвоить ведущие идеи курса “Политическая карта мира”:
1) Классификация стран мира отражает прежде всего количественные изменения, происходящие на политической карте мира.
2) Страны можно сгруппировать:

  • a. По размерам территории – страны-гиганты, крупные, средние, небольшие и микрогосударства.
  • b. По численности населения.
  • c. По особенностям географического положения: приморские, внутриконтинентальные страны.

3) Определить тип страны – значит отнести ее к той или иной социально-экономической категории:

  • a. Развитые страны с рыночной экономикой;
  • b. Развивающиеся страны и территории;
  • c. Страны с централизованной плановой экономикой.

4) Политическая карта мира и международные отношения находятся в очень тесной связи.
5) Существует две главные формы правления – республиканская и монархическая, а также две формы административно-территориального устройства – унитарная и федеративная.

Учащиеся должны знать:

  1. Классификацию стран мира.
  2. Типологию стран мира.
  3. Основные угрозы, существующие в мире и воздействующие на мировое сообщество: международный терроризм, распространение оружия массового поражения и обычных вооружений, предотвращение региональных и локальных конфликтов.
  4. Основные формы правления стран и формы административно-территориального устройства.

Учащиеся должны уметь:

  1. Давать характеристику ЭГП и ПГП стран.
  2. Составлять конспекты лекций.
  3. Работать со справочным материалом, анализировать, делать выводы.

Теоретический и практический материал данного курса рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).Учебно-тематическое планирование курса "Политическая карта мира".

№ п/п
Наименование темы
Всего часов
Лекции
Практ. Занятия
Семинары
Форма контроля
1.
Введение.
1
1
 
 
 
2.
Освоение человеком планеты Земля.
2
2
 
 
Тестирование
3.
Формирование политической карты мира.
2
2
 
 
 
4.
Современная политическая карта мира.
2
1
 
1
Семинар
5.
Классификация стран мира.
3
1
2
 
Тестирование
6.
Типология стран.
4
1
2
1
Семинар и тестирование.
7.
Международные отношения и политическая карта мира.
4
1
2
1
Семинар и тестирование.
8.
Государственный строй стран мира
4
2
2
 
Тестирование
9.
Международные организации.
2
1
1
 
Тестирование.
10.
Региональная география:
8
 
3
 
5
 
 
 
 
 
а) историко-географические регионы мира
1
 
 
1
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
б) развитые страны.
3
 
1
 
2
 
 
Тестирование
 
 
в) развивающиеся страны.
3
 
1
 
2
 
Тестирование
 
 
г) экономическая интеграция стран.
 
 
1
 
1
 
 
 
11.
Итоговое повторение. Подготовка к ЕГЭ.
2
 
2
 
Тестирование.

 
 Литература для учащихся и учителя.

  1. В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира. М., 2002.
  2. В.П. Максаковский. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительные главы к учебнику “ Экономическая и социальная география мира”. М., 2004.
  3. Ю.Н. Гладкий, С.Б. Лавров. Экономическая и социальная география мира. М., 2002.
  4. Географическая энциклопедия.
  5. Географические атласы.
  6. Материалы ЕГЭ: 2002-2013 гг.


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль