Организация практических работ на уроках географии с использованием карт

4712

Автор:Нигматуллина  Лилия Абдулловна, заместитель директора по УВР МБОУ - Арская гимназия №5 (Республика Татарстан)
В современной практике обучения географии содержание термина практических работ очень широко. Практические работы позволяют не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Некоторые разделы географии большей частью состоят из такого вида работ.

К практическим работам относится различная учебная работа с картой, с климатическими цифровыми показателями, наблюдениями в природе и т.п.. Всё это направлено в основном на ознакомление учащихся с методом географической работы. Количество практических работ по классам, их примерное содержание определяется федеральным компонентом государственного стандарта и примерными программами по географии. При организации практических работ следует учитывать уровень познавательной самостоятельности учащихся. [1]
Исходя из этого, можно выделить: творческие практические работы; частично-поисковые, они предполагают перенос знаний, умений на решение задач с измененными условиями; репродуктивные, при выполнении которых учащиеся действуют по образцу.

Форма представления результата практической работы также весьма разнообразна: текстовые, картографические, графические работы, статистические, а в последнее время очень популярны мультимедийные продукты (компьютерные презентации). При этом практические работы выполняются как без источника информации, так и с использованием одного или нескольких источников знаний. Но большая роль в формировании географических знаний, безусловно, принадлежит картам. Невозможно представить урок географии без карты и его использования при организации практических работ. Карты - весьма эффективное средство хранения и передачи пространственной информации. Они допускают единовременный обзор пространства в любых пределах - от небольшого участка местности до поверхности Земли в целом; создают пространственный образ отображаемых явлений; содержат их необходимые количественные и качественные характеристики; позволяют определять координаты, длины, площади, высоты и объемы нанесенных объектов; показывают их сочетания, взаимосвязи, особенности и закономерности размещения. [2, с 34]

Однако сложным для учащихся является умение читать географические карты; оно формируется, постепенно усложняясь и совершенствуясь, на протяжении изучения всего школьного курса географии. Умение читать карту складывается из сложной системы действий: ориентирования, измерения расстояний, установления пространственных соотношений, определение координат, установление причинно-следственных связей между объектами и явлениями, изображенными на карте, составление описания отдельных объектов (рек, гор), элементов природы определенных территорий (например, поверхности Южной Америки, климата Восточной Сибири), составление физико-географического и экономико-географического описания территории.
Целью практических работ является приобретение навыков и умений в работе с картой, развитие пространственного мышления, обучение аналитической деятельности: умению анализировать причины географических явлений и процессов в природе, сопоставлять и сравнивать географические карты, обобщать полученную информацию, делать самостоятельные выводы - умение читать карту.

Например, при организации практической работы в 6 классе по теме «Определение по карте географического положения и высоты гор и равнин» при изучении раздела «Формы рельефа земной коры», учащиеся опираются на знания тем: географические координаты объектов, шкала высот и глубин, направление и взаиморасположение по сторонам горизонта, абсолютная высота, градусная сеть. Целью данной работы является формирование у учащихся умений определять географическое положение гор, равнин и их высоту используя карту.

В практическую работу можно включить сравнительную характеристику географических объектов, включив в неё: на каком материке, и в какой его части находятся географические объекты, каково их положение по отношению к другим объектам, направление и протяжённость в километрах, географические координаты наивысших точек и т.п.
В 7 классе с целью формирование умения сопоставлять карту строения земной коры с физической можно предложить практическую работу «Выявление по карте особенностей расположения крупных форм рельефа Евразии. Сравнение с рельефом других материков». При выполнении практической работы учащиеся анализируют тематическую карту в атласах, сопоставляя её с физической картой. Анализируя, устанавливают зависимость между строением земной коры и распространением форм рельефа материка, делают выводы о высоте материков, о размерах равнин, о колебаниях высот.

Для учащихся 8 классов при изучении темы "Климатические ресурсы и зависимость человека от климатических условий" можно предложить работу по оценке основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения. Учащиеся, используя климатическую и агроклиматическую карты России, определяют влияние климата различных территорий страны на деятельность человека и оценивают условия жизни и деятельности в любом из природных районов. [3]
Благодаря практическим работам учащиеся читают карту, это предполагает предварительный просмотр изображения и получение начальной информации, уточнение и детализация первичного восприятия знаковых комбинаций и получение на их основе информации, что сопровождается самообучением и фиксацией восприятия знаковых комбинаций и содержательная интерпретация полученной информации. [3]Список литературы:
1. "Методика обучения географии в средней школе" (Теоретические основы методики обучения географии) Под ред. А. Е. Бибик и др., М., "Просвещение", 1968 г.
2. Картография. Ав. А.М.Берлянт – М.: Аспект Пресс, 2002 год
3. "Методика преподавания географии" ав. Душина И.В., Понурова Г.А.. М. Московский лицей, 2002г. – 42 с.
4. "Практикум по методике преподавания географии" ав. Мышинская Р.П., М. 2002 г. – 38 с.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Хотели бы вы прочитать статью на тему "Как выполнить требования к соотношению заработной платы директора, заместителей, главного бухгалтера и работников школы"?

  • да 81.82%
  • нет 18.18%
результаты


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль