Профилактика наркомании

1521

Чем различаются такие заболевания, как наркомания, токсикомания и алкоголизм? Как выявить подростка, употребляющего наркотики или токсические вещества?

Наркомания – это заболевание, обусловленное зависимостью от наркотических средств или психотропных веществ. Токсикомания – заболевание, аналогичное наркомании, вызванное по­т­реблением иных, кроме признанных наркотическими, токсических веществ. Таким образом, к развитию наркомании приводит использование наркотиков, а к формированию токсикомании – употребление токсических средств. Деление на наркотические и токсические вещества довольно условно, так как они сходны по своему биохимическому строению и оказывают похожий эффект на организм человека.

Употребление наркотиков вызывает у человека физическую и психическую зависимость от них. Для достижения определенного психофизического эффекта больному требуется все более высокая доза препарата. Соответственно возрастает и ее разрушительное воздействие на организм.

Вещество считается наркотическим в следующих случаях:

1. Если оно оказывает специфическое воздействие на центральную нервную систему человека.

2. Наносит существенный вред личности человека.

3. Распространение данного вещества ограничено и находится под строгим юридическим контролем (при этом следует понимать, что использовать юридические санкции в отношении всех веществ, способных оказывать активное воздействие на психику, невозможно, поскольку многие из них широко применяются в медицине и в быту).

К наркотическим средствам относят наркотические вещества естественного (растительного происхождения), синтетические наркотики и алкоголь. Последний считают наркотиком специалисты многих стран, что объясняется его специфическим воздействием на психику и физическое состояние человека. В России различия между потреблением наркотиков и алкоголя носят не медицинский, а юридический характер: употребление наркотиков запрещено законом, а алкоголя – нет.

К токсическим средствам относят определенные виды лекарственных препаратов, средства бытовой химии, а также табак.

Лекарственные препараты: антиаллергические средства, психостимуляторы, снотворные и успокоительные средства.

Средства бытовой химии: ацетон, различные аэрозольные ядовитые вещества, бензин, дихлофос, нитролаки, краски, клеи и т. п.

Самой распространенной формой токсикомании является курение табака – вдыхание дыма тлеющих табачных изделий. По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно во всем мире от болезней, связанных с курением, умирает 2,5 млн чел.

В состав табачного дыма входят никотин, аммиак, мышьяк, радиоактивный изотоп калия, синильная кислота, табачный деготь, угарный газ и различные канцерогены. Смертельная для человека доза никотина составляет 1 мг на 1 кг массы тела, т. е. для подростка – около 50 мг (одновременная доза выкуренной полпачки сигарет).

В России запрещена розничная продажа табачных изделий лицам, не достигшим 18 лет. Не разрешается также их продажа в учреждениях здравоохранения, культуры, физкультурно-спортивных организациях, на территориях и в помещениях образовательных организаций. Кроме того нельзя продавать табачные изделия на расстоянии менее чем 100 м от границ территорий образовательных организаций.

Выявить подростка, употребляющего наркотики или токсические вещества, можно по ряду характерных признаков. В их числе изменения:

1. Внешнего вида и поведения: ребенок находится в состоянии, похожем на алкогольное опьянение. При этом запах алкоголя отсутствует.

2. Настроения: проявление беспричинного веселья, смешливости, болтливости, злобности, агрессивности, явно не соответствующих ситуации.

3. Сознания: сужение, искажение или помрачение.

4. Речи: ускорение, подчеркнутая выразительность или замедленность, невнятность, нечеткость.

5. Цвета кожных покровов: бледность лица и всей кожи или, наоборот, покраснение лица и верхней части туловища; блеск глаз или их "мутность", сужение или расширение зрачков, не реагирующих или плохо реагирующих на свет.

6. Двигательной активности: появление повышенной (оживленной) жестикуляции, избыточности движений, неусидчивости или же, наоборот, вялости, расслабленности и стремления к покою.

7. Координации движений: нарушение их плавности, скорости, соразмерности (размашистость, резкость, неточность); появление неустойчивости при ходьбе; покачивание туловища (даже в положении сидя); нарушение почерка и др.

Необходимо учитывать, что указанные признаки наиболее ярко выражены в развернутой стадии заболевания, а в начальной – могут быть представлены не в полной мере или не все.

При оценке употребления подростком психотропных веществ следует проявлять тактичность и осторожность. Особенно в работе с несовершеннолетними, имеющими наркологические проблемы. Необоснованные подозрения могут подтолкнуть подростков к реальному употреблению наркотиков.

Официальный источник

  • Федеральный закон от 10.07.2001 № 87‑ФЗ "Об ограничении курения табака" (ред. от 22.12.2008). Ст. 1, 3, 4
  • Федеральный закон от 08.01.1998 № 3‑ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (ред. от 17.07.2009). Ст. 1, 2


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль