Внутришкольная система повышения квалификации педагогов в области ИКТ

4864

Информатизация образовательного пространства современной школы, активное внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс, отработка механизмов дистанционного образования требуют особого внимания к повышению квалификации педагогов и включению "ИКТ-компонента" в методическую работу. Автор статьи делится опытом использования ИКТ при организации методической работы в школе.

Эффективность внедрения информационно-коммуникационнных технологий (далее - ИКТ) в значительной степени зависит от готовности и способности учителя к такой работе. Подавляющее большинство современных педагогов не получили специальных знаний в вузах, не все имеют возможность пройти соответствующую курсовую подготовку в институтах повышения квалификации. Именно поэтому администрация нашей гимназии организует для педколлектива внутришкольные "профессиональные учебы" в области ИКТ. Участие в них - обязательно.

Такие "профессиональные учебы" проводятся в гимназии ежегодно в ноябре, марте и июне. Они посвящены различным общепедагогическим, психо¬лого-педагогическим, частно-методическим вопросам. А в последние годы - использованию ИКТ в образовательном процессе.

Приведем несколько примеров форм повышения квалификации педагогов в области ИКТ на внутришкольных "профессиональных учебах".

Корпоративные "профессиональные учебы" в области ИКТ

1. Разноуровневые курсы компьютерной грамотности (ИКТ-компетентности).

Цель этих курсов - сделать каждого учителя грамотным пользователем, который:

  • знает различные возможности технических "новинок", появившихся в школе (мультимедийный комплекс, интерактивная доска, планшет, комплект пультов для электронного тестирования, документ-камера и др.);
  • способен создавать материалы к урокам и внеклассным занятиям с использованием разных программных продуктов;
  • имеет навыки использования сетевых ресурсов (в т. ч. сетевых журналов, дневников, социальных сетей) для обмена информацией.

Организатором данных курсов выступает администрация школы, а занятия проводят преподаватели информатики и (или) приглашенные специалисты.

2. Лекции, посвященные внедрению ИКТ в образовательный процесс.

Тематика может быть самой разнообразной: от обзорных лекций, посвященных новым технологиям, до вопросов, связанных с психологией восприятия информации из Интернета. Приведем темы некоторых лекций:

  • "Инновационные методы обучения. ИКТ в контексте инновационного образовательного процесса. Баланс между инновационными и "классическими" методами обучения".
  • "Интерактивная доска: возможности, преимущества, риски".
  • "Особенности выбора и использования ИКТ в зависимости от образовательной области: гуманитарная, политехническая, естественнонаучная, эстетическая".
  • "Основные подходы к использованию ресурсов Интернета в образовательном процессе. Глобальная сеть и современный урок".
  • "ИКТ в дополнительном образовании школьников".
  • "Особенности использования ИКТ при организации исследовательской деятельности школьников".

Организатором лекций выступает администрация школы и руководители методических объединений. Лекции проводят заместители директора по методической работе, психологи, преподаватели информатики и (или) приглашенные специалисты. При определении тем учитываются интересы учителей, актуальные вопросы работы ОУ.

3. Семинары, практикумы, посвященные использованию ИКТ в образовательном процессе.

Эти формы системы повышения квалификации педагогов носят практико-ориентированный характер и направлены на отработку навыков создания, использования ИКТ в ежедневной практике учителя, а также на овладение умением отбирать, применять (адаптировать) готовые продукты, предназначенные для уроков и внеклассных мероприятий с использованием ИКТ в школе.

Семинары проводят руководители ОУ, представители организаций, выпускающих образовательные продукты, приглашенные специалисты.

4. Презентации материалов, подготовленных учителями для использования на уроках (работа с мультимедийным комплексом, интерактивной доской, планшетом и др.); выставки работ учителей и учеников.

5. Демонстрационно-обучающие занятия на базе школьной медиатеки направлены на информирование учителей о новинках медиатеки, о новых программных продуктах и возможностях их использования, об образовательных ресурсах Интернета.

При организации "профессиональных учеб" мы проводим анкетирование учителей с целью изучения их запросов, характера затруднений при внедрении ИКТ в учебный процесс (пример анкеты дан в приложении).

Формы организации методической работы, связанные с использованием ИКТ

Вопросы использования ИКТ включены также в систему методической

Работы в школе

1. Посещение, взаимопосещение и анализ уроков, внеклассные

мероприятия, мастер-классы, на которых демонстрируются возможности ИКТ.

Подобные мероприятия обязательно включают в себя анализ эффективности использования ИКТ, поиск вариантов различного применения новых технологий с учетом особенностей класса, сопоставление инновационных и классических методов и приемов обучения.

ПРИМЕР

Можно предложить учителю провести уроки на одну и ту же тему в двух обучаемых им классах: один - с использованием ИКТ, другой - "по старинке". Урок без применения ИКТ не обязательно будет хуже, но такое сопоставление (если оба урока подготовлены и проведены на высоком профессиональном уровне и в классах, приблизительно одинаковых по образовательным возможностям) позволит увидеть те новые возможности, которые дает учителю использование интерактивной доски или выхода в Интернет во время урока.

Целесообразно посещать уроки не только в рамках одного методического объединения. Анализ уроков коллег - преподавателей других дисциплин помогает увидеть надпредметный характер использования ИКТ.

2. Собеседования с учителями, индивидуальные консультации для педагогов, внедряющих ИКТ.

Тематика этих собеседований и консультаций определяется, с одной стороны, запросами самого учителя, его интересами и, возможно, затруднениями; с другой - проблемами (в нашем случае - при использовании ИКТ), которые выявлены в процессе посещения уроков администрацией, а также анализа конспектов к урокам и т. д.

3. Сопровождение учителей, разрабатывающих методические темы, связанные с ИКТ:

  • консультирование школьными и приглашенными специалистами;
  • предоставление возможности выступления на "профессиональных учебах", заседаниях методического совета школы и методических объединений по вопросам внедрения ИКТ;
  • привлечение к проведению школьных мероприятий: предметных недель, конкурсов презентаций, интеллектуальных игр с использованием ИКТ; выпуску сетевых изданий и др.;
  • помощь в разработке и продвижении авторских продуктов, созданных к урокам; в подготовке и публикации статей по изучаемой проблеме.

4. Составление "копилок" электронных образовательных ресурсов, аннотированных списков к ним, а также разработка материалов к урокам и взаимообмен материалами.

Одним из перспективных направлений работы в области внедрения ИКТ мы считаем составление электронного планирования, которое включает в себя не только классические разделы, но и перечень презентаций к урокам, ссылки на образовательные интернет-ресурсы, электронные тесты и многое другое.

Приложение

АНКЕТА для учителей-предметников,

использующих в учебном процессе интерактивную доску

Инструкция. Отметьте "галочкой" верные утверждения:

1. Как часто вы используете интерактивную доску на уроке?

  • ежеурочно (в течение всего урока; "классическая" доска не используется) □
  • ежеурочно (в комбинации с "классической" доской) □
  • примерно 50% учебного времени □
  • нечасто □
  • крайне редко □
  • не использую □

2. В ходе каких уроков (с точки зрения форм их проведения) эффективнее всего, на ваш взгляд, использовать интерактивную доску?

  • урока самостоятельной работы учащихся □
  • школьной лекции □
  • лекции с элементами беседы □
  • урока-игры □
  • урока-семинара □
  • эвристической беседы □
  • урока-зачета □
  • урока-экскурсии, урока с элементами театрализации, урока-концерта □
  • урока работы в группах, в парах сменного и (или) постоянного состава □
  • другое (напишите)_.

3. Какие материалы вы наиболее часто используете при работе с интерактивной доской?

  • цельные презентации, содержащие изучаемый материал □
  • различные иллюстрации (схемы, картины, фото, портреты и пр.) □
  • карты, статистические "рисунки": диаграммы, гистограммы* □
  • тренировочные задания, задачи с "интерактивной проверкой" □
  • текстовый материал (планы, вопросники, таблицы, тезисы) □
  • "живые" опыты, схемы, чертежи (т. е. то, что демонстрирует процесс) □
  • видео-, аудиоматериалы □
  • тесты с "интерактивной проверкой" □
  • тесты без "интерактивной проверки" □
  • другое (напишите)_.

4. При этом чаще всего вы используете продукты, созданные:

  • самостоятельно □
  • коллегами из МО □
  • коллегами из других ОУ □
  • учениками - по заданию и (или) под руководством учителя □
  • "фирменные" (готовые) продукты □

5. Какой материал, на ваш взгляд, можно изучить с применением интерактивной доски на качественно ином уровне? (назовите несколько тем, блоков, разделов, типов работ и пр.)_.

6. Как включить учеников в работу с интерактивной доской?

  • активно использовать разнообразный иллюстративный материал на уроках изучения новой темы □
  • использовать разнообразные (разноуровневые) тренировочные упражнения для интерактивной доски □
  • работать со зтаг1-технологиями (компоновка, передвижение, поиск пар, групп, со¬ответствий, аналогий; использование "шторок") □
  • активно использовать презентации, тесты, слайд-шоу, подготовленные учениками (группами учеников) □
  • другое (напишите)_.

7. Назовите преимущества интерактивной доски и риски, связанные с ее использованием: _.

Спасибо!

Обработка результатов проводится путем анализа и выявления проблемных зон.

Е.Д. Тенютина,
канд. пед. наук, зам. директора ГОУ Гимназия № 56
Петроградского района Санкт-Петербурга, заслуженный учитель РФ



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль