Веб-квест "Правовое регулирование в информационной сфере"

2359

Автор: Водальчук Светлана (Псковская область)

Класс: 11
Цели:

  • воспитание чувства ответственности за результаты своего труда;
  • формирование установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимость действий, нарушающих этические, правовые нормы работы с информацией;
  • приобретение опыта проектной практической деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.

В соответствие с образовательным стандартом полного (общего) образования по информатике учащиеся должны:
знать:

  • нормы информационной этики и права;
  • принципы обеспечения информационной безопасности.

уметь:

  • выделять информационный аспект в деятельности человека;
  • пользоваться справочными системами и другими источниками справочной информации;
  • соблюдать права интеллектуальной собственности на информацию.

Форма урока: исследовательский урокМетоды: групповая работа, практическая работа с использованием сети ИнтернетТехнологии:

  • проектная технология
  • технология критического мышления
  • веб-квест технология
  • интегративная технология (информатика, обществознание)

Оборудование:

  • учебник информатики 10-11 кл. (автор И. Г. Семакин)
  • проектор
  • персональные компьютеры

Ход урока
1. Учитель информатики: В истории человека несколько раз происходили на столько радикальные изменения в информационной области, что их можно назвать информационными революциями. Условно выделяют четыре – изобретение письменности, изобретение книгопечатания, изобретение средств связи (телеграф, телефон, радио), изобретение микропроцессорной техники, компьютеров. Именно четвертая информационная революция дала толчок к существенным переменам в развитии общества. Появился термин - информационное общество. Мы предлагаем вам убедиться в огромной и, в тоже время, противоречивой роли информации в современном мире. Для этого вы разобьетесь на группы (5 мин.)

2. Работа в группах: Познакомьтесь с текстом учебника Семакина И.Г. Информатика 10-11 кл, с. 41. Заполнить соответствующие строки в таблице. Каждая группа выявляет "+" и "–" одного из направлений информатизации. Представляет результаты. (10 мин).

Группа

Статья

+

-

Интересно

1

Изменение структуры экономики и структуры труда стр.221

 

2

Преодоление информационного кризиса. стр.223

 

3

Изменения уклада жизни людей. стр.225-226

 

4

Опасности информационного общества. стр.226-227

 

3. Учитель обществознания: (15 мин)
Информацию в Интернете ищут для того, чтобы использовать. Но, поскольку много информации в Сети выложено открыто, пользователи забывают, а иногда просто не знают, что использовать информацию из Интернета нужно с соблюдением определенных правил. В цивилизованном мире правовое регулирование "интеллектуальной собственности" – авторских, смежных и промышленных прав (прав на товарные знаки, изобретения и др.) – осуществляется законами, которые имеют силу и применительно к Интернету. В России это закон "Об авторском праве и смежных правах".

Основные принципы "цивилизованного" использования информации из Интернета состоят в следующем:

Признаками требований автора или владельца страницы в Интернете соблюдения прав на интеллектуальную собственность является слово Copyright и знак c, располагаемые обычно внизу стартовой страницы сайта.
Необходимо соблюдать требования автора на использование информации. Даже если автор запрещает какое-либо использование информации, это требование следует соблюдать.

В неясных случаях необходимо связываться с автором или собственником информации для выяснения условий, на которых она может быть использована.

Даже если автор в явном виде этого не требует, при использовании информации, если не оговорено обратное, необходимо делать ссылку на первоисточник, причем не только для информации, взятой из Интернета, но и для текста и изображений из обычных публикаций, а также звуковых и видео фрагментов, из которых готовятся цифровые копии.
П
равила цитирования
Для цитирования информации из Интернета достаточно дать название объекта и точный URL. Для Web-страниц это означает, что при цитировании указываются название страницы, совпадающее с ее титулом или текстом заголовка в браузере и адрес в Интернете.

И это далеко не весь перечень правил работы с информацией. Сегодня существует достаточно много различных документов, в том числе правовых, защищающие информацию разного рода. Вам предстоит с ними познакомиться. Вы будете работать в группах. Ваша задача найти и познакомиться с одним из законов, защищающих информацию. А затем представить результаты работы классу. Ссылки на документы лежат в папках "Урок_Правовое регулирование в информационной сфере" на рабочих столах каждого компьютера.

4. Учитель информатики: напоминает правила составления презентаций (презентация "Основные правила создания презентации к сообщению") (10 мин).

Учитель обществознания представляет документы, с которыми будут работать группы:
1) Закон РФ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации
2) УК, раздел "Преступления в сфере компьютерной информации"
3) Доктрина информационной безопасности
4) Закон "Об электронной цифровой подписи"
5) Закон "О персональных данных"
6) ГК. Раздел "Интеллектуальная собственность" (часть IV)
5. Работа в группах (20 мин).

План работы групп:
1) Цели и сфера применения документа
2) Основные понятия
3) Основные положения (с краткой характеристикой отдельных положений (3-5))
4) Права и обязанности субъектов правоотношений
5) Роль государства в обеспечении прав, согласно данному документу
6) Список дополнительных Интернет-ресурсов
7) Вывод: актуальность документа.
6. Представление результатов работы групп (18 мин).

Каждый учащийся заполняет "Лист оценивания" (ставит оценку группе в соответствии с выполнением критериев и соблюдением времени). Регламент времени - 3 мин на группу.

ФИО, номер группы

 

Критерий:

Группа №

Группа №

Группа №

Группа №

Группа №

1. Стилистическое оформление презентации (шрифты, цветовые схемы, анимации, эффекты)

 

 

 

 

 

2. Содержание презентации (объем информации, содержание слайдов, грамматика и орфография)

 

 

 

 

 

3. Полное и доступное освещение всех пунктов плана

 

 

 

 

 

4. Сделан акцент на актуальность документа

 

 

 

 

 

5. Качество представления презентации (свобода владением материалом, владение способами ораторского искусства, уровень информированности по теме)

 

 

 

 

 

6. Время

 

 

 

 

 

Итого (средняя):

 

 

 

 

 

Баллы: от 0 до 5

7. Рефлексия, подведение итогов (2 мин).



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль