Минитренинг "Креативность воспитателей"

3576
Автор Пазылова Елена Сергеевна, педагог - психолог МБДОУ ЦРР детский сад № 24 "Ручеёк" (Приморский край)

 Цель: развитие креативности воспитателей. Содержание:

  1. Вступление.
  2. Игра "Апельсин".
  3. Упражнение "Одно из двух".
  4. Упражнение "Н ГОК".
  5. Упражнение "Командный узел".
  6. Игра "Ассоциации".
  7. Обратная связь "Солнце и тучи".

 
Уважаемые коллеги! Мы не раз встречались с вами и говорили о синдроме эмоционального выгорания. Этот спутник профессиональной деятельности воспитателя может проявляться по разному, однако в той или иной степени присутствует в каждом из нас. (Можно подтвердить это данными диагностики.)

К решению проблемы профессионального выгорания подходят разными способами. Кто-то осваивает дыхательные упражнения, другие навыки саморегуляции … А я хочу напомнить вам о том, что творчество, гибкость, нестандартность мышления также являются одним из способов преодоления СЭВ.

Сегодняшняя встреча будет полностью посвящена вам. Возможно, вы не сможете применить предложенные игры и упражнения в повседневной работе, однако с их помощью, надеюсь, вспомните или ещё раз убедитесь в том, что все мы – люди позитивные, спонтанные, креативные, умеющие решать нестандартные задачи и творчески подходить к любым ситуациям.
Итак, начинаем… Игра "Апельсин". Участники группы сидят по кругу. У ведущего в руках мяч.

Цель: упражнение направлено на развитие беглости мышления, скорости извлечения информации из памяти, а также способности осознанно переходить в новые содержательные области.    

Инструкция
: "Давайте, вообразим, что это (ведущий показывает мяч) – апельсин. Сейчас мы будем бросать его друг другу, говоря при этом, какой апельсин мы бросаем. Будем внимательны: постараемся не повторять уже названные качества, свойства апельсина и сделаем так, чтобы мы все принимали участие в работе".
Ведущий начинает работу, называя любую характеристику воображаемого апельсина, например, "сладкий". В процессе выполнения упражнения тренер побуждает участников к более динамичной работе, формулируя свои высказывания позитивно, например, "Давайте работать быстрее".

Также ведущий обращает внимание группы на те моменты, когда происходит переход в другую содержательную плоскость. Например, звучали такие характеристики как "желтый", "оранжевый", а следующий участник говорит: "Кубинский". В этом случае тренер может сказать: "Появилась новая область – страна – производитель".Упражнение "Одно из двух".
Цель: развить спонтанность, творческое, ассоциативное мышление.Ведущий задаёт вопрос, участники отвечают по кругу (или по желанию - свободно). При этом необходимо аргументировать свой выбор.Например:– Чёрное или белое?Чёрное, потому что эффектнее… – День или ночь?Ночь, романтичнее… Круг или зигзаг? Прямая или поворот?Кислое или сладкое?Пропасть или небо?Свобода или необходимость?Простота или сложность?Ум или чувство?Теория или практика?Можно один и тот же вопрос задать нескольким участникам. Если есть необходимость, обсудите пользу данного упражнения для группы. Не будет лишним, я думаю, поговорить о мышлении "от противного", привести примеры жизненных ситуаций, где может пригодиться подход к решению проблем, задач "от противного".Упражнение "НГОК"Участники группы сидят по кругу. У них в руках листы бумаги и ручки.
Цель: упражнение направлено на развитие гибкости, беглости и точности мышления.Инструкция: "Задание, которое я сейчас вам предложу, надо будет выполнять письменно. Напишите в верхней части листа четыре буквы: Н Г О К. По моему сигналу мы начнем работу:  надо будет составить как можно больше предложений, причем в каждом из написанных вами предложений первое слово должно начинаться на букву Н, второе – на букву Г, третье – на О, четвертое на К. Например, "Николай Говорит Очень Красиво". Сейчас у вас есть три минуты на выполнение задания. Начали".

Через три минуты ведущий предлагает каждому участнику по очереди сказать, сколько у него написано предложений, а затем просит каждого прочитать одно из написанных им предложений, любое, по выбору самого участника. Это может быть то предложение, которое сам участник считает наиболее удачным. При ознакомлении с результатами работы участники обнаруживают для себя не использованные ими стилевые, содержательные и другие возможности для составления предложений, что усиливает их мотивацию и позитивно сказывается на результатах последующей работы.

Тренер предлагает продолжить составление предложений еще в течение трех минут. Когда отведенное время закончится, каждый участник снова сообщает, сколько ему удалось написать предложений и зачитывает одно из них по своему выбору.

Затем тренер продолжает инструкцию: "Теперь каждый напишет рассказ о нашей группе. Количество слов в предложениях, из которых будет состоять этот рассказ, может быть любым, но слова должны начинаться на буквы НГОКНГОКНГОК и т.д. При этом знаки препинания могут ставиться в любом месте. На выполнение этого задания у вас будет пять минут". (Можно не задавать тематику написания рассказа). Когда работа завершена, каждый участник зачитывает свой рассказ. Содержание рассказов не обсуждается, не комментируется и не оценивается.
Мои наблюдения: упражнение можно сократить, например, не писать рассказ. Важно, чтобы воспитатели получили позитивные эмоции (от  озвучивания «перлов» некоторых участников), почувствовали безграничные возможности своих творческих способностей даже ограниченные рамками четырёх букв.
Некоторые из предложений воспитателей: "На государство обрушился кризис", "Низко гнётся ольха, качаясь", "Ночью громко орал ковбой".Упражнение "Командный узел".
Цель: сформировать гибкость и творческий подход к задаче, навыки группового сотрудничества.Материалы: длинная верёвка.Группа выстраивается в шеренгу. Ведущий даёт команде длинную верёвку. Каждому участнику нужно взяться за неё обеими руками. Задание: не отнимая от верёвки рук, завязать её узлом.
Мои наблюдения: если группа справляется с заданием быстро, предложите также, не отнимая рук от верёвки, развязать её.Игра"Ассоциации"
Цель: развитие творческого подхода в решении проблем. Понимание и проживание через ассоциацию (метафору) содержания, свойственного внутреннему миру любого человека, позволяет участникам тренинга распознать и обозначить собственные переживания и собственные психические процессы, понять их смысл и важность каждого из них.

Один из участников выходит из аудитории. Остальные договариваются между собой, кого из группы они будут загадывать. Вернувшийся должен отгадать, кого из присутствующих загадала группа. Он это делает, задавая участникам по очереди вопросы типа: "Каким бы был этот человек, если бы он превратился в дерево, стал бы ветром, был бы животным, птицей?" и т.д. Тот участник, которому задан вопрос, должен описать предмет или явление, используя ассоциации о характеристиками загаданного человека. Его темперамент, характер, привычки, рост, цвет волос и т.д., но только не впрямую, а как бы описывая характеристики объекта, о котором спрашивает водящий.

Если водящий отгадывает, то следующим водит тот участник, по описанию которого водящий догадался о правильном ответе. Можно выбрать водящего и по желанию. В заключении попробуйте в качестве персонажа для отгадывания выбрать самого водящего.
Победитель тот, кто определит загаданного, опросив как можно меньше участников.
Мои наблюдения: предупредить, что ассоциации могут быть не совсем приятные, лестные. Готовы ли "загаданные" к этому?
В любом случае у каждого участника, побывавшего в роли ведущего и «загаданного» должна быть возможность озвучить свои впечатления от ассоциаций: какие высказывания помогли в отгадывании, сбили с толку, были неожиданными, обидными, оригинальными, с какими сам «загаданный» согласен или готов поспорить…

Заключительное мероприятие "Солнце и туча".
Цель: получение обратной связи от участников занятия, подведение итогов встречи.
Материалы: нарисованные на листе ватмана солнце и туча. Можно вырезать изображения из цветной бумаги. Главное, чтобы их размер позволил вместить все листики (стикеры) с впечатлениями участников.
листочки цветной бумаги (жёлтой и голубой) или стикеры, ручки, клей.
Участникам по очереди предлагается написать положительные и отрицательные впечатления от занятия и приклеить их к солнышку и тучке соответственно.
Желающие могут познакомиться с отзывами других.

Литература 
1. Бука Т. Л., Митрофанова М. Л. Психологический тренинг в группе: Учебное пособие. – М.: Институт психотерапии, 2008
2. Кипнис М. Ш. Тренинг креативности. – М.: Ось – 89, 2006 (третье издание).
 

Источник: www.resobr.ru



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Хотели бы вы прочитать статью на тему "Как выполнить требования к соотношению заработной платы директора и работников школы"?

  • да 66.67%
  • нет 33.33%
результаты

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль