Давать карманные деньги ребенку: за и против

2953
 С.Ю. Прохорова, канд. пед. наук, доцент кафедры начального образования ОГБОУДПО УИПКПРО
Е.А. Хасьянова, учитель начальных классов МБОУ гимназия № 30, г. Ульяновск

Вопрос, стоит ли давать карамнные деньги ребенку, заставляет задуматься многих. Ведь в жизни наших детей они сегодня занимают далеко не детское место."- Машенька! Дай мне свою денежку, а то мне не хватает, чтобы расплатиться за покупку". - "Если ты мне ее потом вернешь и добавишь еще рублик, тогда пожалуйста". - "Хорошо, не переживай. Отдам!" Подобный диалог не редкость в наше время. Проблема "дети и деньги» не решается так однозначно, как раньше. Поэтому у родителей остаются открытыми многие вопросы. Некоторые из них можно обсудить с психологом на родительском собрании "Давать карманные деньги ребенку: за и против, или Что должен знать ребенок о деньгах".Задачи родительского собрания:
1. Познакомить родительский коллектив с психологическими особенностями «денежного» воспитания ребенка.
2. Предложить практические советы о том, как научить ребенка обращаться с деньгами.Подготовительная работа: анкетирование родителей по теме собрания; сбор мировых новостей по теме собрания.Оборудование: столы (расставленные полукругом), листы для тестирования, мультимедийный проектор. Форма проведения: диспут, дискуссия.Ведущий: воспитатель.Ход собрания
I. Приветствие участников. Настрой на доброжелательное взаимодействие. Определение тем для обсуждения

Слово ведущего.
Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня мы поговорим о такой важной проблеме, как ребенок и деньги. И ответим на следующие вопросы:

  • Давать карманные деньги ребенку или нет?
  • Если карманные деньги нужны, то с какого возраста их давать, в каком размере и как научить его правильно тратить?
  • Нужно ли ребенка знакомить с семейным бюджетом?
  • Как научить ребенка правильно совершать покупки?
  • Нужно ли премировать детей? Если да, то за что и как?

Предлагаю начать разговор с мировых новостей по теме нашего собрания.

Германия
Самыми оригинальными в решении данной проблемы оказались немцы: выдавая энную сумму на карманные расходы, они взимают с нее 20-процентный налог. Так они с самого детства приучают своих отпрысков быть законопослушными налогоплательщиками.
В Германии давать карманные деньги ребенку следует, ориентируясь на устаноленную законом норму. Ребенок в возрасте до 6 лет должен получать 50 центов в неделю, 7-летний - 1,5-2 евро, в 10 лет ребенку выдают 10-12 евро, с 13 лет - уже 20 евро, а 15-летнему подростку - 25-30 евро в неделю. За невыплату родителям угрожает штраф.Франция
Самыми строгими финансовыми воспитателями, на наш взгляд, стали французы. За серьезную провинность они «бьют» своих детей рублем, пардон, евро: штрафуют, урезая сумму карманных денег.Америка
Самые фанатичные в вопросах денежного воспитания - американцы. Прививая финансовую дисциплину, родители заставляют своих детей брать кредит на учебу и платят им буквально за все: за помытый пол, хорошую оценку или поведение.Венгрия
Хорошо учить детей обращаться с деньгами с помощью финансовых игр, как принято в Венгрии. Благодаря им ребенок поймет, как это - когда есть много денег, и что если тратить их, не думая, то можно остаться без копейки.
Примечание. Данную информацию можно представить в виде презентации, слайд-шоу или выпуска новостей.

II. Ознакомление родителей с результатами анкетирования
Родителям предлагаются обобщенные результаты предварительного анонимного анкетирования (анкету см. в приложении 1).
Выступление педагога-психолога «Деньги в жизни ребенка» (* По материалам книги: Мельникова В.В. Дети и деньги: Практические советы родителям. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2012.)

III.
Если мы, взрослые люди, задумаемся о том, какие заботы нас волнуют на сегодняшний день, то увидим, что чаще всего это материальные проблемы. Необходимость кормить, одевать, учить, лечить членов семьи - все это беспокоит нас и требует больших затрат. Надо понимать, что волнующие нас проблемы не могут оставаться не замеченными для наших детей. Постепенно у них формируется собственное отношение к деньгам. Если не обращать внимания на этот процесс, не влиять на него, то однажды мы можем не узнать своих повзрослевших детей, столкнувшись с их системой ценностей, сформировавшейся незаметно для нас.

1. Вопрос для обсуждения: нужно ли ребенка знакомить с семейным бюджетом? (Выслушиваются мнения родителей.)

Мнение психолога. Уже к тому моменту, когда ваши дети будут оканчивать начальную школу, они должны иметь представление о семейном бюджете в целом. Начинать их посвящать в этот вопрос можно уже сейчас, в подготовительной группе.

Рассказывайте детям о том, какие статьи расходов у вас имеются: питание, одежда, коммунальные платежи, мобильная связь, Интернет, развлечения и праздники, поездки в отпуск, лечение и обучение, хобби и другие.

Не надо думать, что ребенок не дорос до понимания столь серьезных вопросов, как семейные расходы. Современные дети нормально ориентируются в окружающей действительности, и будет лучше, если вы станете обсуждать с ним материальные вопросы. Важно объяснить, что есть в семейном бюджете расходы, которые нельзя сокращать. Это траты на питание, обучение, коммунальные платежи, погашение кредита. Но в то же время есть расходы, которые можно менять в сторону уменьшения или увели-чения. Например, не покупать в этом месяце понравившиеся обновки, а сделать ремонт на кухне.

Скоро ваши дети пойдут в школу. С этого момента у них появится первая серьезная материальная ответственность. Вы покупаете им массу школьных принадлежностей: учебники, ручки, карандаши, тетради, альбомы, линейки и т. д. Эти затраты нужно обязательно объяснить, ведь они являются частью семейного бюджета.

В дальнейшем целесообразно делать закупку школьных принадлежностей совместно с ребенком. При этом вы получите сразу несколько воспитательных возможностей. Во-первых, дети хорошо знают, что им требуется для занятий в школе, и смогут без труда составить список необходимых покупок. Во-вторых, вы научите их в магазине выбирать запланированные товары соответствующей цены и качества. В-третьих, они ощутят себя взрослыми, и у них повысится чувство ответственности. В-четвертых, впоследствии они легко будут справляться с покупкой школьных принадлежностей самостоятельно.

Перед школой вы уже можете потренировать ребенка в приобретении необходимых вещей. Для этого составьте вместе с ним список принадлежностей для уроков. Посмотрите, что у вас уже есть, а что надо докупить. В соответствии с этим откорректируйте список. Затем отправляйтесь в магазин.

Пусть ребенок сам в магазине выберет канцелярские принадлежности. Ваша роль - советчик и консультант. Научите его при выборе вещей сверяться с предварительным списком и не покупайте то, что не было оговорено заранее. Ведь ребенок, без сомнения, возьмет с прилавка какую-нибудь яркую, но бесполезную штучку. В этот момент уместно сказать и о полезности покупок: "Сейчас мы покупаем товары для дела, эта вещь тебе не пригодится на уроках".

В процессе выбора товаров можно обратить внимание ребенка на то, что аналогичные предметы имеют разную стоимость. Есть повод показать ему способы экономии. Если ребенку очень понравилась дорогая красивая тетрадь, то предложите купить ее при условии, что пенал или альбом, которые ему также необходимы, вы приобретете более дешевые, чем планировалось, - в этом случае вы не выйдете за рамки оговоренной суммы.

Научите ребенка не выбирать для покупки самые дешевые или очень дорогие товары. Объясните, что вещи с совсем низкой стоимостью, как правило, плохого качества и быстро приходят в негодность. А слишком дорогие покупать неразумно, потому что жизнь письменных принадлежностей в руках даже очень бережливого ребенка недолговечна.

Совместная покупка школьных принадлежностей - это лучший способ научить ребенка рационально расходовать деньги. Если вы в результате похода в магазин купили все необходимые товары и потратили оговоренную сумму, то можете поставить себе оценку "отлично". Удовлетворение от выполненной задачи даст хороший воспитательный эффект.Итак, сделаем выводы:

  • научите ребенка планировать и делать покупки на примере совместного приобретения школьных принадлежностей;
  • на доступном уровне обрисуйте, из чего складываются расходы семейного бюджета;
  • активно включайте ребенка в обсуждение семейных расходов - это поможет ему избежать ошибок во взрослой самостоятельной жизни.

2. Вопрос для обсуждения: давать карманные деньги ребенку или нет?
Примечание. Выступление двух родителей с противоположными точками зрения по данному вопросу
Мнение психолога. Конечно, деньги на карманные расходы давать надо, но нужен разумный и грамотный подход.

Когда начинать снабжать ребенка деньгами? (Выслушиваются мнения родителей.)

Эта потребность возникнет, как только ребенок начнет ходить в школу и самостоятельно передвигаться по городу, но в некоторых семьях и раньше - уже в подготовительной группе детского сада.

Когда вы принимаете решение давать карманные деньги ребенку, обязательно побеседуйте с ним о том, что ему нужно быть внимательным, аккуратным и ответственным. Надо с самого начала объяснить, что нельзя оставлять деньги без присмотра, давать их в долг или занимать у других детей. Еще одно "нельзя": никогда не играть на деньги. Выдавать их на карманные расходы лучше с четкой периодичностью. Если вы хотите научить ребенка планировать бюджет, то лучше установить промежуток времени, на который ему будут выдаваться строго определенные суммы. Оптимальный срок - неделя. На больший период трудно распланировать свои расходы!.

Говорите с детьми о том, что они купили на полученные от вас деньги. Можно научить ребенка откладывать их, копить на значительную вещь, а не тратить на мелкие ненужные предметы.

  • Приятно, когда ребенок на скопленные деньги покупает подарки членам семьи. Это придает ему взрослости, солидности и уверенности в себе.
  • Не следует наказывать ребенка за что-либо лишением карманных денег. Это может спровоцировать желание добыть их другим путем.
  • Нужно обязательно контролировать, на что ребенок расходует деньги. Беседуя с ним о прожитом дне, поинтересуйтесь, покупал ли он что-то, сколько денег у него осталось.

Ваша задача - построить доверительные отношения, чтобы ребенок рассказывал вам сам, на что он тратит деньги. Вы должны быть в курсе событий и представлять себе, какая сумма денег находится в распоряжении у вашего ребенка.

Итак, начиная давать карманные деньги ребенку, учтите основные моменты процесса становления финансовой самостоятельности вашего ребенка.

Примечание. На этом этапе педагог-психолог зачитывает памятку для родителей и говорит о том, что после собрания все желающие могут взять ее домой. Важно обратить внимание на то, сколько человек воспользуется этим предложением.Памятка для родителей
Ребенок и деньги

  1. Давать карманные деньги ребенку нужно в том количестве, что соответствует вашему бюджету и возрасту ребенка. Найдите золотую середину: не ущемлять и не баловать.
  2. Разработайте систему и оговорите ее с ребенком: выдается определенная сумма денег на один и тот же срок, предпочтительно на неделю.
  3. Не ругайте ребенка за то, как он тратит деньги, если это не вредит его здоровью. Помогайте только тактичными советами.
  4. Наблюдайте, анализируйте и контролируйте расходы ребенка, не вторгаясь в его личное пространство без особой необходимости.
  5. Лучше всего приобщать ребенка к деньгам в том возрасте, когда вы еще можете влиять на его отношения с финансами.
  6. Карманные деньги придают детям уверенности в себе. Ребенок, который может сам принять решение, что ему купить, начинает чувствовать себя взрослым.
  7. Иногда, чтобы купить что-либо значимое, ребенку приходится ждать, откладывать деньги. Это приучает его к терпению, а также к планированию своих расходов.
  8. Нередко в семье бывает так мало свободных средств, что карманные деньги для ребенка кажутся расточительством. В таких случаях давать ему совсем небольшую, символическую сумму лучше, чем не давать ничего. Даже горсть мелких монет дает ему ощущение независимости.

3. Вопрос для обсуждения: нужно ли премировать детей? Если да, то за что и как? (Выслушиваются мнения родителей.)
В формировании навыков хорошего поведения предпочтительны моральные, а не материальные поощрения. Другое дело -стимулирование ребенка за успехи. В этом случае целесообразно использовать и моральные, и материальные стимулы.

За успехи и достижения в творческих и спортивных занятиях ребенка можно и нужно поощрять премиями. Под премией понимается не только денежное вознаграждение, но и подарки. Если вы видите со стороны ребенка большой интерес и сильное желание заняться чем-то, важно поддерживать, в том числе и материально, эти порывы. Возможно, они станут увлечением на всю жизнь или даже будущей профессией. В любом случае затраченные деньги пойдут на пользу вашим детям.

Категорически не рекомендуется платить ребенку за помощь по дому. Ведь внутри семьи у всех равные права и обязанности. Не следует также "покупать" хорошее поведение у маленьких детей.

IV. Рефлексия

1. Работа с таблицей.
Родителям предлагается заполнить изображенную на доске таблицу, распределив по столбцам указанные формулировки.

От чего должна зависеть сумма кар-

манных денег

От чего не должна зависеть сумма кар-

манных денег

Формулировки:

  • от средних сумм, выдаваемых сверстникам (по возможности);
  • от настроения родителей;
  • от возраста ребенка;
  • от старания в домашних делах;
  • от возможностей семьи (например, составляет определенный процент от доходов взрослых);
  • от договоренности с ребенком;
  • от поведения (исключая крайние случаи);
  • от среднего уровня необходимых расходов;
  • от степени внимания родителей к ребенку.

Ключ к заданию
Первый столбец: от средних сумм, выдаваемых сверстникам (по возможности); от возраста ребенка; от возможностей семьи (например, составляет определенный процент от доходов взрослых); от договоренности с ребенком; от среднего уровня необходимых расходов.
Второй столбец: от настроения родителей; от старания в домашних делах; от поведения (исключая крайние случаи); от степени внимания родителей к ребенку.

2. Тест для родителей "Ребенок и деньги". (Приложение 2)

V. Подведение итогов родительского собрания, вынесение решений Педагог-психолог благодарит всех участников за активную работу и предлагает для решения возникающих вопросов и проблем записаться на индивидуальное консультирование.

Приложение 1Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Заполните, пожалуйста, анкету. Фамилию и имя можно не указывать.
1. Нужны ли ребенку карманные деньги?
Да
Нет
Другое

2. Вы даете ребенку деньги на карманные расходы?
Да
Нет
Иногда
Другое

3. Какую сумму денег Вы даете своему ребенку (укажите сумму)?
Постоянно одну и ту же сумму на определенный промежуток времени
Столько, сколько просит
Другое

4. Надо ли ребенка посвящать в семейный бюджет?
Да
Нет
Другое

5. Обсуждаете ли Вы с ребенком то, как он распорядился деньгами?
Да
Нет
Другое

6. Когда Вы были в подготовительной группе детского сада, Вам давали кар-
манные деньги?
Да
Нет

7. На что Вы, будучи ребенком, тратили карманные деньги?
На сладости
На всякую мелочь
Другое

8. В каком возрасте Вы заработали свои первые деньги?
В школе
В институте
Другое

Приложение 2 Тест для родителей "Ребенок и деньги"

Уважаемые родители!
Ответив на вопросы теста, вы проверите, как в вашей семье обстоит дело с обсуждаемой проблемой "Ребенок и деньги".

1. Если ребенок просит меня купить что-то недорогое, я покупаю.
Всегда (3 балла)
Иногда (2 балла)
Только если он этого заслуживает (1 балл)

2. Я хочу, чтобы мой ребенок ничем не отличался от сверстников. Если подружка (друг) ходит в новом дорогом платье (костюме), я в лепешку расшибусь, но куплю такое же (такой же).
Обязательно (3 балла)
Подумаю, могу ли себе позволить такую покупку (2 балла)
Обойдется (1 балл)

3. Дочь заявила маме: "Себе ты купила босоножки за две тысячи, а мне всего за пятьсот рублей!"
Конечно, мама не права (3 балла)
Если мама хочет, она может покупать себе любые вещи, главное, чтобы семья тоже не страдала (2 балла)
Какая негодяйка, да как она смеет так говорить (1 балл)

4. Сын возмущается, что родители купили новый холодильник, а он по-прежнему обходится без компьютера.
Родители – жадюги. Мальчику нужно играть столько, сколько он захочет (3 балла)
Если семье нужен большой холодильник, то мальчик должен это понять (2 балла)
Вот пойдет работать и пусть покупает себе хоть «мерседес» (1 балл)

5. Карманные деньги детям необходимы.
Всегда (3 балла)
Если они не могут зарабатывать сами (2 балла)
Обойдутся! Все, что нужно, купят родители (1 балл)

6. Я трачу на ребенка столько, сколько могу.
Всегда (3 балла)
Не балую. В день рождения и на Новый год подарки получает, а в другое время – пусть заслужит (2 балла)
Сыт, обут, одет. Остальное – мелочи (1 балл)

Результаты
От 13 до 18 очков. Осторожнее! Вы избаловали своего ребенка! Не стоит так часто покупать ему то, что он хочет, а уж тем более позволять ему обсуждать ваши личные покупки. Он не должен в это вмешиваться, и обсуждать с ним правомерность покупок совершенно ни к чему.

От 7 до 12 очков. Золотая середина. Ваш ребенок не избалован, но и не обделен вниманием и заботой. Продолжайте в том же духе!

От 1 до 6 очков. Вы перегибаете палку! Строгость строгостью, но держать ребенка "в черном теле" не нужно. Он может возненавидеть вас, заработать кучу комплексов, да и просто вырасти жадным и злым человеком. Помните, доброта и ласка, проявленные в том числе и в подарках, – прекрасный воспитательный прием. Нужно только следить за тем, чтобы этот прием применялся вовремя.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезный документ «Типичные ошибки, допускаемые при переходе на эффективный контракт».

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль