Интегрированный урок, посвященный Москве

1285

Тип урока: Урок закрепления и обобщения изученного материалаЦель: составить карту исторических достопримечательностей МосквыЗадачи:
образовательные:

  1. познакомиться с некоторыми историческими достопримечательностями Москвы
  2. закрепить знания по истории России
  3. закрепить умение работать по тексту (научному и художественному), искать необходимую информацию

воспитательные:

  1. воспитывать интерес к истории и культуре родной страны, уважение к традициям своего народа, любви к родной стране, родному городу, прививать интерес к изучаемому предмету, формировать культуру слушателя и рассказчика, воспитывать у учащихся чувство взаимоуважения и взаимопомощи, терпимость к чужому мнению, формировать умение работать в группе и индивидуально.

развивающие:

  1. развивать память, внимание, воображение, логическое мышление, языковую догадку
  2.  продолжать формировать навыки правильной речи, развивать общую эрудицию учащихся.

Оборудование: проектор, ноутбуки индивидуальные, раздаточный материал с текстом об Ивановской площади, с текстом для домашней работы, "Лента времени", карта Москвы для групп и для фронтальной работы, видеофильм "Московский Кремль. Из глубины веков", электронный словарь (презентация с необходимым набором слов к данному уроку), фломастеры, простые карандаши

Этапы урока

Результат

Что надо сделать

Формы

I этап. Актуализация знаний и постановка учебной задачи

Задача на создание карты Москвы с отмеченными на ней местами, интересными для знакомства с историей города

Ввести в условную ситуацию

Фронтальная

IIэтап. Знакомство с историей Московского Кремля

1. Узнали об истории Кремля, уточнили знания об образовании и развитии Московии, России до 19 в.

2. "Присвоены" художественные приемы выразительности текста

Просмотреть посмотреть видео о Московском Кремле, поработать с научно-популярным текстом и словарем , с "Лентой времени"

Общеклассное обсуждение

III этап. Знакомство с историческими достопримечательностями г.Москвы, выбранными учениками

1. Узнали другие исторические достопримечательности г.Москвы

2. Потренировались в роли менеджера по рекламе

Подготовить с учениками индивидуальные сообщения о достопримечательностях Москвы в виде рекламного буклета

Групповая

IV этап. Рефлексия

1. Оформили карту г.Москвы с отмеченными на ней историческими достопримечательностями

2. Вывод о значении города в истории России

Отметить на карте Москвы все исторические места, о которых шла речь на уроке.

Организовать работу по обобщению исторического значения города, по личной оценке каждого по проблеме урока

Общеклассное обсуждение, индивидуальная оценка

Конкретизация каждого этапа урока

Задание

Форма

Вопросы и задания учителя

Предполагаемые ответы учеников

Результат этапа

I этап. Постановка учебной задачи

Во Внуково приземлился самолет из столицы Монголии Улан-Батор, на борту которого вместе с мамой прилетел Батыр. Ему 10 лет, он очень любознательный. Батыр знал, что Москва – столица России. Он никогда не был в этом городе, поэтому  у него сразу возникли вопросы:  Когда и где "родилась" Москва? Как росла? Что за люди здесь жили и живут?

Фронтальная работа

На какие из вопросов мы сможем сегодня ответить? Что посоветуете Батыру? Как сами бы поступили на его месте? Определите тему и цель урока С чего бы вы начали? Как Батыру ориентироваться в направлениях? В конце урока отметим на карте только те исторические места, с которыми нам было бы интересно познакомиться поближе.

Отмечается "дефицит" знаний. Три способа познания: наблюдение, письменные источники, устные источники (взрослый). Пройти по историческим местам. Начинать нужно с центра города и всей России – Московского Кремля. Двигаться нужно по карте Москвы

Задача на создание карты г.Москвы с отмеченными на ней местами, интересными для знакомства с историей города

II этап. Знакомство с историей Московского Кремля

1.Посмотрите видеофильм "Московский Кремль. Из глубины веков" (до 10минут 03 секунд и нажать на "пауза"). Возьмите "Ленту времени" и простой карандаш. Во время просмотра отмечайте на ленте даты «жизни» Кремля.

Общеклассное обсуждение

Как думаете, с какого века начнется история жизни Кремля? С именем какого князя связано рождение города? Проверка после просмотра: сопоставьте свою «Ленту времени» с моей (на доске, предварительно закрыта), уточните  данные. Назовите имя князя, при правлении которого Московское княжество стало укрепляться, а в городе началось активное строительство каменных храмов, стены укрепились дубовыми бревнами, границы города расширились. Почему Ивану Калите удалось сделать все это? Кто из русских князей перестраивал стены Кремля? Век? О каких достопримечательностях Кремля шла речь в фильме?

12 век, 1147 г – год рождения Москвы Князь Юрий Долгорукий

 Иван Калита

Сумел договориться с ханом Золотой Орды о сборе налогов и повел это дело так ловко, что и татары были довольны, и его собственная казна пополнела.

 Дмитрий Донской (белый камень) – 14 век, Иван III (красный кирпич) – конец 15 века.Кремлевская стена с башнями, соборная площадь, грановитая и оружейная палаты, Большой Кремлевский дворец

1. Узнали об истории Кремля, уточнили знания об образовании и развитии Московии, России до 19 в.

 2. «Присвоены» художественные приемы выразительности текста

2. Остановились на Ивановской площади Кремля (на экране видео). Прочитайте  текст, расставляя на полях значки:

! – я это знал

+ - новое для меня

- - вызывает сомнение

? – возник вопрос. Закончим экскурсию (оставшийся фрагмент фильма) Рефлексия: Оппоненты (+, -)

 

Что вы прочитали? Расскажите об исторических фактах. В какие века именно так жила Ивановская площадь? Какие факты подсказали? Какие знания подтвердились? Какую информацию вы встретили? Какие вопросы возникли? Поработаем с текстом более подробно. Где находится Ивановская площадь? Прочитайте. Чем являлась для древней Москвы? Закончите предложение: На Ивановской площади с раннего утра можно встретить… Для чего сюда собирался народ? О каких приказах идет речь в тексте и чем они занимались? Как сейчас называются такие государственные учреждения? Обратимся к художественным средствам. Какие предложения говорят о личной оценке автора текста? Какие эпитеты внесли в текст образность и поэтичность? Какие еще приемы нашли? Какое из данных названий вы бы выбрали для текста, чтобы оно более точно раскрывало тему: 1. Ивановская площадь в старину 2. Ивановская площадь – деловой центр старой Москвы 3. Откуда пошло выражение «кричать во всю ивановскую» О какой достопримечательности еще узнали? В каком веке построена? Добавьте на «Ленте времени» Кто из ребят был убедителен?

Научно-популярная статья. Есть научные факты и использованы художественные приемы, существует личная оценка автора. 16 – начало 18 веков. Царствующий град – при Иване Грозном (царь); не было газет – при Петре I первая газета (январь 1703г.).

 Работа с отметками на полях.

Словарная работа

 От Архангельского собора к Ивану Великому и далее к Спасским воротам Деловой центр, место для наказания провинившихся стрельцов в красных кафтанах, крестьян в полушубках, тулупах и меховых шапках, ремесленников с топорами, купцов с окладистыми бородами, каликов перехожих, нищих в лохмотьях и на костылях, скоморохов с гудками и дудками, подьячих. Написать жалобу, узнать решение о ранее написанной жалобе, по важным делам в приказы, узнать новости города, княжества. Приказ стрелецкий – занимался он делами войска, нёсшего службу в Москве. Посольский приказ ведал иностранными делами. Счётных дел приказ заботился о взыскании налогов. Сколько народа толпилось здесь с утра! Крик стоял такой, что за Москвой-рекой, говорят, было слышно. Зычным голосом, царствующий град, истошно кричать…Фразеологизмы: как рыба в воде, кот наплакал, кричать во всю ивановскую; Открытое сравнение с островом. Все ответы, запись на свободной строчке. Сенатский дворец – резиденция президента РФ. В конце 18 века.

IIIэтап. Знакомство с историческими достопримечательностями Москвы, выбранными учениками

Отметили на карте Кремль. С какими историческими местами нашего города вы бы хотели познакомить Батыра? Рефлексия: какие исторические места вам показались наиболее интересными? Чем?

Групповая

 Каждый из вас в течение 2х минут должен рассказать о достопримечательности так, чтобы одноклассники захотели посетить это место и узнать о нем более подробно. Лучший менеджер по рекламе получит +5 учебных ступеней за работу и в подарок – оформление сообщения в виде буклета.

Рассказывают своей группе (4-5 человек)

Отмечают на карте самые интересные на их взгляд исторические места

1. Узнали другие исторические достопримечательности г.Москвы

2. Потренировались в роли менеджера по рекламе

IV этап. Рефлексия

Отметим на общей карте для Батыра все места, которые ему необходимо посетить. Домашнее задание. Поработать с текстом о Московском Кремле, расставляя на полях знаки.

Заключительное слово учителя:

 Твой город, твоя Москва даст тебе все доступное и известное всему человечеству. Наполняй душу любовью - к близким и далеким людям, к знаниям и своему делу, учись, живи, работай - Москва с любовью и пониманием смотрит на тебя.

Общеклассное обсуждение, индивидуальная оценка

Почему в нашем городе так много исторических мест? Мы смогли ответить на все вопросы Батыра? Дайте оценку тому, что сегодня узнали и всему  уроку.

Отсюда начиналась Россия. История Москвы  тесно переплетена с важнейшими событиями жизни русского государства. Индивидуальные оценки.

1. Оформили карту г.Москвы с отмеченными на ней историческими достопримечательностями
2. Вывод о значении города в истории России

Литература
1. Осетров Е.И. "Твой Кремль". – М.: Малыш, 1977
2. Сорова Н.А. Словарь архаизмов и историзмов.
3. Сорова Н.А. "Московский Кремль. Из глубины веков"



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль