Профориентационная работа в школе

40873
Курганский Сергей Михайлович
директор
Заслуженный учитель РФ, канд. пед. наук, проф. каф. естественно-математического образования Института развития образования Ханты-Мансийского автономного округа

Эффективность профессиональной ориентации обучающихся во многом зависит от хорошо организованного управления образовательным процессом. Профориентация в школе ведется по индивидуальной системе, пример реализации которой представлен в статье. 

Почему следует проводить профориентационную работу в школе

В условиях рыночной экономики характер и цели производственной деятельности меняются кардинальным образом: достижение финансового благополучия становится реальным только благодаря повышению интенсивности труда, готовности брать на себя ответственность, работать на результат. Программа по профориентации в школе должна формироваться с учетом реалий, чтобы обеспечить готовность школьников к трудовым отношениям. 

Профориентация в образовательном учреждении подразумевает реализацию несколько направлений профильной деятельности

  1. Организационно-методическая работа профориентационной направленности, осуществляемая через оказание помощи учителям в подборе пособий, материалов, диагностических карт во время лекций методических объединений
  2. Непосредственная работа с обучающимися: проведение профильных тестов, позволяющих выделить сильные стороны личности и сориентироваться в мире профессий, проведение тренингов по планированию карьеры, организация выездных экскурсий на предприятия, фабрики, производственные мощности, встреч с представителями разных профессий. 
  3. Взаимодействие с родителями: проведение родительских собраний, индивидуальных бесед с целью оказания консультативной помощи детям в вопросе выбора профессии. Заключение договоров с предприятиями, фирмами с целью организации профессиональных проб для школьников.  

Содержание профориентационной работы в школе

Классы

Содержание работы

1-4

Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и в обществе.

Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в т. ч. социальную, трудовую, игровую, исследовательскую

5-7

Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях.

Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре

8-9

Уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору.

Групповое и индивидуальное консультирование с целью формирования адекватного решения о выборе профиля обучения.

Формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям обучающихся

10-11

Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности

Профориентационная работа в школе: план на учебный год

Цель реализации плана по профориентации в школе: формирование у школьников готовности самостоятельно планировать профессиональный маршрут и карьерный рост в условиях рыночных отношений с учетом  своих возможностей, способностей и с учетом требований рынка труда. 

Задачи реализации плана организации профориентационной работы в школе: 

  • оказание консультативной и практической помощи школьникам в профессиональном самоопределении;
  • организация взаимодействия образовательного учреждения с представителями производственных объединений, собственниками бизнеса с целью обеспечения преемственности профессионального образования;
  • повышение значимости профориентационно важных ресурсов: трудового воспитания, обучения предмету «Технология». Таким образом обеспечивается и профориентация в начальной школе. 
  • применение нетрадиционных форм и методов работы для обеспечения вариативности профильного обучения;
  • адаптация реализуемых профориентационных технологий к потребностям рынка труда;
  • проверка эффективности реализации планов профориентационной работы в школе с последующей корректировкой.  

При планировании воспитательно-образовательной работы на неделю и составлении плана профиориентационной работы в школе (представлен в приложении) важно учитывать, что реализуемые в образовательной организации мероприятия по профориентации в школе должны быть направлены не выбор процессии каждым учащимся, а на формирование у школьников универсальных качеств, позволяющих осуществить сознательный выбор деятельности, нести ответственность за свое решение, сформировать готовность развиваться и совершенствоваться в профессиональном плане.    

Профориентационная работа в школе должна занять важное место в воспитательно-образовательном процессе, поскольку она является связующим элементом между образовательным комплексом и экономикой нашего государства. В масштабах страны очень важно, чтобы каждый учащийся на завершающих этапах школьного обучения нашел возможности наиболее полного удовлетворения своих интересов, реализации трудовых и творческих способностей, определил для себя место в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • План мероприятий по профориентационной работе в школе на учебный год.docx


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

  • 25 апреля 2017 г.
  • Права и обязанности родителей в образовательной деятельности

  • Пуляева Елена Валерьевна
    Вед. науч. сотрудник отдела социального законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ

    Участвовать


Школа Менеджера образования



© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 10 000+ профессиональных материалов;
  • 5 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль