Профориентационная работа в школе

40400
Курганский Сергей Михайлович
директор
Заслуженный учитель РФ, канд. пед. наук, проф. каф. естественно-математического образования Института развития образования Ханты-Мансийского автономного округа

Эффективность профессиональной ориентации обучающихся во многом зависит от хорошо организованного управления образовательным процессом. Профориентация в школе ведется по индивидуальной системе, пример реализации которой представлен в статье. 

Почему следует проводить профориентационную работу в школе

В условиях рыночной экономики характер и цели производственной деятельности меняются кардинальным образом: достижение финансового благополучия становится реальным только благодаря повышению интенсивности труда, готовности брать на себя ответственность, работать на результат. Программа по профориентации в школе должна формироваться с учетом реалий, чтобы обеспечить готовность школьников к трудовым отношениям. 

Профориентация в школе подразумевает реализацию несколько направлений профильной деятельности

  1. Организационно-методическая работа профориентационной направленности, осуществляемая через оказание помощи учителям в подборе пособий, материалов, диагностических карт во время лекций методических объединений
  2. Непосредственная работа с обучающимися: проведение профильных тестов, позволяющих выделить сильные стороны личности и сориентироваться в мире профессий, проведение тренингов по планированию карьеры, организация выездных экскурсий на предприятия, фабрики, производственные мощности, встреч с представителями разных профессий. 
  3. Взаимодействие с родителями: проведение родительских собраний, индивидуальных бесед с целью оказания консультативной помощи детям в вопросе выбора профессии. Заключение договоров с предприятиями, фирмами с целью организации профессиональных проб для школьников.  

Содержание профориентационной работы в школе

Классы

Содержание работы

1-4

Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и в обществе.

Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в т. ч. социальную, трудовую, игровую, исследовательскую

5-7

Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях.

Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре

8-9

Уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору.

Групповое и индивидуальное консультирование с целью формирования адекватного решения о выборе профиля обучения.

Формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям обучающихся

10-11

Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности

Профориентационная работа в школе: план на учебный год

Цель реализации плана по профориентации в школе: формирование у школьников готовности самостоятельно планировать профессиональный маршрут и карьерный рост в условиях рыночных отношений с учетом  своих возможностей, способностей и с учетом требований рынка труда. 

Задачи профориентации в школе: 

  • оказание консультативной и практической помощи школьникам в профессиональном самоопределении;
  • организация взаимодействия школы с представителями производственных объединений, собственниками бизнеса с целью обеспечения преемственности профессионального образования;
  • повышение значимости профориентационно важных ресурсов: трудового воспитания, обучения предмету «Технология». Таким образом обеспечивается и профориентация в начальной школе. 
  • применение нетрадиционных форм и методов работы для обеспечения вариативности профильного обучения;
  • адаптация реализуемых профориентационных технологий к потребностям рынка труда;
  • проверка эффективности реализации планов профориентационной работы с последующей корректировкой.  

При планировании воспитательно-образовательной работы на неделю и составлении плана профиориентационной работы в школе (представлен в приложении) важно учитывать, что реализуемые в образовательной организации мероприятия должны быть направлены не выбор процессии каждым учащимся, а на формирование у школьников универсальных качеств, позволяющих осуществить сознательный выбор деятельности, нести ответственность за свое решение, сформировать готовность развиваться и совершенствоваться в профессиональном плане.    

Профориентационная работа в школе должна занять важное место в воспитательно-образовательном процессе, поскольку она является связующим элементом между образовательным комплексом и экономикой нашего государства. В масштабах страны очень важно, чтобы каждый учащийся на завершающих этапах школьного обучения нашел возможности наиболее полного удовлетворения своих интересов, реализации трудовых и творческих способностей, определил для себя место в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • План мероприятий по профориентационной работе в школе на учебный год.docx


Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль