Из опыта работы учителя физкультуры

4847
Автор: Мелёхин Сергей Анатольевич, учитель физической культуры Эммаусская СОШ (Удмуртская Республика)

Некоторые современные молодые люди рассуждают приблизительно так: “Зачем нужна математика, когда под рукой всегда мобильный телефон, с помощью которого можно решать примеры любой сложности. А таблицу умножения можно не учить, а нажать несколько раз на кнопочки. Зачем нужна грамотность, когда в современных компьютерах заложены программы коррекции и достаточно набрать 2-3 буквы, и появляются варианты возможных слов. Выбрал из них нужное, ”кликнул”, и оно зафиксировалось на мониторе. Получаем печальный остаток: ” В современном мире необходимо уметь владеть компьютером, читать, чтобы выбирать варианты ответов и знать географию, чтобы отдыхать там, где хочется, а не куда отправили. Физическая культура превращается в предмет прикладного характера. Служит для поддержания формы, коррекции фигуры и развлечения в виде игр.
Учитывая всё это, можно и нужно направлять физическую активность ребёнка в нужное русло с помощью игр и повышения мотивации к занятиям физкультурой и спортом путём нестандартных приёмов.

1 Физические качества и умственное развитие.

В эпоху развития современных технологий, повальной компьютеризации и интернета часто можно услышать такую фразу: " Зачем нужны активные занятия физической культурой и спортом? Бесполезная трата времени. Спортсмены кроме мышц ничего не имеют. Они все "тупые" ". Так может рассуждать человек, который очень далёк от современного подхода к занятиям физической подготовки. Существует масса способов заинтересовать детей разного возраста в занятиях физической культурой, как развитием физических качеств, так и повышением эмоционального фона и умственного развития. Над развитием физических качеств без применения игровых способов могут работать только очень целеустремлённые люди, хорошо понимающие что, и для чего они делают.Школьники зачастую не понимают, для чего они выполняют то или иное упражнение и при определённой степени утомления порой отказываются выполнять задание. В этот момент хорошо бы переключить их внимание, и акцентировать его на других элементах. Применяя игровые методы и подключая умственную активность, ребёнок заинтересовывается упражнением и не замечает самого факта его выполнения. Используя на уроках физической культуры пройденный материал по другим предметам, позволяет не только заинтересовывать ребят выполнением упражнения, но и проверить их знания, полученные на уроках по другим предметам.

2. Начиная с малого.
В начальной школе сам факт выполнения упражнения должен сопровождаться игрой, только так можно заинтересовать ребёнка в развитии определённых качеств и навыков. Если ребёнок не будет бояться, что за плохое выполнение того или иного упражнения его ждёт наказание, он не будит бояться ходить на занятия
Интерес к занятиям воспитывается с детства. Игра в начальных классах позволяет повысить мотивацию у ученика.

Предположим, на уроке по физической культуре мы проходим развитие скоростно-силовых качеств. Наряду с игровыми методами (игры с использованием беговых, прыжковых заданий), можно поиграть с ребятами, например, в “Живую математику”. Для самых маленьких: закрепление материала” Чётные и нечётные числа”

Класс можно рассчитать на 1-2 или по порядку. По команде: “Чётные”- упражнение выполняют только вторые либо все чётные номера и соответственно по команде: “Нечётные”- упражнение выполняют только первые или все нечётные номера. Это задание даёт возможность закрепить знание по математике для самых маленьких школьников, которые проходят тему: ”Чётные и нечётные числа”. Постепенно усложняя задания в плане умственной активности и по мере прохождения материала по программе, в упражнение можно включать математические действия. Примеры на сложения и вычитания (1+2;2+5;12-8). Ребёнок, номер которого, совпадает с результатом примера, должен выполнить упражнение. Особенно нравится выполнять задания, детям разного возраста, связанные с решением таблицы умножения

3.Межпредметные связи.
По такому же принципу можно давать задания связанные с другими предметами. Вот, например, использование связи физическая культура и грамматика. Упражнения даются с закреплением того или иного материала. На пример правописание глаголов оканчивающиеся на - тся, - ться, или слова с безударными гласными. В первом случае можно одновременно закреплять материал по математике: ” чётные и нечётные числа ”. Расчёт по порядку; чётные упражнение в случае наличия мягкого знака в окончание глагола, нечётные – его отсутствие. Например: драться - выполняют чётные; дерётся – выполняют нечётные номера.

Очень нравится ребятам задания связанные со звукобуквенным анализом. Дети выбирают любую букву из алфавита и должны её представить в любом слове, где она есть, как она пишется и как произносится звук. Задача учителя подобрать слова с использованием этих букв. Например, в слове РОССИЯ задействованы 5 букв Р, О, С (две буквы), И,Я. Это означает, что среди детей должно быть как минимум 2 ребёнка имеющие данные буквы. Причём дети, имеющие буквы “ О ” или “ А ” должны сообразить, как именно пишется это слово. Ведь это слово пишется с буквой “ О ”, хотя слышится “ А ”. И только тот ребёнок, который имеет букву, находящуюся в данном слове должен выполнить то или иное задание. В зависимости от того, какая цель преследуется учителем. Победителем этих маленьких соревнований станет, естественно только тот, кто имеет не только хорошие физические качества, но и правильно решает задания связанные с другими предметами.

Если проанализировать схему этих игр-соревнований, то вместо математики и русского языка можно использовать другие учебные дисциплины, например:

География – определение страны и столицы (1-е номера-страны;2-е номера-столицы)
определить на каком континенте находится та или иная страна (расчёт на 1-4)
Химия – металлы, неметаллы; количество электронов на внешней эл. оболочке
Ботаника – лиственные-хвойные; голосеменные-покрытосеменные; деревья-кустарники;
Биология – млеко питающиеся-пресмыкающиеся-птицы-рыбы; живородящие-яйцекладущие
Физика – твёрдые-жидкие-газообразные

4.Подводим итог

Как видим из вышеизложенного, физическая культура может не только развивать физические качества, но и закреплять материал, полученный на других предметах. Такие занятия повышают интерес к уроку и показывают ученику, что мало обладать сильными мышцами, надо ещё уметь думать и грамотно применять свои знания. Аттестацию по физкультуре в школе также можно интегрировать с другими предметами.

Данные примеры приведены из практики и используются мною на уроках физической культуры уже в течение многих лет



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы


© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль