Разработка урока по русскому языку с применением ИМЭУ на тему "Глагол как часть речи" (повторение изученного в 5 классе)

12913
Автор: Судакова Светлана Рудольфовна Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5, город Светлый (Калининградская область)

Цели:

  • развивать навыки работы с ИМЭУ, на сайтах ЭОР в Интернете;
  • повторить изученный материал о глаголе как о части речи;
  • обосновывать правильность выбора орфограмм при написании глагола;
  • способствовать активизации мыслительной деятельности учащихся с помощью проблемных заданий;
  • формировать орфографическую зоркость, речевую культуру;
  • развивать познавательный интерес к языку;
  • расширять кругозор обучающихся;
  • воспитывать любовь к русскому языку у школьников.

Задачи:

  • Повторить тему "Местоимение".
  • Развивать навыки определения морфологических признаков глагола: времени, вида.
  • Совершенствовать умения нахождения изучаемых частей речи в текстах, на слух, правильно задавать вопрос.
  • Уметь определять синтаксическую роль глагола в тексте.
  • Повторить правописание: не с глаголами, -тся – -ться, мягкий знак после шипящих в глаголах.
  • Выяснить, каково было значение глагола в старославянском языке.

Аннотация:
Урок русского языка в 6 классе по теме "Глагол как часть речи (повторение изученного в 5 классе)" был осуществлён с применением ИМЭУ (Plastik Logic 100 модель PLR003). Занятие может проводиться и перед изучением темы "Глагол" в 6-м классе, и в начале или конце учебного года при повторении изученного в 5-м и 6-м классах. Использование ИМЭУ, ИКТ, программных продуктов и ЭОР на уроке в ситуации "один-пять компьютеров в рабочей зоне класса" позволили сделать учебный процесс личностно-ориентированным, использовать разнообразные формы работы с теоретическими понятиями, сравнивать способы подачи материала, выбирать задания разного уровня сложности.
 
План урока

ЭТАП УРОКА

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ЭОР ИМЭУ

Организация работы с ЭОР ИМЭУ

Время

1. Проверка домашнего задания: упражнение № 455

ИМЭУ. Учебник по русскому языку М.Т. Баранова, стр. 191

На перемене в заготовленную таблицу на доске 4 человека из класса вписывают предлоги, существительные, прилагательные, местоимения, которые пишутся слитно, раздельно и через дефис. После звонка на урок остальные учащиеся проверяют правильность выполнения этого задания

1

2. ПовторениеИсследовательский метод

ИМЭУ. Учебник по русскому языку Е.А.Быстровой ( II часть), стр. 3, упр. 1

Учитель читает незнакомый текст А.П.Чехова «Моя «она» без концовки. Дети в ходе прочтения должны ответить на вопросы:
- О чём текст.
- Перечислить местоимения, которые встретились в тексте.
- Назвать разряды местоимений.

2

3.Подведение к «новой» тем/ Метод наблюдения и исследования

ИМЭУ. Учебник по русскому языку Е.А.Быстровой (I часть), стр. 162, упр. 211

Работа в 3 группах: каждой группе предлагаются по 2 загадки из упражнения. Нужно назвать отгадки. Проблемные вопросы:
- Какие слова подсказали вам отгадки?
- Что они обозначают?
- К какой части речи они относятся?

2

4. Обозначение целей и задач урока

Слайд презентации, подготовленной учителем к уроку
      Рис.1  Рис. 2

Чтение на слайдах темы, цели и задач урока. Дети записывают в тетрадях: число, классную работу, тему урока. (см. рис.1, 2)

5. .Повторение сведений о глаголе из 5 класса

ИМЭУ. Учебник по русскому языку М.Т. Баранова, стр. 192, § 80правило.

Сначала дети отвечают на вопрос:
- Что вы помните о глаголе из 5 класса? Затем читают правило на стр. 192 и пересказывают его, дополняя свои знания сведениями из правила § 80.

1

6. Культура речи

Инновационные учебные материалы: «Русский язык. 5-7 класс». Мультимедиа, 6 класс, урок 1. Что за часть речи глагол? Часть 1;  (ЕК)
 Рис. 3

Новый материал основывается на сведениях о глаголе  из старославянского языка. Вопрос:
-Что означало слово «глагол» в старославянском языке? (см. рис.3)

3

7. Освоение «нового» материала
«Как определить время глагола»?
(Формирование навыков: применение полученных знаний на практике)
 Работа с закладками-«погонами» - исследовательский метод

ИМЭУ. Учебник по русскому языку М.Разумовской, стр. 133, упр. 299

Учащиеся выполняют упр. 299 из учебника М.Разумовской в ИМЭУ.
Задание:
- Определите время глагола: над прошедшим временем ставим закладку с галочкой – прошедшее время, закладка с крестиком – настоящее время, закладка со звёздочкой – будущее время.

3

8. Освоение «нового» материала
«Как определить вид у глагола?
 
 Проблемная ситуация Объяснительно-иллюстративный метод Метод беседы 

Слайд презентации: «Поэтическая пятиминутка»Рис. 4

Вопросы к слайду:
- Опишите фрагмент фотографии, используя глаголы.
- Какое стихотворение напоминает вам эта иллюстрация?
- Вспомните и прочитайте с выражением стихотворение.
- Прослушайте романс на стихи М.Ю.Лермонтова в исполнении А.Б.Матюхина (МР-3).
-Выпишите из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Утёс» глаголы.
- Как определить у них вид? (см. рис.4)

7

9. Освоение «нового» материала (формирование навыков/применение полученных знаний на практике). Определение вида глагола. Решение тестов.
 Частично-поисковый метод

Интернет. Единая коллекция образовательных ресурсов.  Русский язык. Обучающие тесты. 5-7 классы
   Рис. 5

Дети решают тесты на 5 ноутбуках, подключённых к Интернету.
С остальными ведётся фронтальная работа. Учитель демонстрирует один из вариантов тестов, предложенных ЕК, на экране телевизора, ученики подсказывают правильное решение, перемещая предложения в таблицу с совершенным и несовершенным видом. (см. рис.5)

6

10. Освоение «нового» материала (формирование навыков/применение полученных знаний на практике). Правописание глаголов на –тся и –ться.
 Интерактивный метод

ИМЭУ. Учебник по русскому языку М.Т. Баранова, стр. 193, упр. 458.
 
 
 Рис.6

1. Работа по вариантам в «Новых заметках» ИМЭУ.
 1 вариант - выписывают глаголы на –тся,
2 вариант - выписывают глаголы на –ться. Учащиеся выборочно подносят свои ИМЭУ учителю с выполненным заданием.
Затем кто-то из учащихся объявляет ответы по заданию, которые в процессе проверки корректируются.
2. На слайде презентации помещены глаглы с мягким знаком и без. Дети сигналами-карточками должны показать наличие и отсутствие мягкого знака. (см. рис.6)

4

11. Освоение «нового» материала (формирование навыков/применение полученных знаний на практике).
Правописание глаголов с частицей НЕ
 Практический метод

Слайд презентации «Правописание НЕ с глаголами» 
 
 Рис. 7

Задание:
- Перепишите глаголы в тетрадь, раскройте скобки, объясните правописание глаголов с НЕ.
-Какое правило применяли для правильного написания глаголов с частицей НЕ? (см. рис.7)

5

12.Закрепление материала
 
 Метод самостоятельной работы с последующей самопроверкой

Решение заданий в форме тестов по повторенным темам. 
Рис. 8-9

Дети выполняют задания в виде тестов на раздаточных листах. (см. рис.8-9)

5

13. Взаимопроверка теста в паре

- Производится последующая взаимопроверка в паре за партой по слайду презентации, подготовленной учителем, и выставление оценок друг другу учащимися.
- Оценки сообщают учителю, которые учитываются при выставлении оценок за урок.

2

14. Объявление учителем оценок за урок.

1

15. Домашнее задание

Слайд презентации Рис. 10

Повторить спряжения глагола, § 80 выучить, упр. 458. (см. рис.9)

1

 Конспект урокаПроверка домашнего задания: упражнение № 455. (ИМЭУ. Учебник по русскому языку М.Т. Баранова, стр. 191) - На перемене в заготовленную таблицу на доске 4 человека из класса вписывают предлоги, существительные, прилагательные, местоимения, которые пишутся слитно, раздельно и через дефис.
- В начале урока остальные учащиеся проверяют правильность выполнения этого задания.IПовторение по только что пройденной теме "Местоимение". (ИМЭУ. Учебник по русскому языку Е.А.Быстровой ( II часть), тр. 3, упр. 1)
- Учитель читает незнакомый текст А.П.Чехова "Моя она" без концовки.
Дети в ходе прочтения должны ответить на вопросы:
- О чём текст? Перечислите местоимения, которые встретились в тексте.
Назовите разряды этих местоимений.Подведение к новой теме. (ИМЭУ. Учебник по русскому языку Е.А.Быстровой (I часть), стр. 162, упр. 211)
- Тема урока не объявляется. Дети должны сами её назвать, исходя из следующего задания.
- Групповая работа. Ученики распределяются по 3 группам.
- Каждой группе предлагаются по 2 загадки из упражнения. Нужно назвать отгадки. Проблемные вопросы:
- Какие слова подсказали вам отгадки?
- К какой части речи они относятся?
- Что они обозначают?Повторение сведений о глаголе из 5 класса. (ИМЭУ. Учебник по русскому языку М.Т. Баранова, стр. 192, § 80 правило)
Сначала дети отвечают на вопрос:
- Что вы помните о глаголе из 5 класса?
- Затем читают правило на стр. 192 и пересказывают его, дополняя свои знания сведениями из § 80.Обозначение целей и задач урока.
- Используется слайд презентации, подготовленной учителем к уроку.
- Дети записывают в тетрадях: число, классную работу, тему урока.Культура речи. (Инновационные учебные материалы: "Русский язык. 5-7 класс". Мультимедиа, 6 класс, урок 1. Что за часть речи глагол? Часть 1; (ЕК)).

Новый материал основывается на сведениях о глаголе из старославянского языка.
Вопрос: Что означало слово "глагол" в старославянском языке?Освоение нового материала. (ИМЭУ. Учебник по русскому языку М.Разумовской, стр. 133, упр. 299). (Формирование навыков: применение полученных знаний на практике).
Вопрос учителя:
- Какие вы знаете времена глагола, как их определить?
- Учащиеся выполняют упр. 299 из учебника М.Разумовской в ИМЭУ.
Задание:
- Работа с закладками в ИМЭУ. Определите время глагола: над прошедшим временем ставим закладку с галочкой – прошедшее время, закладка с крестиком – настоящее время, закладка со звёздочкой – будущее время.
Как определить вид у глагола? Используется слайд презентации, подготовленной учителем
"Поэтическая пятиминутка".

Вопросы к слайду:
- Опишите фрагменты иллюстрации, используя глаголы.
- Какое стихотворение напоминает вам эта иллюстрация?
- Вспомните и прочитайте с выражением стихотворение.
- Прослушайте романс на стихи М.Ю.Лермонтова в исполнении А.Б.Матюхина – мр-3.
- На ваш взгляд, совпадает ли текст стихотворения с тональностью и чувством при исполнении романса?
-Выпишите из стихотворения М.Ю.Лермонтова "Утёс" глаголы.
- Как определить у них вид?

Освоение нового материала (формирование навыков: применение полученных знаний на практике). Определение вида глагола в тестах. (Использование в работе "Единой коллекции образовательных ресурсов". Раздел: "Русский язык'. Обучающие тесты. 5-7 классы. Глагол. "Тест . Вид глагола").
- Дети решают тесты на 5 ноутбуках, подключённых к Интернету. Задание: "Какая приставка должна быть у глагола? Выберите её". 4 разных теста.
- С остальными ведётся фронтальная работа. Учитель выходит в Интернет, демонстрирует один из вариантов тестов, предложенных ЕК, (но не тот, что дети решают на ноутбуках). Русский язык-6 класс-Обучающие тесты 5-7 классы-Глагол- Тест Вид глагола-Задание: Подумайте, какого вида в примерах глаголы? Распределите примеры по таблице
Вопросы:
-На какие вопросы отвечают глаголы совершенного и несовершенного вида?
- Может ли приставка повлиять на вид глагола? Ученики комментируют правильное решение, отвечают на вопрос.

Освоение нового материала (формирование навыков/применение полученных знаний на практике). Правописание глаголов на –тся и –ться. (ИМЭУ. Учебник по русскому языку М.Т. Баранова, стр. 193, упр. 458).
- Вопросы учителя:
- Что нужно сделать, чтобы правильно написать –тся и –ться в глаголах?
- В каких формах глагола всегда пишется мягкий знак?
- Работа по вариантам в «Новых заметках» ИМЭУ.

1 вариант – впечатывают глаголы на –тся,
2 вариант – впечатывают глаголы на –ться.
- Учащиеся выборочно подносят свои ИМЭУ учителю с выполненным заданием.
- Затем кто-то из учащихся объявляет ответы по заданию, которые в процессе проверки корректируются, если они не правильные.

Освоение нового материала (формирование навыков: применение полученных знаний на практике). Правописание глаголов с частицей НЕ. Используется слайд презентации, подготовленной учителем "Правописание НЕ с глаголами".
Задание: "Перепишите глаголы в тетрадь, распределите их по колонкам в таблице, раскройте скобки, объясните правописание глаголов с НЕ".
- Какое правило применяли для правильного написания глаголов с частицей НЕ?Закрепление материала.
- Решение детьми заданий в форме тестов по повторенным темам за урок.
- Дети выполняют задания в виде тестов на раздаточных листах.Правильные ответы высвечиваются на слайде презентации, подготовленной учителем.
- Производится последующая взаимопроверка в паре за партой и выставление оценок друг другу учащимися.
- Оценки сообщают учителю, которые учитываются при выставлении оценок за урок.Объявление учителем оценок за урок переносится на следующее занятие.Домашнее задание написано на слайде презентации.
- Повторить спряжения глагола, выучить § 80, выполнить упр. 458.
- Проецируется на слайде презентации, подготовленной учителем.

Список используемого программного обеспечения и готовых электронных образовательных ресурсов:
ИМЭУ (Plastik Logic 100 модель PLR003), компьютер учителя, подключённый к Интернету, ЖК телевизор, Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, 5 ноутбуков, подключённых к сети Интернет.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Что чаще всего горит в школе?

  • Электропроводка 43.75%
  • Электроприборы 8.75%
  • Реактивы 3.75%
  • Помещения и оборудование пищеблока 3.75%
  • Чердаки, подсобные помещения 6.25%
  • Мусор, сухая трава во дворе 33.75%
Другие опросы

Важно знать



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Менеджер образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ», из которой узнаете о ключевых изменениях в нормативных правовых актах, требующих обязательного применения в образовательной практике.

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль