Опыт развития филологической интуиции учащихся на уроках литературы

1098
Автор: Сорокина Ирина Тимофеевна, учитель русского языка и литературы МОУ "Майская гимназия" (Белгородская область)

Принято считать, что способность к творчеству - это врожденное качество, присущее лишь немногим. Действительно, спонтанному творчеству, наверное, рано или поздно приходит конец. Поэтому "учить творчеству" нельзя, но целенаправленно, сознательно помогать тому, чтобы оно не гасло, а развивалось, необходимо. Ведь потребность в творчестве и самовыражении, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в течение жизни далеко не всегда.

Используя в практике работы инновационную технологию обучения литературе Б.С. Дыхановой, мы убедились, что развитие творческих способностей учащихся строится на моделировании исследовательских ситуаций практически на каждом уроке, где учащиеся учатся ставить проблему, выдвигать гипотезу, наблюдать, сравнивать, классифицировать, группировать, искать пути доказательств, обобщать полученные результаты.

Новизна технологии обучения литературе Б.С. Дыхановой заключается в том, что при ее применении художественный текст превращается в материал для обучения, т. е. художественное произведение перестает выполнять роль иллюстрации к слову учителя или автора учебника, а становится главным источником знания об основах литературоведения, о теории литературы, об авторе, его эпохе. Интересно, что вместо "личной педагогики", воплощающей индивидуальные подходы одаренных профессионалов (коих единицы), предлагается универсальная и в то же время строго ориентированная на конкретный уникальный художественный текст методика работы; развитие устной и письменной речи возникает спонтанно в образовательном процессе, благодаря наличию своеобразных "тренажеров" - опорных логико-структурных схем и таблиц. Но самое главное - находит осуществление завет великих педагогов - обучая, воспитывать, так как в процессе обучения оказывается задействован личный опыт учащегося и достигается тот уровень понимания текста, при котором обеспечивается яркость эмоционального впечатления за счет обучения пониманию текста. Учителей-практиков привлекает то, что данная инновационная технология ориентирует прежде всего на интеллектуальную инициативу ребенка. Интеллектуальная инициатива — это проявление ребенком самостоятельности при решении разнообразных учебных и исследовательских задач, стремление найти оригинальный альтернативный путь решения, рассмотреть проблему на более глубоком уровне либо по-другому подойти к ней. Поддержка и развитие этих способностей должны быть постоянной заботой учителя.

Необходимо отметить ещё одну особенность технологии Б.С. Дыхановой: доминирование собственной исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний. Еще А. Дистервег говорил о том, что плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить. Важность этого требования может быть осознана на уровне формально-логических рассуждений.
На уроках литературы учащиеся иногда сами открывают "реальные проблемы" в процессе обучения. Эти проблемы вызывают личностную обращенность ребенка, вовлекают всю его эмоционально-чувственную сферу через активное воздействие на интеллектуальном уровне и не могут не иметь выхода или уникального решения. Но самое главное - результат их решения не может быть неинтересен ребенку. Домашнее чтение текста художественного произведения включает и подчеркивание всех неясных или просто заинтересовавших самого ученика слов, и определение их словарного и контекстуального значения. А в классе это задание проверяется в процессе чтения по «цепочке», которое сопровождается истолкованием подчеркнутых каждым учеником слов. Для определения точного и полного смысла слова подбирают его «родственников», синонимы и антонимы, анализируют его состав, выясняют «родословную». Такая постоянная, обязательная работа рождает, кроме всего прочего, творческое и любовное отношение к литературе, в богатстве и совершенстве которой убеждается каждый не с чужих слов, а воочию. Главный этап работы над текстом художественного произведения - словарная работа, которая необходима для полноценного, восприятия читаемого, для спонтанного обогащения активного словаря учащегося, развития филологической интуиции, выработки стилеразличительных навыков. Никто не станет отрицать необходимость объяснения тех или иных слов в изучаемом тексте - архаизмов, неологизмов, иноязычных по происхождению слов. Зачастую читатель, обладающий минимальным словарным запасом, механически воспринимает огромное количество языковых единиц, не относящихся к вышеперечисленным лексическим категориям: сюда входит почти все, что остается за пределами личного опыта и культурного развития. Первичное, не преследующее цели разобраться в значениях каждого из слов, составляющих текст, чтение дискретно: значения многих слов воспринимаются превратно или вообще не фиксируются сознанием, как бы пропускаются. Такое механическое чтение вырабатывает привычку ухватывать лишь самый первый смысловой слой прочитанного.
Навык устойчивого, постоянного внимания к семантике и этимологии слова в художественном тексте и вне его вырабатывается ежедневной работой над словарем произведения вместе с детьми.

Приведем пример словарной работы на уроке в 8 классе по теме "А.С. Пушкин Гроб Анакреона".

Горлица на лире – расшифруйте этот поэтический символ.
Сладострастия мудрец – есть ли поэтическая логика в соединении этих слов? Что такое оксюморон?
Подняв на лиру длани – что такое "длани" и какое действие здесь обозначено?
Хариты – кого так называли в греческой мифологии? Выясняется, что это богини чувств.
Смертный, век твой привиденье ? А сейчас какое значение имеет это слово? Проводим аналогии и выясняем, что в современном русском языке есть синоним к этому слову – «иллюзия».

Предлагаемые вопросы к словарю выявляют полисемантичность художественного слова, скрытые в нем пласты значений. Такие вопросы заставляют даже неискушенного читателя ощутить присутствие в слове некоего "зазеркалья", пробуждают и развивают лингвистическую интуицию.

Да, несомненно, человеческое мышление не обходится без аналогий. Они помогают понять новое, соотнося его с уже известным: они позволяют связывать мысли и являются основой творческого мышления. В своеобразном диалоге с художественным текстом, в который вступают участники познавательной деятельности, итоговые знания становятся собственностью каждого из них, поскольку в этой ситуации информация не потребляется, а добывается в напряженном интеллектуальном поиске. Эвристические (поисковые) программы-вопросники организуют интеллектуальную деятельность учащихся, целью которой является запрограммированный результат. В процессе реализации эвристических программ односложные ответы исключены. Здесь обязательна аргументация, опирающаяся на данные самого художественного текста. Различие между эвристическим и репродуктивным вопросами определяется именно невозможностью однозначного отрицательного или утвердительного ответа на вопрос первого типа, тогда как во втором случае возможно и утверждение, и отрицание, и сообщение факта.

Например:
- Определите жанр романа И.С. Тургенева "Отцы и дети": социально-психологический, любовный, социально-бытовой. В ходе решения такой задачи озвучивается сюжет произведения, прослеживается судьба главных героев, определяется читательское отношение, отрабатываются теоретические понятия.

В итоге интеллектуальной коллективной деятельности учащиеся овладевают специфической эстетической информацией, закодированной в каждом художественном тексте.
При таком принципиально новом подходе к образовательному процессу изменяется и оценка эффективности урока. Если на обычных уроках превыше всего ценится знание "пройденного" учебного материала, то на "дыхановских" - акты спонтанно осуществляемого мышления, свободного мыслительного дела-действия, осуществляемого индивидуально и всеми вместе, с равной ответственностью и учениками, и учителем.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль