Урок Д.С.Лихачева. Читая "Письма о добром"

4964
Автор: Константинова Елена Ивановна, г. Раменское

Цель урока: предоставить старшеклассникам возможность

  • изучить биографию Д.С. Лихачева;
  • поразмышлять о важных проблемах человеческого бытия;
  • определить свое отношение к нравственным ценностям;
  • познакомиться с жизненными взглядами Д.С. Лихачева;
  • получить позитивный эмоциональный опыт в отношении к его жизни и деятельности.

В классе:

  • портрет Д.С. Лихачева;
  • на доске записана дата жизни Д. С. Лихачева;
  • на доске записаны 10 заповедей человечности:

Не убий и не начинай войны.
Не помысли народ свой врагом других народов.
Не укради и не присваивай труда брата своего.
Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти.
Уважай мысли и чувства братьев своих.
Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай.
Чти природу как матерь свою и помощницу.
Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба.
Пусть живет все живое, мыслится мыслимое.
Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным
Д.С.ЛихачевВступительное слово учителя:
Уважаемые старшеклассники!
Сегодня мы встретились с вами, чтобы провести особенный урок. Посвящен он не событию, не ситуации в мире, а конкретному человеку, имя которого стало символом нравственных ценностей. Урок посвящен памяти Дмитрия Сергеевича Лихачева. В этом году 105 лет со дня его рождения.

Рассмотрим этапы жизни (биографию) Дмитрия Сергеевича Лихачева. (Презентация)

Он жил в жестокий век, когда попирались нравственные основы существования человека, однако стал «собирателем» и хранителем культурных традиций своего народа. Выдающийся русский ученый Дмитрий Сергеевич Лихачёв не только трудами своими, но и всей жизнью утверждал принципы культуры и нравственности. Он автор фундаментальных работ, посвященных истории русской литературы и культуры, значительная часть которых переведена на 11 языков мира.

Дмитрий Лихачёв родился в 1906 году в Санкт-Петербурге. В 1928 году, по окончании факультета общественных наук Ленинградского государственного университета, он был незаконно репрессирован. Пять лет Дмитрий Сергеевич находился в лагере на Соловках, трудился на строительстве Беломорско-Балтийского канала. В 1932 году его освободили досрочно.
Карьера Дмитрия Сергеевича выглядела предельно просто: работа корректором в издательстве Академии наук СССР, затем научным сотрудником Института русской литературы. В 70-е годы он возглавил редколлегию ежегодника "Памятники культуры. Новые открытия", редколлегию серии "Литературные памятники", в конце 80-х годов — участвовал в создании журналов "Новый мир" и "Наше наследие".

За краткими строками биографии — многогранная жизнь мыслителя, ученого, общественного деятеля.
Будущий ученый посвятил себя научной деятельности: тщательно, скрупулезно занялся изучением древнерусского языка и литературы. Он написал более тысячи научных работ и публицистических статей. В 1941 году Дмитрий Сергеевич защитил кандидатскую диссертацию на тему "Новгородские летописные своды XII века". В 1947-м, написав монографию "Очерки по истории литературных форм летописания XI—XVI веков", стал доктором филологических наук. Всемирную известность приобрели его труды "Поэтика древнерусской литературы", "Развитие русской литературы Х—ХVII веков", цикл работ, связанных с изучением "Слова о полку Игореве".

Через призму истории русского языка и литературы исследователь постигал культуру своего народа. Он не просто исследовал особенности древнерусского языка и построения художественного текста, но и проповедовал законы морали и нравственности, соблюдать которые пристало культурному человеку во все времена.

Целенаправленно и последовательно великий гуманист приобщал современников к живительной и неистощимой сокровищнице отечественной культуры — от киевских и новгородских летописей, Андрея Рублёва и Епифания Премудрого до Александра Пушкина, Фёдора Достоевского, философов и писателей двадцатого века. Он всегда вставал на защиту ценнейших исторических памятников. Его деятельность была яркой, а слова убедительными, не только благодаря таланту литературоведа и публициста, но и вследствие его высокой позиции гражданина и человека.

Крупнейший ученый, исследователь и педагог, человек редчайшей эрудиции и щедрой души, он воспитал целую плеяду достойных учеников.

В 1986 году Дмитрий Лихачёв организовал Советский, ныне Российский, фонд культуры и был в нем председателем президиума до 1993 года. Интересы общества Дмитрий Сергеевич отстаивал, будучи депутатом Ленсовета, народным депутатом СССР, членом комиссии по правам человека при Администрации Санкт-Петербурга, членом комитета по науке, народному образованию, культуре и воспитанию в Верховном Совете СССР.

Он был избран академиком Российской академии наук. Кроме того, 16 национальных академий и европейских университетов присвоили ему почетные звания. Великий сын своей страны, Дмитрий Лихачёв — лауреат Государственных премий, Герой Социалистического Труда, кавалер ордена Трудового Красного Знамени, ордена Святого апостола Андрея Первозванного, ордена искусств "Янтарный крест" — был отмечен и другими наградами. Он стал первым почетным гражданином Санкт-Петербурга, а также итальянских городов Милана и Ареццо. Имя Лихачёва присвоено малой планете № 2877.

Дмитрий Сергеевич внес неоценимый вклад в развитие отечественной и мировой гуманитарной мысли, в защиту и сохранение культурного наследия россиян. Он стал символом высокой нравственности, чести и достоинства, а жизнь его — примером бескорыстного служения народу.

На сегодняшнем уроке мы поднимем вопрос об интеллигенции и интеллигентности и поразмышляем о письме двенадцатом "Человек должен быть интеллигентен!" из книги Д.С. Лихачева "Письма о добром".

Слово "интеллигенция" на других языках мира определяется как заимствованное из русского. И, наверное, не случайно Европа и Америка предпочитают слову "интеллигент" слово "интеллектуал". Русский язык не просто принял, вобрал в себя иноземное слово – он его одухотворил. Ни в одном другом языке мира это слово не несет дополнительной смысловой нагрузки. Интеллигентность – это способность человека к духовной эволюции, самотворению: сам себя творишь и сам себя отворяешь, выявляя дотоле неведомые силы и способности.

Для организации урока:

  • Класс делится на "рабочие" группы.
  • Участники "Рабочих" групп получают тексты, идет первоначальное знакомство с текстами .
  • Группе предлагается 5-6 (по количеству участников группы) различных вопросов по данному тексту.
  • В каждой "рабочей" группе выбирается "специалист" по одному из вопросов.
  • "Специалисты" по отдельным вопросам объединяются в "экспертные" группы.
  • В "экспертной" группе текст прочитывается внимательно, идет поиск ответа на заданный вопрос.
  • "Экспертная" группа обсуждает вопрос и готовит презентацию ответа для "рабочей" группы.
  • Вернувшись в "рабочие" группы, эксперты отвечают на «свои» вопросы.
  • Ответы на вопросы озвучиваются для всей аудитории.

Текст для чтения. Каждый ученик получает один текст.

Человек должен быть интеллигентен!

Человек должен быть интеллигентен! А если у него профессия не требует интеллигентности? А если он не смог получить образования: так сложились обстоятельства. А если окружающая среда не позволяет? А если интеллигентность сделает его "белой вороной" среди его сослуживцев, друзей, родных, будет просто мешать его сближению с другими людьми?
Нет, нет и нет! Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека.
Это очень, очень важно, и прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго – да, долго! Ибо интеллигентность равна нравственному здоровью, а здоровье нужно, чтобы жить долго – не только физически, но и умственно. В Библии сказано: «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле». Это относится и к целому народу, и к отдельному человеку. Это мудро.
Но прежде всего определим, что такое интеллигентность, а потом, - почему она связана с заповедью долголетия.
Многие думают: интеллигентный человек – это тот, который много читал, получил хорошее образование (и даже по преимуществу гуманитарное), много путешествовал, знает много языков.
А между тем можно иметь все это и быть неинтеллигентным, и можно ничем этим не обладать в большой степени, а быть все-таки внутренне интеллигентным человеком.
Образованность нельзя смешивать с интеллигентностью. Образованность живет старым содержанием, интеллигентность – созданием нового и осознанием старого как нового.
Больше того… Лишите подлинно интеллигентного человека всех его знаний, образованности, лишите ег самой памяти. Пусть он забыл все на свете, не будет знать классиков литературы, не будет помнить величайшие произведения искусства, забудет важнейшие исторические события, но если при всем этом он сохранит восприимчивость к интеллектуальным ценностям, любовь к приобретению знаний, интерес к истории, эстетическое чутье, сможет отличить настоящее произведение искусства от грубой "штуковины", сделанной, только чтобы удивить, если он сможет удивиться красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, не проявив грубости, равнодушия, злорадства, зависти, а оценит другого по достоинству, если он проявит уважение к культуре прошлого, навыки воспитанного человека, ответственность в решении нравственных вопросов, богатство и точность своего языка – разговорного и письменного, - вот это и будет интеллигентный человек.
Интеллигентность не только в знаниях, а в способностях к пониманию другого. Она проявляется в тысяче и тысяче мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно (именно незаметно) помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя – не мусорить окурками или руганью, дурными идеями (это тоже мусор, и еще какой!).
Я знал на русском Севере крестьян, которые были по-настоящему интеллигентны. Они соблюдали удивительную чистоту в своих домах, умели ценить хорошие песни, умели рассказывать "бывальщину" (то есть то, что произошло с ними или другими), жили упорядоченным бытом, были гостеприимны и приветливы, с пониманием относились и к чужому горю, и к чужой радости.
Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать – тренировать душевные силы, как тренируют и физические. А тренировка возможна и необходима в любых условиях.
Что тренировка физических сил способствует долголетию – это понятно. Гораздо меньше понимают, что для долголетия необходима и тренировка духовных и душевных сил.
Дело в том, что злобная и злая реакция на окружающее, грубость и непонимание других – это признак душевной и духовной слабости, человеческой неспособности жить… Толкается в переполненном автобусе – слабый и нервный человек, измотанный, неправильно на все реагирующий. Ссорится с соседями – тоже человек, не умеющий жить, глухой душевно. Эстетически невосприимчивый – тоже человек несчастный. Не умеющий понять другого человека, приписывающий ему только злые намерения, вечно обижающийся на других – это тоже человек, обедняющий свою жизнь и мешающий жить другим. Душевная слабость ведет к физической слабости. Я не врач, но я в этом убежден. Долголетний опыт меня в этом убедил.
Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым.
Лицо человека, искажающееся злобой, становится безобразным, а движения этого человека лишены изящества – не нарочитого изящества, а природного, которое гораздо дороже.
Социальный долг человека – быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это залог его личного счастья и "ауры доброжелательности" вокруг него и к нему (то есть обращенной к нему).
Все, о чем я разговариваю с молодыми читателями в этой книге, - призыв к интеллигентности, к физическому и нравственному здоровью, к красоте здоровья. Будем долголетни, как люди и как народ! А почитание отца и матери следует понимать широко – как почитание всего нашего лучшего в прошлом, в прошлом, которое является отцом и матерью нашей современности, великой современности, принадлежать к которой – великое счастье.
Вопросы к тексту:

  1. В чем смысл понятия «нравственное здоровье»?
  2. Можно ли образованного человека считать неинтеллигентным?
  3. Перечислите, какими чертами на ваш взгляд должен обладать интеллигентный человек.
  4. Как вы понимаете слова Библии «Чти отца своего и матерь свою, и долголетен будешь на земле»?
  5. Согласны ли вы с тем, что «Социальный долг человека – быть интеллигентным»?
  6. Верно ли, что физикам и математикам не нужно гуманитарное образование?
  7. Существует ли связь между степенью интеллигентности и жизненной активностью человека?
  8. Современный интеллигентный человек. Что вы вкладываете в это понятие?

Итог работы в "рабочей" группе: группа получает задание написать свое Письмо о добром, озаглавив его.

Технология написания Письма:

  • выбрать те идеи, мысли Д.С.Лихачева, которые разделяют все члены группы;
  • объединить эти идеи в едином тексте – обращении к ученикам школы, сохранив форму и стилистику писем Д.С.Лихачева.

Урок заканчивается выступлениями представителей "рабочих" групп с этим Письмом.Заключительное слово учителя:

Вопрос классу: Как вы думаете, можно ли притвориться интеллигентным человеком?

Вот, что об этом говорил Дмитрий Сергеевич: "Скупой может притвориться щедрым… Злой человек может притвориться добрым. Льстец может преподнести свою лесть под флагом правдивости и откровенности, "честно". Но притвориться интеллигентным человеком нельзя. Невозможно. Вот, между прочим, почему интеллигентность вызывает такую злобу в неинтеллигентных людях".
Сегодня интеллигенция переживает не лучшие времена, но интеллигенты остались. Их голос имеет вес в обществе. К ним прислушиваются, признавая их всероссийский и всемирный авторитет. Они становятся индикаторами общественного мнения, потому что всем сокровищам мира предпочитают право жить по-своему и быть самим собой. Мы должны хранить традиции русской интеллигенции, развивать в себе качества интеллигентного человека. И не забывать, что хорошее образование – необходимый спутник свободной интеллигенции. А у современного Санкт-Петербурга в этом великолепные традиции.
Рекомендую вам прочитать книгу "Д.С. Лихачев. Об интеллигенции. (Приложение к альманаху "Канун"). Выпуск 2. Санкт-Петербург, 1997 ". В ней собраны статьи, публикации и выступления разных лет академика Дмитрия Сергеевича Лихачева, посвященные роли и значению интеллигенции в нашей стране.Литература:
Дмитрий Лихачев. Письма о добром. Издательство Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ, Санкт-Петербург, 1999. Письмо №12, с.32. http://lib.rus.ec/b/69745/read



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль