Развитие образовательной компетенции педагога

21342

Эффективность научно-методического сопровождения педагогического персонала на сегодняшний день оказалась существенно зависимой от возможности наполнения этого сопровождения новыми методами, формами, технологиями, способными обеспечить рост профессиональной компетентности специалиста, адекватный меняющимся условиям деятельности и соответствующий тенденциям развития современного образования. Особое значение приобретает использование технологий сопровождения персонала образовательных учреждений (далее - ОУ), стимулирующих рост и совершенствование учителей в профессии, обеспечивающих овладение инновационным опытом, повышающих уровень адаптации к меняющимся условиям деятельности.

Одной из таких технологий выступает индивидуальный образовательный маршрут педагога (далее - ИОМ). На сегодняшний день в педагогической науке уже сделаны шаги в исследовании возможных типов индивидуальных образовательных траекторий учителей, основанных на мотивационной сфере и образовательных потребностях.

ИОМ педагога целесообразно проектировать на основе личных образовательных потребностей, специфики методической проблемы, над которой работает учитель, особенностей проблематики профессионального сообщества, членом которого он является, потребностей конкретного ОУ. Согласно образцу индивидуального образовательного маршрута педагога, технология решает в первую очередь группу профессиональных задач проектирования и осуществления профессионального самообразования.

ИОМ педагога представляет собой целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую педагогу позиции субъекта выбора, разработки и реализации личной программы развития компетентности при осуществлении научно-методического сопровождения его профессионального развития. Целью и соответственно результатом реализации ИОМ любого типа является развитие профессиональной компетентности педагога в условиях ФГОС.

За основание для классификации индивидуального образовательного маршрута педагога в нашем ОУ был принят характер деятельности педагога, в процессе которой развивается профессиональная компетентность. Соответственно были выделены такие типы маршрутов: "Исследовательская деятельность", "Проектная деятельность", "Вхождение в профессиональную деятельность", "Профессиональные достижения" и др.

При проектировании ИОМ педагогам оказывается консультативная помощь и предоставляется информация о возможностях методической работы в ОУ для развития профессиональной компетентности и возможностях обучения и развития профессиональной компетентности вне ОУ (курсовая подготовка в системе повышения квалификации, городские методические сообщества, виртуальные предметные педагогические сообщества, семинары известных ученых и практиков, открытые мероприятия, форумы, фестивали, дистанционное обучение, электронные ресурсы и т. п.). Характерными чертами индивидуального образовательного маршрута педагога является то, что в нем полнее отражаются личные образовательные потребности учителя, большее место отводится самообразованию и развитию компетентности в контексте профессиональной деятельности, т. е. педагог предстает сформировавшимся субъектом развития своей профкомпетентности.

Согласно образцу индивидуального образовательного маршрута педагога, в нем отражаются три основных направления деятельности по развитию профкомпетентности учителей в соответствии с уровневой моделью методического процесса ОУ:

  1. Самообразование педагога.
  2. Деятельность в педагогическом сообществе.
  3. Участие в методической работе ОУ.

Согласно обозначенным направлениям деятельности и типу ИОМ, определяются содержание, формы, методы работы педагога по развитию профессиональной компетентности на текущий учебный год.Самообразование учителя реализуется через работу с научной и методической литературой, посещение и взаимопосещение занятий, самодиагностику, курсы повышения квалификации, самостоятельное освоение новых образовательных технологий, выполнение исследования (дипломного, диссертационного), разработку проекта и т. д. Занимающийся самообразованием учитель имеет возможность получить необходимую помощь и поддержку у консультантов-специалистов (педагог-психолог, методист, сетевой координатор) и консультантов-универсалов (заместитель директора по научно-методической работе, научный руководитель, сотрудники вузов, учреждений системы повышения квалификации).

Деятельность педработника в профессиональном сообществе осуществляется через руководство или участие в работе сообществ ОУ (методическое сопровождение педагогов, творческая экспериментальная группа и др.), а также работу в городских и окружных профессиональных педагогических сообществах.

Карта индивидуального образовательного маршрута педагога

Участие в методической работе на уровне ОУ предполагает прохождение корпоративного обучения. Корпоративное обучение осуществляется как через традиционные формы развития профкомпетентности (семинары, лекции, педагогические советы, круглые столы), так и через технологии развития профкомпетентности с использованием активных методов обучения (проектировочные семинары, решение поставленных задач, деловые и ролевые игры, дебаты, дискуссии, анализ видеоматериалов, тренинги). Взаимообучение и развитие профкомпетентности педагогов происходит через различные формы презентаций педагогического опыта (открытые уроки, мастер-классы, презентации на педагогических советах и семинарах, проектную деятельность, участие в создании банка научно-методических разработок).

Продвижение по индивидуального образовательного маршрута педагога фиксируется в карте ИОМ (таблица) по четвертям с указанием того, что конкретно сделано по реализации каждого из направлений деятельности.

Карта индивидуального образовательного маршрута педагога по развитию профессиональной компетентности

Направления деятельности

(уровень методической работы ОУ)

Содержание деятельности

Результат как

педагогический

продукт

Субъективные

достижения

(отношение

к результату)

Формы

презентации

достижений

I четверть

II четверть

IIIчетверть

IV четверть

Самообразование

(персональный уровень)

Работа в профессиональном сообществе

(командный уровень)

Участие в методической работе ОУ

(организационный уровень)

В графах, отражающих результативность реализации ИОМ за текущий год, фиксируются:

  • достижения учителя по каждому из направлений деятельности в виде конкретного педагогического продукта (сценария праздника, пакета педагогических диагностик, методических рекомендаций, технологических карт, статей, разработок занятий и т. д.);
  • субъективное отношение к достигнутым результатам (рефлексия процесса достижения и достигнутого результата по каждому из направлений деятельности в виде эссе или монографического самоотчета);
  • формы презентации полученных достижений, в т. ч. планируемые, с указанием места и времени презентации.

Результативность реализации индивидуальных образовательных маршрутов педагогов составляет основу для раздела "Достижения" личного портфолио педагога и отражается в портфолио ОУ.

В современных условиях компетентность педагога в сфере самообразования основана на умениях определять сферу профессиональных интересов; выявлять проблемы и затруднения в своей деятельности и определять способы их решения, проектировать свой ИОМ. Проектирование и реализация собственного ИОМ становится для педработника ситуацией "проживания инноваций" и способствует подготовке к решению актуальной задачи проектирования ИОМ обучающихся.



Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Мероприятия


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-37745 от 12 октября 2009 года
Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «Методические и организационные аспекты введения ФГОС обучающихся с ОВЗ».

Лектор: Фальковская Л. П., начальник отдела образования детей с проблемами развития и социализации.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Материал только для зарегистрированных пользователей

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль